Моя мечта
Моя мечта
12 апреля 2016
2016-04-12
2017-04-20
37
12 апреля 1961 года. Утро этого дня было таким разным для нашей огромной страны: где-то ярко светило солнце, где-то моросил дождь, а на самом севере кружили редкие снежинки. И каким же одинаково счастливым стал этот день для всех после сообщения ТАСС: Человек в космосе! Наш Юрий Гагарин совершил первый в мире полет к звёздам!
.
Я, как, возможно, многие в нашей стране мечтала побывать на Байконуре, увидеть бескрайние казахстанские степи, город Ленинск, легендарную гагаринскую стартовую площадку... После окончания института пришла работать в ЦСКБ. И как только мне предложили съездить в командировку на Байконур, я сразу согласилась. Это был 1988 год.
С Байконура я написала несколько писем домой, недавно перечитала их. В одном из них было описано событие, связанное с другим незабываемым стартом – стартом ракетно-комической системы «Энергия - Буран». Мне захотелось поделиться с вами своими воспоминаниями…
.
На Байконуре вовсю хозяйничала осень. К концу подходил октябрь, но погода стояла хорошая, солнечная. Днём было даже жарко. Мы ходили в распахнутом пальто. И в это время, в нашу сугубо мирную жизнь неожиданно вторгся военный термин – эвакуация. И во всем «виновата» была «Энергия», точнее её будущий старт.
27 октября, накануне назначенной эвакуации, уже поздним вечером, мне очень захотелось увидеть «Энергию» вблизи. И я уговорила всю нашу командировочную команду использовать выпавший нам исторический шанс. Тем более, до стартовой площадки, как говорили, было не более 10 минут езды, а значит и пешком недалеко. На всякий случай мы предупредили вахтера в гостинице, и вышли на улицу. Темно. Сильный ветер. Холодно. Нигде не видно ни человека. Луна в дымке. Страшновато. Но мы решительно отправились в наш поход. Прошли метров сто и засомневались: по силам ли путь? Но в это время из темноты неожиданно появился автобус. И совершенно незнакомые люди пообещали под-везти нас к самому старту.
Мы вышли из автобуса перед закрытой зоной с колючей проволокой. Из КПП на нас посмотрели как-то очень подозрительно, но всё же замечаний не сделали. Нам самим не верилось, что можно было подъехать так близко.
Картина была действительно фантастической. В ослепительно ярких лучах прожекторов, в каких-то 500 метрах от нас стола огромная, устремленная ввысь, самая мощная в мире ракета…
.
Очень красиво и нереально. Как будто сон или съемки фантастического фильма: ночь, тишина, освещенная ракета и только травы колыхались волнами…
Мы все так ждали её старта!
И вот, 28 октября всех жителей с нашей площадки эвакуировали. Кого-то на «десятку», кого-то на «тридцать первую» площадки. Окна магазинов были крест - накрест заклеены бумагой. Электроприборы обесточены. Дома опустели. Мы в 17-00 тоже поехали на автобусе на 95-ую площадку. С собой в дорогу мы взяли продуктов суток на двое. Даже блины напекли. Был очень красивый закат. Казалось, он охватывал все небо по кругу и был всех цветов радуги. Стартовая площадка «Энергии» все больше удалялась от нас, вот она уже казалась маленькой точкой...
Совсем стемнело, когда мы приехали на место. В нашем распоряжении оказались магазины, столовая, кафе в гостинице «Полёт» и даже клуб «Космос». Мы поужинали в кафе и затем пошли смотреть кино. В клубе всю ночь, а потом ещё и днём бесплатно по-казывали фильмы. Мы посмотрели только два: кубинский «Возраст не помеха» и наш «Салон красоты». Вообще, репертуар достойный эвакуации. Таким образом, мы по-своему тоже побывали и в «полёте» и в «космосе». Ночевали мы в мотовозе, в купейном вагоне, совсем новеньком, как будто только что отцепленном от фирменных «Жигулей». Только вот подушек не было.
Солдаты перед окнами вагонов жгли костры и грели кипяток. Для всех. И меня не покидало ощущение, что вагон вот-вот должен тронуться и отправиться в дальний путь, в военную эвакуацию, куда-нибудь за Урал…
Утром, как только проснулись – мы сели в свой автобус и поехали в степь. Смотреть старт. Патруль еле нас пропустил. Вот заехали на пригорок. Рядом уже стояло несколько автобусов и машин. Многие люди пришли сюда пешком. Чёрные и белые «Волги» проносились мимо, ближе к старту. Мы бегом поднялись на соседний холм (он показался по-выше нашего). Вскарабкались на какой-то металлический каркас с деревянными перекрытиями. И устремили свой жадный взор на восток. Там в лучах слепящего солнца должна появиться она - «Энергия». Кругом слышались советы: под каким углом смотреть, на что ориентироваться. Ждём. Назначенное время. Все замерли. Ничего. Подождали еще одну 10-ти минутную готовность. Опять ничего. Слезли. Сели в автобус и поехали назад в «свою эвакуацию», к мотовозу. Настроение испорчено. Что произошло неизвестно. Будет ли повторный старт и когда – тоже вопрос.
Потом нам рассказали, что за 40 секунд до старта вместо двух датчиков из четырёх, только один показал, что рама отошла от ракеты на необходимый угол. Сработала автоматика. Машина выдала повторную команду. Результат тот же. Автоматически начался слив горючего. Старт отложили приблизительно на две недели. Увидим ли его, мы не знали. Обидно. Можно сказать только из-за него сюда и приехали. Днём 29 октября вернулись на свою «113-ую» площадку. Вот так мы пережили свою первую эвакуацию…
.
Потом было официальное сообщение ТАСС.
Попытка запуска МТКК "Буран" 29 октября 1988 года
---------- СООБЩЕНИЕ ТАСС ----------
На заключительном этапе предстартовой подготовки ракеты-носителя "Энергия" с орбитальным кораблем "Буран" возникли отклонения в работе одной из систем обеспечения пуска. В связи с этим автоматически была вы-дана команда на прекращение дальнейших работ. В настоящее время ведется устранение возникших замечаний. О дате и времени старта будет сообщено дополнительно.
.
Что же произошло? Было дано следующее объяснение.
За 51 секунду до старта одна из площадок обслуживания не отошла от ракеты-носителя. Точнее, время отвода площадки превысило допустимое, и сигнал об успешном завершении операции отвода не поступил на ЭВМ, проверяющую пусковую готовность всех систем. Эта площадка до последних секунд держит платформу прицеливания, регулирующую гироскопы. Автоматика после опроса всех сигналов не нашла отзыв этого концевика и мгновенно дала "стоп" программе пуска.
Специальная комиссия установила, что стартовое сооружение с его площадкой не причем. Она выяснила, что блок приборов платформы прицеливания, отстыковывался от ракеты почти 40 секунд вместо 3. Ферма же, обязанная отвести блок после его отстыковки, не получила на это команду и согласно программе осталась на месте, так как автоматика выдала старту общий отбой.
.
Мы все-таки увидели старт «Энергии» с «Бураном» 15 ноября 1988 года. Тоже была эвакуация. Но прошла она как-то буднично и совсем неинтересно: без мотовоза, костров, кипятка. Далеко-далеко, почти у горизонта, ранним утром взметнулась по серому облачному небу ослепительная точка, по яркости не уступающая Солнцу. Успешный старт. За-тем мы узнали об успешном приземлении «Бурана». Всеобщая радость. Одна на всех.
Я убираю письма в стол. Может быть, моим детям будет суждено увидеть новый старт возрожденной «Энергии», устремленной к Марсу или к другим галактикам. Ведь всё начинается с мечты.
.
Надежда Ланина
***
Матери Ю.А. Гагарина
Апрельский вечер. Звёзды повторяли
Свой путь, подвластный только мирозданью,
Покой тысячелетний охраняли
И не стремились ни к чьему признанью...
.
Затихли города, деревни, веси.
Во сне невнятно речка бормотала.
Лишь женщина, устало руки свесив,
Печальных глаз со звёзд тех не спускала.
.
Ей не спалось. Всю ночь она томилась,
Всю ночь с тревогой сына вспоминала.
«Надеяться на что? На божью милость?» –
И горячо молитву прошептала.
.
…Лучи от солнца в небе разливались,
Стирая звёзд отточенные грани.
Ракета. Степь... А днём все в мире знали:
Поднялся к звёздам сын её – Гагарин!
.
«Что натворил он! Дочери-малютки!..» –
От вести громкой сердце болью сжало.
И как была одета, без попутки,
На станцию, к невестке, побежала…
.
Мир изменился. Звёзды стали ближе,
Настойчиво к себе за тайной звали.
Вновь матери и в Гжатске, и в Париже
Молитвы за детей своих шептали…
***
.
Матери Ю.А. Гагарина
.
Апрельский вечер. Звёзды повторяли
Свой путь, подвластный только мирозданью,
Покой тысячелетний охраняли
И не стремились ни к чьему признанью...
.
Затихли города, деревни, веси.
Во сне невнятно речка бормотала.
Лишь женщина, устало руки свесив,
Печальных глаз со звёзд тех не спускала.
.
Ей не спалось. Всю ночь она томилась,
Всю ночь с тревогой сына вспоминала.
«Надеяться на что? На божью милость?» –
И горячо молитву прошептала.
.
…Лучи от солнца в небе разливались,
Стирая звёзд отточенные грани.
Ракета. Степь... А днём все в мире знали:
Поднялся к звёздам сын её – Гагарин!
.
«Что натворил он! Дочери-малютки!..» –
От вести громкой сердце болью сжало.
И как была одета, без попутки,
На станцию, к невестке, побежала…
.
Мир изменился. Звёзды стали ближе,
Настойчиво к себе за тайной звали.
Вновь матери и в Гжатске, и в Париже
Молитвы за детей своих шептали…