Солнце Тамары Миансаровой
Солнце Тамары Миансаровой
СМИ сообщили, что поздно вечером 12 июля с.г. на 87-м году жизни скончалась советская и российская эстрадная певица Тамара Миансарова — в Первой градской больнице, куда ее определили 6 июля с.г. с воспалением легких. Похороны певицы прошли 17 июля.
С уходом таких артистов мы задумываемся об окончании эпохи, об угасании звезд, составлявших нашу общую сущность. Но наш современник, поэт, сказал с оптимизмом: «Давно осыпалась звезда, а свет ее доныне льется…»
Во времена украинских помрачений и распада следует напоминать: Тамара Миансарова, уроженка Зиновьевска (так назывался в 1934 г. Елисаветград, известный нам в советское время как Кировоград, ныне упоротыми обозванный Кропивницким), закончила сначала музыкальную школу при Минской консерватории, а потом — Московскую консерваторию. География биографии певицы, если можно так выразиться, весьма красноречива — охватывает три наши русские республики. Об одаренности молодого музыканта говорят факты: Миансарова училась в фортепианном классе у профессора Льва Оборина и факультативно занималось вокалом у Доры Белявской, профессора музыкального института Луначарского. Работала концертмейстером в ГИТИСе, а много позже, в 1980-х, преподавала там вокал, будучи уже профессором этого вуза с новым названием — Российской академии театрального искусства. Заслуженная артистка Украинской ССР с 1972 года. В 1980-е годы польский журнал «Панорама» назвал четверку самых популярных певцов за предыдущие четверть века: Эдит Пиаф, Карел Готт, Шарль Азнавур и Тамара Миансарова.
Миансарову все запомнили по шлягеру 1965-го года «Черный кот» (Ю. Саульский — М. Танич), однако в репертуаре певицы осталось более 400 песен, среди них — весьма знаменитые: «Пусть всегда будет солнце» (триумфальный дебют в 1963-м, на фестивале Международного Фестиваля песни в Сопоте; авторы — композитор А. Островский и поэт Л. Ошанин), эту песню Тамаре Миансаровой привелось исполнять даже с Юрием Гагариным. Потом были «Летка-енка», а также легкомысленная, но незабываемая песенка «Рыжик» (музыка Б. Климчука, слова А. Эппеля), «Бабушка, научи меня танцевать», «Давай никогда не ссориться», «Топ-топ», «Золотой ключик».
В новейшие времена, в 2004 г. на «Площади звезд» в Москве была установлена именная звезда Миансаровой, а 9 февраля 2005 г. прошел юбилейный вечер в концертном зале «Россия».
Я напомню: когда был период «советского империализма», и все творчество на Украине, как теперь кое-кто утверждает, было «под гнетом», Тамаре Миансаровой ничто не мешало петь на мове, и слушал ее, подпевая, весь Советский Союз. В частности, мои родители в Белгороде пели и прекрасную песню одаренного мелодиста Игоря Поклада «Коханий» https://www.youtube.com/watch?v=s-6stvb9mS4
И. Поклад, подаривший нам ряд песенных шедевров, здравствует и поныне. Родился он, между прочим, 10 декабря 1941 года в городе Фрунзе (ныне — Бишкек, Киргизия). Миансарова пела также хиты И. Поклада на стихи Ю. Рыбчинского — «Ой, летіли дикі гуси» (потом мы услышим эту песню в непревзойденном исполнении Нины Матвиенко), и — «Глаза на песке», еще один памятный шедевр Поклада на стихи Рыбчинского, когда еще никто не свихнулся на самостийности и не закусил удила ненависти. https://www.youtube.com/watch?v=V7DASzxg6Qo
Отмечают, что вышеприведенный сюжет с песней «Коханий» был снят в Святогорске, где теперь Свято-Успенская Лавра, да и весь телефильм о Миансаровой снимался в Донецкой области. На веслах в лодке с певицей — режиссер фильма Альберт Атаханов, годы спустя оставивший книгу воспоминаний, где есть глава и о Тамаре Миансаровой. Альберт ушел из жизни после «самой тяжелой болезни» в минувшем году, но до последних дней оставался оптимистом.
То был период, когда Тамара Миансарова оставила Москонцерт и поступила на двенадцать (!) лет в Донецкой областную филармонию.
Мои родители, харьковцы, мову знали неплохо (отец в свое время преподавал в украинской школе №2 в Харькове на Холодной горе). Мама моя была потом солисткой женского вокального ансамбля Белгородского областного трикотажного объединения, пела дивной красоты песню «Коханий» и со сцены.
Спрашивается, кому это всё потом помешало? Кончина Т. Миансаровой побудила меня вспомнить, что лучшие украинские советские песни были написаны именно тогда — в 1960-1970-е. Это и мои лучшие — детские, отроческие, юношеские — годы жизни.
Это целый сонм песенных шедевров, исполнявшихся украинскими певцами на украинском языке, но стали они и частью общесоюзного культурного, сердечно-эмоционального достояния. Из тех лет протянуты к нам с надеждой на будущее эти прекрасные песни: «Два кольори» (музыка Олексадра Бiлаша, слова тогда еще не свихнувшегося от русофобии Дмитра Павличко), «Рiдна мати моя», «Ясени» (А. Бiлаш - М. Ткач), «Знову цвітуть каштани» (Платон Майборода — Андрiй Малишко), «Каштани падають на брук», «Черемшина» (В. Михайлюк — М. Юрийчук). Тогда и Юрий Рыбчинский писал стихи для шедевров И. Поклада, как скажем, «Чарiвна скрипка».
Можно вспомнить и более поздние общесоюзные украинские песни, которые пели буквально все: скажем, незабвенную «Червону руту» и «Водограй» молодого львовянина Ивасюка.
Cписок можно длить. Быть может, эти песни позволят в будущем вернуть былую общность? На Бога осталась надежда и на общие любимые песни.