Слова, которые не были услышаны. Дмовский, Кропоткин и Скоропадский об Украине

Станислав Минаков
Слова, которые не были услышаны.
Дмовский, Кропоткин и Скоропадский об Украине
Уже не впервой попадается на глаза поразительное высказывание об Украине польского публициста Романа Дмовского, сделанное в 1931-м году. Перечитываю снова — сам и с коллегами — и всякий раз диву даюсь: ну как можно было настолько, что называется, «зрить в корень», как можно было рассмотреть тогда и предугадать то, что свершится спустя восемь с половиной десятилетий, теперь уже на наших глазах! Даже если суждение пана Дмовского опирается на знание ментальных архетипов, проявлениям которых он был свидетелем или, как минимум, современником, и в период Российской Империи, и в сверхкраткую бытность каких-нибудь, с позволения сказать, «УНР» или «директории» (мы помним свидетельства уроженца Киева писателя Михаила Булгакова, что в те годы «на счету у киевлян было 18 переворотов»!), и в первые десятилетия Советской власти на Украине.
.
«Нет человеческой силы, способной помешать тому, — писал Р. Дмовский, — чтобы оторванная от России и преобразованная в независимое государство Украина стала сборищем аферистов со всего мира, которым сегодня очень тесно в собственных странах, капиталистов и искателей капитала, организаторов промышленности, техников и купцов, спекулянтов и интриганов, бандитов и организаторов всех видов проституции: немцам, французам, бельгийцам, итальянцам, англичанам и американцам поспешили бы на помощь местные или ближайшие русские, поляки, армяне, греки и наконец, самые многочисленные и самые важные из всех — евреи. Собралась бы своеобразная Лига Наций…
.
Все эти элементы при участии наиболее хитрых, наиболее предприимчивых украинцев создали бы верхний слой, элиту страны. Однако это была бы своеобразная элита, потому что, кажется, ни одна страна не могла бы похвастаться такой богатой коллекцией международных каналий. Украина стала бы язвой на теле Европы; люди же, мечтающие о создании культурного, здорового и сильного украинского народа, созревающего в собственном государстве, убедились бы, что вместо собственного государства они имеют международное предприятие, а вместо здорового развития — быстро прогрессирующий распад и гниение.
.
Те, которые предполагают, что при географическом положении Украины и обширности ее территории, при состоянии, в котором находится украинский элемент, при его духовных и материальных ресурсах, наконец, при той роли, которую играет украинский вопрос в нынешнем экономическом и политическом положении мира, могло бы быть иначе, — не имеют воображения ни на грош.
.
У украинского вопроса множество различных заступников, как на самой Украине, так и за ее границами. Среди последних в особенности много таких, которые хорошо знают, к чему они идут. Но есть и такие, которые решение этого вопроса отрывом Украины от России представляют себе весьма идиллически. Эти наивные лучше всего сделали бы, держась от нее подальше».
.
Читаешь, и видишь нынешний украинский «реализм действительной жизни» (как сказал бы Достоевский). Даже и сюрреализм: и все эти ряды олигархов — Порошенок-Вальцманов, Гройсманов, Фирташей, Пинчуков и Ахметовых, и денежных мешков вроде Коломойского, сидящих теперь в Женеве и гордо прозывающих себя «жидобандеровцами» и «укропами» (а помяните мое слово, уже скоро начнут от бандеровщины отмазываться, сливать своих же и кричать, де, мы приказов убивать не давали!), и всю эту импортированную заокеанским обкомом гнусь, калифов не на час даже, а на полчаса — Саакашвили, Деканоидзы, Абромавичусы, Яреськи, все эти преступники-«правоохранители» вроде Авакова и Луценки, все эти маски непотребного и, к сожалению, кровавого фарса — Ляшки, Мосийчуки, Парубии, Музычки, Тягныбоки, Яроши, Бэрэзы, Сэмэны-Сэмэнченки, Клички и прочие… Не случайно наш внимательный современник подмечает те же особенности и тенденции, указанные, как мы теперь знаем, еще паном Дмовским: «Литовский баскетболист Айварас Абромавичюс стал министром экономики Украины. Экономики Украины больше нет. Бандуристка Наталья Яресько стала министром финансов Украины. Внешний долг вырос с 30% до 100% к ВВП. Польский рок-музыкант Войцех Балчун стал главой “Украинских железных дорог”. “Украинские железные дороги” теперь банкрот…»
.
Но как человек может быть столь прозорлив и настолько способен понимать суть? Так внятно написано, что возникает впечатление: это кто-то отсюда глядит, наш современник, уже знающий ситуацию достоверно. И сформулировано — как на скрижали.
.
Roman Dmowski был свидетелем жуткого краха Российской Империи и стоял у истоков создания независимой Польши в 1917 году. В отличие от Пилсудского, выступал за национальную автономию Польши в составе Российской империи. При всей германофилии Романа Дмовского, именно его соратники во время Второй мировой войны создали польское антигитлеровское сопротивление (впрочем, для вдумчивого человека тут нет противоречий, особенно для аналитика с таким проницательным умом).
Читаем биографическую справку. Родился Р. Дмовский 9 августа 1864 г. в предместье Варшавы, скончался 2 января 1939 г., в Дроздово, Польша. Происходил из семьи мелкого шляхтича. Окончил Варшавский университет В 1907–1912 гг. был депутатом 2-й и 3-й Государственной думы Российской империи. В 1917 г. основал Польский национальный комитет, который содействовал установлению отношений возрожденной Польши со странами Антанты. На Парижской мирной конференции 1919–1920 гг. Дмовский представлял правительство Польши и подписывал мирный Версальский договор. До 1922 г. был депутатом Сейма, а с 1923 г. — министром иностранных дел Польши. Затем отошел от активной политической деятельности. Автор книги «Германия, Россия и Польский вопрос» (1908).
.
Некоторые историки утверждают, что Дмовский всю жизнь был «упертым польским националистом и антисемитом. Но Украину раскусил хорошо, именно потому, что был польским националистом, этаким “свободовцем” в польском варианте».
.
Но Р. Дмовский не похож на теперешнего украинского «свободовца» —  его русофобия закончилась с появлением независимой Польши, а германофобом он оставался до конца жизни. Его партия называлась национал-демократической, и чуть ли не с него и пошел в ход термин «национал-демократы» (в том числе в Галичине), который унаследовали в середине 1980-х, но уже с другим содержанием, украинские руховцы.
.
И, как ни крути,— хорошо бы и «украинцам» и полякам в школе проходить суждения пана Дмовского об Украине!
.
Мы помним, что Польша дала миру выдающиеся образцы культуры: в литературе, музыке, кинематографе, даже, вполне изобильно, в песенной эстраде 1960-1970-х. То есть исторические причины неотменимой польской «гоноровости» хотя бы понятны. Но вот с какого перепуга вздымаются и пыжатся «украинцы», уяснить крайне затруднительно. Разве что от собственного исторического и культурного ничтожества.
.
Однако, пан Дмовский, экс-депутат Российской Госдумы, ау, подскажите, что же со всем этим украинским бедламом теперь делать! Сегодня и впредь.
.
* * *
.
А вот еще один вдумчивый прорицатель. Кто бы мог подумал! Анархист Петр Кропоткин! (Судя по его автографам, до революции фамилия этого знатного рода писалась и через «о», и через «а» — та же история, что с Боратынскими. А советская власть, отмечают, при отмене родовых титулов и званий и вводе паспортов поставила в этом вопросе точку, трудно сказать, из какой логики исходя: Кропоткин, но Баратынский.)
Теоретик мирового анархизма Петр Алексеевич Кропоткин прозорливо писал 24 июня 1917 г. украинским националистам: «Позвольте сказать вам, братья, что все, чему учит нас история и чему научил меня долгий жизненный опыт, ведет к заключению, что самою сильною помехою расцвету народной жизни, которую мы все желали, было бы образование независимых государств из народностей и областей, входивших в состав Российской Империи. В таких государствах повторилось бы, но в больших размерах то, что мы видели в балканских и скандинавских государствах, а также в соперничестве Германии и Австрии».
.
В тот год знаменитый 74-летний революционер, проведя четыре десятилетия в эмиграции, вернулся из Британии в Россию. Исследователи полагают, что письмо к украинцам было написано П. Кропоткиным по просьбе Временного правительства, обеспокоенного сепаратистскими настроениями в Киеве. Кропоткин был русским патриотом, украинскую проблему воспринимавшим весьма болезненно. Он, успевший на родине быстро разочароваться в местных анархистах («грубые, развязные молодые люди, принявшие за основу принцип вседозволенности») и в Февральской революции, не желал, чтобы страна разваливалась на куски, ощущал мощь пропаганды  пораженчества, которое интенсивно подогревалось Западом (знакомая картина, не правда ли?). Кропоткин призывал к битве с Германией — до победного конца.
.
«Каковы бы ни были политические планы и ошибки отдельных лиц, нельзя допустить мысль, чтобы большинство украинского народа, видя, каковы планы Германии и Австрии на порабощение — экономическое и политическое — русского народа, зная, каковы были бы последствия германо-австрийской победы на востоке, и понимая, что такая победа была бы только началом новых претензий на порабощение и русского, и украинского народа, и всех других народов, обитающих в России, — нельзя допустить, чтобы, зная и предвидя это, мыслящие люди Украины не подумали о том, что нанести такой удар в такую минуту русскому народу было бы одним из тех преступлений, которые потом тяготят как проклятие народы, совершившие такое преступление. История знает несколько таких преступлений. Но она уже говорит нам, какой тяжелой ценой расплачивались потом народы, допустившие такую ужасную ошибку».
.
Даже страшно читать, всецело понимая правоту Петра Алексеевича Кропоткина по части грядущего сокрушения и раскаяния нынешних воротил «евромайдана» и устроителей геноцида русских сограждан в Одессе и на Донбассе, сеющих ложь и мерзость разделения, ненависти, вражды, а особенно всех примкнувших, то ли по недоразумению, то ли под влиянием эмоций. Заканчивается послание П. Кропоткина, под незатейливым названием «Письмо украинцам», следующими словами: «Братья, не рвите вековой связи! С обновленною Россией вы сможете жить по-братски. А сливая воедино творческую устроительную работу жизни двух столь близких народов, вы достигнете великих результатов в мировом строительстве Свободы, Равенства и истинного Братства».
.
Артем Рудницкий, доктор исторических наук, в этой связи напоминает: «Австрийцы и немцы активно вскармливали украинский национализм, давали большие деньги, вели мощную организационную работу. По всей Европе тогда действовали украинские националистические организации: созданный австрийцами Союз освобождения Украины, “украинские бюро” в Берлине, Вене, Лозанне, Стокгольме. Через них направлялись эмиссары и деньги для захвата власти, а также просьбы к зарубежным странам освободить Украину от “московского варварства”. От российских военнопленных отсекали украинцев и вели с ними пропагандистскую работу. … Сохранился один любопытный документ, свидетельствующий о переводе председателю Центральной рады Грушевскому 100 тысяч долларов. Перевод делали через США в 1917 г. Но его перехватили российские спецслужбы».
.
Как всё банально, циклично и противно!
.
Довершили труды австро-венгерских спецслужб, к сожалению, большевики — осуществив свою миссию в деле украинизации 1920-1930-х и иных годов. Тогда, по слову современного харьковского политолога Д. Губина, «в переписном листе и появилась запись “украинец”, на долгие десятилетия прописавшаяся в паспортах и поселившаяся в головах» (то есть 17 декабря 1926 г., в день первой всеобщей переписи населения СССР).
.
Тогда же, к слову, был внедрен в обиход этнохороним «харьковчане», что является калькой с малороссийского «харкивьяны». В местных газетах досоветского периода такого слова нет. С XVII в., то есть с основания города Царем Московским Алексеем Михайловичем Тишайшим, жители Харькова называли себя «харьковцы». Аналогично самоназывались и «луганцы».
.
Однако равновесие на этой территории худо-бедно сохранялось, даже будучи порушенным в страшные годы немецко-фашистской оккупации 1941–1944 гг., с коллаборантскими украинскими проявлениями, с непостижимо жуткими карательными акциями укрошуцманов, учинявшимися над мирным населением.
.
Что до письма П. Кропоткина, то Центральной Раде в Киев его так и не переслали, хотя 27 июня 1917-го начальник канцелярии МИД России Б. Татищев направил письмо в Ставку, где находился министр иностранных дел М. Терещенко, вместе с телеграммой: «Срочно. Ставку. Письмо Кропоткина украинцам».
В 1917 г. украинцы первым делом начали переименовывать улицы и сносить памятники царям, увольнять чиновников, не знавших украинского языка. Даже гетман Скоропадский, правивший на Украине с апреля по ноябрь 1918 г., возмущался, что подбор людей на государственные посты определялся не профессионализмом, а знанием украинского языка. Кстати, помните ль, как один из персонажей романа Тургенева «Рудин» утверждал, что если б были лишние деньги, то «сделался малороссийским поэтом» и что «стоит только взять лист бумаги и написать наверху: “Дума”; потом начать так: “Гой, ты доля моя, доля!” или: “Седе казачино Наливайко на кургане!”, а там: “По-пид горою, по-пид зеленою, грае, грае воропае, гоп! гоп!” или что-нибудь в этом роде. И дело в шляпе. Печатай и издавай.». Полтора столетия спустя ничего по части «грае воропае» на Украине, увы, не изменилось.
.
* * *
.
Примечательны высказывания Павла Скоропадского: «Узкое украинство — исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру каковой целиком пересаживать нам не имеет никакого смысла: никаких данных на успех нет, и это является просто преступлением, так как там, собственно, и культуры нет. Ведь галичане живут объедками от немецкого и польского стола. Уже один язык их ясно это отражает, где на пять слов — четыре польского или немецкого происхождения. (...)
.
Великороссы и наши украинцы создали общими усилиями русскую науку, русскую литературу, музыку и художество, и отказываться от этого своего высокого и хорошего для того, чтобы взять то убожество, которое нам, украинцам, так любезно предлагают галичане, просто смешно и немыслимо...
.
Нельзя упрекнуть Шевченко, что он не любил Украины, но пусть мне галичане или кто-нибудь из наших украинских шовинистов скажет по совести, что, если бы он был теперь жив, отказался бы от русской культуры, от Пушкина, Гоголя и тому подобных и признал бы лишь галицийскую культуру; несомненно, что он, ни минуты не задумываясь, сказал бы, что он никогда от русской культуры отказаться не может и не желает, чтобы украинцы от нее отказались. Но одновременно с этим он бы работал над развитием своей собственной, украинской, если бы условия давали бы ему возможность это делать».
.
Гетман Скоропадский считал «бессмысленным и гибельным для Украины оторваться от России, особенно в культурном отношении»: «При существовании у нас и свободном развитии русской и украинской культуры мы можем расцвести, если же мы теперь откажемся от первой культуры, мы будем лишь подстилкой для других наций и никогда ничего великого создать не сумеем».
К сожалению, послания и предостережения ни пана Дмовского, ни Петра Кропоткина, ни суждения гетмана Скоропадского, ни иные — до украинцев не дошли.
.
Не пора ли Украине в них вчитаться сегодня?
Уже не впервой попадается на глаза поразительное высказывание об Украине польского публициста Романа Дмовского, сделанное в 1931-м году. Перечитываю снова — сам и с коллегами — и всякий раз диву даюсь: ну как можно было настолько, что называется, «зрить в корень», как можно было рассмотреть тогда и предугадать то, что свершится спустя восемь с половиной десятилетий, теперь уже на наших глазах! Даже если суждение пана Дмовского опирается на знание ментальных архетипов, проявлениям которых он был свидетелем или, как минимум, современником, и в период Российской Империи, и в сверхкраткую бытность каких-нибудь, с позволения сказать, «УНР» или «директории» (мы помним свидетельства уроженца Киева писателя Михаила Булгакова, что в те годы «на счету у киевлян было 18 переворотов»!), и в первые десятилетия Советской власти на Украине.
.
«Нет человеческой силы, способной помешать тому, — писал Р. Дмовский, — чтобы оторванная от России и преобразованная в независимое государство Украина стала сборищем аферистов со всего мира, которым сегодня очень тесно в собственных странах, капиталистов и искателей капитала, организаторов промышленности, техников и купцов, спекулянтов и интриганов, бандитов и организаторов всех видов проституции: немцам, французам, бельгийцам, итальянцам, англичанам и американцам поспешили бы на помощь местные или ближайшие русские, поляки, армяне, греки и наконец, самые многочисленные и самые важные из всех — евреи. Собралась бы своеобразная Лига Наций…
.
Все эти элементы при участии наиболее хитрых, наиболее предприимчивых украинцев создали бы верхний слой, элиту страны. Однако это была бы своеобразная элита, потому что, кажется, ни одна страна не могла бы похвастаться такой богатой коллекцией международных каналий. Украина стала бы язвой на теле Европы; люди же, мечтающие о создании культурного, здорового и сильного украинского народа, созревающего в собственном государстве, убедились бы, что вместо собственного государства они имеют международное предприятие, а вместо здорового развития — быстро прогрессирующий распад и гниение.
.
Те, которые предполагают, что при географическом положении Украины и обширности ее территории, при состоянии, в котором находится украинский элемент, при его духовных и материальных ресурсах, наконец, при той роли, которую играет украинский вопрос в нынешнем экономическом и политическом положении мира, могло бы быть иначе, — не имеют воображения ни на грош.
.
У украинского вопроса множество различных заступников, как на самой Украине, так и за ее границами. Среди последних в особенности много таких, которые хорошо знают, к чему они идут. Но есть и такие, которые решение этого вопроса отрывом Украины от России представляют себе весьма идиллически. Эти наивные лучше всего сделали бы, держась от нее подальше».
.
Читаешь, и видишь нынешний украинский «реализм действительной жизни» (как сказал бы Достоевский). Даже и сюрреализм: и все эти ряды олигархов — Порошенок-Вальцманов, Гройсманов, Фирташей, Пинчуков и Ахметовых, и денежных мешков вроде Коломойского, сидящих теперь в Женеве и гордо прозывающих себя «жидобандеровцами» и «укропами» (а помяните мое слово, уже скоро начнут от бандеровщины отмазываться, сливать своих же и кричать, де, мы приказов убивать не давали!), и всю эту импортированную заокеанским обкомом гнусь, калифов не на час даже, а на полчаса — Саакашвили, Деканоидзы, Абромавичусы, Яреськи, все эти преступники-«правоохранители» вроде Авакова и Луценки, все эти маски непотребного и, к сожалению, кровавого фарса — Ляшки, Мосийчуки, Парубии, Музычки, Тягныбоки, Яроши, Бэрэзы, Сэмэны-Сэмэнченки, Клички и прочие… Не случайно наш внимательный современник подмечает те же особенности и тенденции, указанные, как мы теперь знаем, еще паном Дмовским: «Литовский баскетболист Айварас Абромавичюс стал министром экономики Украины. Экономики Украины больше нет. Бандуристка Наталья Яресько стала министром финансов Украины. Внешний долг вырос с 30% до 100% к ВВП. Польский рок-музыкант Войцех Балчун стал главой “Украинских железных дорог”. “Украинские железные дороги” теперь банкрот…»
.
Но как человек может быть столь прозорлив и настолько способен понимать суть? Так внятно написано, что возникает впечатление: это кто-то отсюда глядит, наш современник, уже знающий ситуацию достоверно. И сформулировано — как на скрижали.
.
Roman Dmowski был свидетелем жуткого краха Российской Империи и стоял у истоков создания независимой Польши в 1917 году. В отличие от Пилсудского, выступал за национальную автономию Польши в составе Российской империи. При всей германофилии Романа Дмовского, именно его соратники во время Второй мировой войны создали польское антигитлеровское сопротивление (впрочем, для вдумчивого человека тут нет противоречий, особенно для аналитика с таким проницательным умом).
Читаем биографическую справку. Родился Р. Дмовский 9 августа 1864 г. в предместье Варшавы, скончался 2 января 1939 г., в Дроздово, Польша. Происходил из семьи мелкого шляхтича. Окончил Варшавский университет В 1907–1912 гг. был депутатом 2-й и 3-й Государственной думы Российской империи. В 1917 г. основал Польский национальный комитет, который содействовал установлению отношений возрожденной Польши со странами Антанты. На Парижской мирной конференции 1919–1920 гг. Дмовский представлял правительство Польши и подписывал мирный Версальский договор. До 1922 г. был депутатом Сейма, а с 1923 г. — министром иностранных дел Польши. Затем отошел от активной политической деятельности. Автор книги «Германия, Россия и Польский вопрос» (1908).
.
Некоторые историки утверждают, что Дмовский всю жизнь был «упертым польским националистом и антисемитом. Но Украину раскусил хорошо, именно потому, что был польским националистом, этаким “свободовцем” в польском варианте».
.
Но Р. Дмовский не похож на теперешнего украинского «свободовца» —  его русофобия закончилась с появлением независимой Польши, а германофобом он оставался до конца жизни. Его партия называлась национал-демократической, и чуть ли не с него и пошел в ход термин «национал-демократы» (в том числе в Галичине), который унаследовали в середине 1980-х, но уже с другим содержанием, украинские руховцы.
.
И, как ни крути,— хорошо бы и «украинцам» и полякам в школе проходить суждения пана Дмовского об Украине!
.
Мы помним, что Польша дала миру выдающиеся образцы культуры: в литературе, музыке, кинематографе, даже, вполне изобильно, в песенной эстраде 1960-1970-х. То есть исторические причины неотменимой польской «гоноровости» хотя бы понятны. Но вот с какого перепуга вздымаются и пыжатся «украинцы», уяснить крайне затруднительно. Разве что от собственного исторического и культурного ничтожества.
.
Однако, пан Дмовский, экс-депутат Российской Госдумы, ау, подскажите, что же со всем этим украинским бедламом теперь делать! Сегодня и впредь.
.
***
.
А вот еще один вдумчивый прорицатель. Кто бы мог подумал! Анархист Петр Кропоткин! (Судя по его автографам, до революции фамилия этого знатного рода писалась и через «о», и через «а» — та же история, что с Боратынскими. А советская власть, отмечают, при отмене родовых титулов и званий и вводе паспортов поставила в этом вопросе точку, трудно сказать, из какой логики исходя: Кропоткин, но Баратынский.)
.
Теоретик мирового анархизма Петр Алексеевич Кропоткин прозорливо писал 24 июня 1917 г. украинским националистам: «Позвольте сказать вам, братья, что все, чему учит нас история и чему научил меня долгий жизненный опыт, ведет к заключению, что самою сильною помехою расцвету народной жизни, которую мы все желали, было бы образование независимых государств из народностей и областей, входивших в состав Российской Империи. В таких государствах повторилось бы, но в больших размерах то, что мы видели в балканских и скандинавских государствах, а также в соперничестве Германии и Австрии».
.
В тот год знаменитый 74-летний революционер, проведя четыре десятилетия в эмиграции, вернулся из Британии в Россию. Исследователи полагают, что письмо к украинцам было написано П. Кропоткиным по просьбе Временного правительства, обеспокоенного сепаратистскими настроениями в Киеве. Кропоткин был русским патриотом, украинскую проблему воспринимавшим весьма болезненно. Он, успевший на родине быстро разочароваться в местных анархистах («грубые, развязные молодые люди, принявшие за основу принцип вседозволенности») и в Февральской революции, не желал, чтобы страна разваливалась на куски, ощущал мощь пропаганды  пораженчества, которое интенсивно подогревалось Западом (знакомая картина, не правда ли?). Кропоткин призывал к битве с Германией — до победного конца.
.
«Каковы бы ни были политические планы и ошибки отдельных лиц, нельзя допустить мысль, чтобы большинство украинского народа, видя, каковы планы Германии и Австрии на порабощение — экономическое и политическое — русского народа, зная, каковы были бы последствия германо-австрийской победы на востоке, и понимая, что такая победа была бы только началом новых претензий на порабощение и русского, и украинского народа, и всех других народов, обитающих в России, — нельзя допустить, чтобы, зная и предвидя это, мыслящие люди Украины не подумали о том, что нанести такой удар в такую минуту русскому народу было бы одним из тех преступлений, которые потом тяготят как проклятие народы, совершившие такое преступление. История знает несколько таких преступлений. Но она уже говорит нам, какой тяжелой ценой расплачивались потом народы, допустившие такую ужасную ошибку».
.
Даже страшно читать, всецело понимая правоту Петра Алексеевича Кропоткина по части грядущего сокрушения и раскаяния нынешних воротил «евромайдана» и устроителей геноцида русских сограждан в Одессе и на Донбассе, сеющих ложь и мерзость разделения, ненависти, вражды, а особенно всех примкнувших, то ли по недоразумению, то ли под влиянием эмоций. Заканчивается послание П. Кропоткина, под незатейливым названием «Письмо украинцам», следующими словами: «Братья, не рвите вековой связи! С обновленною Россией вы сможете жить по-братски. А сливая воедино творческую устроительную работу жизни двух столь близких народов, вы достигнете великих результатов в мировом строительстве Свободы, Равенства и истинного Братства».
.
Артем Рудницкий, доктор исторических наук, в этой связи напоминает: «Австрийцы и немцы активно вскармливали украинский национализм, давали большие деньги, вели мощную организационную работу. По всей Европе тогда действовали украинские националистические организации: созданный австрийцами Союз освобождения Украины, “украинские бюро” в Берлине, Вене, Лозанне, Стокгольме. Через них направлялись эмиссары и деньги для захвата власти, а также просьбы к зарубежным странам освободить Украину от “московского варварства”. От российских военнопленных отсекали украинцев и вели с ними пропагандистскую работу. … Сохранился один любопытный документ, свидетельствующий о переводе председателю Центральной рады Грушевскому 100 тысяч долларов. Перевод делали через США в 1917 г. Но его перехватили российские спецслужбы».
.
Как всё банально, циклично и противно!
.
Довершили труды австро-венгерских спецслужб, к сожалению, большевики — осуществив свою миссию в деле украинизации 1920-1930-х и иных годов. Тогда, по слову современного харьковского политолога Д. Губина, «в переписном листе и появилась запись “украинец”, на долгие десятилетия прописавшаяся в паспортах и поселившаяся в головах» (то есть 17 декабря 1926 г., в день первой всеобщей переписи населения СССР).
.
Тогда же, к слову, был внедрен в обиход этнохороним «харьковчане», что является калькой с малороссийского «харкивьяны». В местных газетах досоветского периода такого слова нет. С XVII в., то есть с основания города Царем Московским Алексеем Михайловичем Тишайшим, жители Харькова называли себя «харьковцы». Аналогично самоназывались и «луганцы».
.
Однако равновесие на этой территории худо-бедно сохранялось, даже будучи порушенным в страшные годы немецко-фашистской оккупации 1941–1944 гг., с коллаборантскими украинскими проявлениями, с непостижимо жуткими карательными акциями укрошуцманов, учинявшимися над мирным населением.
.
Что до письма П. Кропоткина, то Центральной Раде в Киев его так и не переслали, хотя 27 июня 1917-го начальник канцелярии МИД России Б. Татищев направил письмо в Ставку, где находился министр иностранных дел М. Терещенко, вместе с телеграммой: «Срочно. Ставку. Письмо Кропоткина украинцам».
В 1917 г. украинцы первым делом начали переименовывать улицы и сносить памятники царям, увольнять чиновников, не знавших украинского языка. Даже гетман Скоропадский, правивший на Украине с апреля по ноябрь 1918 г., возмущался, что подбор людей на государственные посты определялся не профессионализмом, а знанием украинского языка. Кстати, помните ль, как один из персонажей романа Тургенева «Рудин» утверждал, что если б были лишние деньги, то «сделался малороссийским поэтом» и что «стоит только взять лист бумаги и написать наверху: “Дума”; потом начать так: “Гой, ты доля моя, доля!” или: “Седе казачино Наливайко на кургане!”, а там: “По-пид горою, по-пид зеленою, грае, грае воропае, гоп! гоп!” или что-нибудь в этом роде. И дело в шляпе. Печатай и издавай.». Полтора столетия спустя ничего по части «грае воропае» на Украине, увы, не изменилось.
.
***
.
Примечательны высказывания Павла Скоропадского: «Узкое украинство — исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру каковой целиком пересаживать нам не имеет никакого смысла: никаких данных на успех нет, и это является просто преступлением, так как там, собственно, и культуры нет. Ведь галичане живут объедками от немецкого и польского стола. Уже один язык их ясно это отражает, где на пять слов — четыре польского или немецкого происхождения. (...)
.
Великороссы и наши украинцы создали общими усилиями русскую науку, русскую литературу, музыку и художество, и отказываться от этого своего высокого и хорошего для того, чтобы взять то убожество, которое нам, украинцам, так любезно предлагают галичане, просто смешно и немыслимо...
.
Нельзя упрекнуть Шевченко, что он не любил Украины, но пусть мне галичане или кто-нибудь из наших украинских шовинистов скажет по совести, что, если бы он был теперь жив, отказался бы от русской культуры, от Пушкина, Гоголя и тому подобных и признал бы лишь галицийскую культуру; несомненно, что он, ни минуты не задумываясь, сказал бы, что он никогда от русской культуры отказаться не может и не желает, чтобы украинцы от нее отказались. Но одновременно с этим он бы работал над развитием своей собственной, украинской, если бы условия давали бы ему возможность это делать».
.
Гетман Скоропадский считал «бессмысленным и гибельным для Украины оторваться от России, особенно в культурном отношении»: «При существовании у нас и свободном развитии русской и украинской культуры мы можем расцвести, если же мы теперь откажемся от первой культуры, мы будем лишь подстилкой для других наций и никогда ничего великого создать не сумеем».
К сожалению, послания и предостережения ни пана Дмовского, ни Петра Кропоткина, ни суждения гетмана Скоропадского, ни иные — до украинцев не дошли.
.
Не пора ли Украине в них вчитаться сегодня?
5
1
Средняя оценка: 2.88793
Проголосовало: 348