Книжный обзор

«ЧТОБЫ ВОСПЕТЬ ОТЧИЗНУ-МАТЬ…» 

Евгений ХАВАНОВ. «Верю – наступит прилив» - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2015. 

 

Евгений Хаванов – личность яркая и многогранная. Родившийся в семье агронома и учительницы, он прошёл славный жизненный путь – был электромонтёром, служил во флоте, работал в прессе... Занимался наукой, стал известным учёным, доктором исторических наук и профессором... За всем вышеназванным стоит огромный жизненный опыт. На протяжении всей своей жизни Евгений Иванович не расставался с поэзией. Его новая книга представляет читателю очередной этап творчества поэта. 

Читается книга на одном дыхании. Прежде всего потому, что стихи, её составляющие, принадлежат человеку, горячо и преданно любящему свою Родину, постоянно размышляющему о её путях и судьбах. Евгений Хаванов чутко улавливает самые актуальные вопросы современного бытия и философски осмысляет их, выражая свои мысли и чувства в поэтических строфах. Его стихи классичны по форме и очень свежи по мировосприятию. В выразительных и непосредственных образах он передаёт наиболее актуальные явления современности, заставляя читателя сопереживать и «включаться» в его поэтическую логику отношения к окружающему миру. 

 

Взойти, восшествовать, воспрять, 

Воздать, восполнить, воссиять…

Как много здесь, в оттенках слова 

Земного, русского, родного – 

Чтобы воспеть Отчизну-мать… 

 

Евгений Иванович Хаванов – человек глубоко неравнодушный, его стихи во многих своих проявлениях социальны, затрагивают вопросы справедливости, исторической правды, патриотизма как мировоззрения. Притом, что во всех его произведениях чувствуется глубокий интеллект, они обладают той необходимой степенью непосредственности, которая делает их универсальными, доступными и внятными всем слоям народных масс. И это очень важно, поскольку те вопросы и проблемы, которые поэт затрагивает в своём творчестве, имеют самое прямое отношение к нашей жизни. Говорит ли он о любви к родному языку, или  о вечной проблеме взаимоотношений отцов и детей, о вере и неверии, о дружбе и товариществе — ему свойственна особая, доверительная интонация, делающая читателя, незнакомого с автором, его чутким  собеседником. Евгений Иванович не «поучает» собеседника с высоты своего опыта, а как бы приглашает к серьёзному разговору, чтобы в ходе этого разговора вместе прийти к истинному выводу... 

ХАВАНОВ - обложка.jpg

Социальность стихов Евгения Хаванова органично уравновешена лирическими стихами, которые занимают значительное место в книге. Философ по миросозерцанию, поэт размышляет о сущности мироздания, удивляется величию замысла Природы, в изумлении останавливается перед загадкой звёздного неба… 

 

Ночная, тихая аллея. 

Широк, как море, небосвод. 

И россыпь звёзд, в молчанье млея, 

Глядит с немыслимых высот. 

 

О ты, загадочная млечность! 

Кого ты ждёшь, к себе маня? 

Границ не знающая вечность 

Взирает строго на меня… 

 

Сколько тысячелетий эта «границ не знающая вечность» взирает на Человека! И так же долго человек смотрит на неё, изумляясь её вечной и непостижимой загадке… Евгений Хаванов осуществляет эту великую преемственность, и силою своего стиха притягивает читателя к неразрешимым, и оттого вечно волнующим вопросам бытия. 

Особое внимание поэт уделяет проблеме преемственности поколений. Не секрет, что сегодня отношения вежду старшими и младшими переживают коренные изменения, которые идут в разрез с традиционными представлениями об этом, присущими многонациональному народу России. Евгений Хаванов напоминает о том, что связь и преемственность поколений является необходимым условием поступательного, историчного развития народа на пути в будущее. Без этой преемственности – народу грозит неизбежное угасание и «растворение» в историческом море. 

 

Не целый мир, не сразу – постепенно 

(Через ступени не перемахнуть), 

И так вот – поэтапно, постепенно 

Мы в жизнь свою прокладываем путь. 

 

<…> 

И хоть мы с вами держимся степенно, 

Но груз заботы не всегда велик. 

Зато идут за нами поступенно 

Когорты тех – из самых молодых. 

 

И вместе с ними вновь и вновь ступая 

На перекрестье незнакомых трасс, 

Дорогу постепенно уступая 

Тем, кто моложе и сильнее нас… 

 

К сожалению, рамки рецензии на позволяют подробно проанализировать поэзию Евгения Хаванова, которая заслуживает более углублённого разговора. Но основные её грани мы постарались обозначить. Стих его, с одной стороны, классически чеканен и тяготеет к простоте форм; с другой стороны, пластичен и обладает большим зарядом фонетической выразительности. Патриотический пафос стихов Евгения Хаванова неподделен, поэтому он легко находит путь к сердцу читателя. Сопричастность вечным вопросам бытия, и, в равной степени, «болевым» проблемам современности ставит его в ряд современных поэтов, своим творчеством формирующих современное литературное пространство России. Книга «Верю – наступит прилив» является ярким явлением современной поэзии и, несомненно, найдёт свою благодарную и взыскательную читательскую аудиторию. Сегодня, в эпоху активности враждебных по отношению к России сил, такая поэзия необходима. Она напоминает нам о наших традициях, о наших духовных основах и о непреходящем долге перед Родиной и её будущими поколениями… 

 

 

«ИЗ НЕРВОВ И ИЗ СЕРДЦА…» 

Валерий БАТАЛОВ. « Живу, покуда Русь жива». Стихи и песни. – Издательские решения по лицензии Ridero, 2016.

БАТАЛОВ - обложка.jpg

Новая книга стихов и песен известного русского поэта Валерия Баталова «Живу, покуда Русь жива» представляет читателю его творчество во всей его многогранной, поистине универсальной полноте, объединяющей поэтические жанры, лирические образы и  стилевые возможности. Преобладающие мотивы книги – Россия и любовь, – две темы, два чувства, неразделимые в цельном мировоззрении поэта, определяют главное направление книги. Чувство Родины, вечного, неизбывного родства родным русским просторам и русскому народу, пронизывает все стихи, составляющие книгу. Но естественно, что любовь к Родине всегда неразрывно связана с верой в её счастливое будущее, а какое же будущее возможно без любви? Таким образом, само название книги безоговорочно утверждает главные ценности для поэта и его лирического героя. Читателю остаётся только внимательно вслушиваться в музыку слов и чутко воспринимать душевные движения автора, сопереживая ему в его стихах, порой тонко лирических, а порой и злободневно публицистических. 

Валерий Баталов является последовательным сторонником русской классической поэтической школы. В своём творчестве он опирается на литературный опыт наших классиков и духовное наследие русского народа. Его стихи традиционны по форме, и его лирический герой ощущает себя в рамках традиции вполне свободно и органично. Формы поэтического творчества, выработанные на протяжении вдохновенным трудом всей русской поэзии, являются, в каком-то смысле, универсальными для выражения русского национального мировоззрения, поэтому делают излишним стремление к формальному новаторству. Свежесть чувств и правда жизни – вот залоги того, что поэтическое слово непременно найдёт путь к сердцу читателя. Поэзия Валерия Баталова является зримым и ярким тому подтверждением. В его стихах русское слово звучит жизнеутверждающей музыкой и завораживает искренним чувством, заставляющим читателя сопереживать ему… 

 

Ты придёшь – и вмиг фиалки 

Оживут в лесу! 

На реке плеснёт русалка, 

Распустив косу. 

 

В лунном таинстве дубравы 

Стану обнимать. 

Как дурманят эти травы – 

Разве передать?!. 

 

Музыка стиха и классический размер завораживают читателя, создавая атмосферу некоей камерности, уединённости, отстранённости от жизненной суеты. При поэтическом описании чувства любви особенное значение принадлежит точности используемого слова. Здесь необходимо чувство меры, которым обладает далеко не каждый. Некоторые стихотворцы от полноты чувства стремятся «расплескать» его, впадая в эмоциональную и, как следствие, словесную чрезмерность; делая слова и эпитеты необязательными. Валерий Баталов обладает редкой способностью удержать слово на высшей точке  вдохновенной содержательности, поэтому слово его всегда точно и всегда достигает поставленной цели. 

Любовь к России в стихах Валерия Баталова выражена не декларативно, а через живое и непосредственное чувство красоты – русской женщины, русской природы, русской действительности, русского мироощущения. Это чувство красоты и универсальности русского мира вдохновляет его, диктует поэту вдохновенные стихи, погружающие читателя в вечную и завораживающую красоту России – страны, народа, государства с великой историей. Читатель прослеживает эволюцию мировоззрения поэта, которое не является бесконфликтным, но обусловлено глубоким жизненным опытом и духовным поиском. В своих поэтических размышлениях поэт, устами своего лирического героя, искренне сетует на то, что  

 

Слишком много лет я колесил, 

Тратя жизнь на пыльные трактаты, 

Слишком мало в лес я заходил, 

Редко слушал трели и раскаты… 

 

Этот жизненный опыт, неразрывно связанный с чувством любви и преодолением отчаяния, заставляет поэта размышлять о жизни и находить спасение – снова в ней, в русской природе, в родине, в России… 

 

…Без тебя невмочь мне в эту пору – 

Тянет в лес зелёная тоска. 

Лучше я пройдусь по косогору, 

Посмотрю, как пенится река. 

 

Опущу ладони молча в воду, 

Охлажу и руки, и виски… 

Что ж – люблю и эту я погоду – 

Исцеляет душу от тоски! 

 

Принимая жизнь такою, какова она есть в своей глубинной основе, лирический герой Валерия Баталова вовсе не примиряется со злом суетной повседневности. Как русский поэт, он не может оставаться безучастным ко всему, что противоречит справедливости, правде, совести – ко всему, что противно русскому народному духу и русскому жизненному укладу. Его позиция по отношению к происходящему сегодня в России и в мире отличается неравнодушием и стремлением сделать мир лучше. Его стихи яростного публицистического звучания, исполненные глубокого и яростного гражданского пафоса, являются ярким и убедительным фактом современной поэзии, продолжая высокую традицию русской гражданской лирики. 

 

Сегодня стали все мы господа, 

И росчерком пера – «из грязи в князи!» 

Нам разом заменили паспорта, 

Но нашу суть изменишь этим разве?.. 

 

Но всё же, прежде всего Валерий Баталов – тонкий лирик. Именно в этой своей поэтической ипостаси он самовыражается наиболее органично; именно в лирическом самоощущении его лирический герой раскрывает художественную убедительность своего поэтического таланта. В этом может убедиться каждый ценитель поэзии, прочитав его новую книгу. 

Возвращаясь к универсальности его дарования, следует сказать, что Валерий Баталов – автор замечательных песен, тексты которых также представлены в его новой книге.  Песенный дар есть дар особого рода; в песне слово должно быть более концентрированно, более подчинено законам ритма и напевности. Песни Валерия Баталова в полной мере соответствуют этим законам, даже и при чтении они как бы невольно рождают мелодическую основу… 

В одном из стихотворений поэт представляет своё понимание поэтического призвания, его художественного воплощения, понимание исповедальное и искреннее: 

 

Поэт – залог и жертва 

Таланта своего. 

Из нервов и из сердца 

Выходит стих его… 

 

Новая книга Валерия Баталова представляет собой и многообразие поэтических жанров (лирика, поэтическая публицистика, стихотворная миниатюра, песня), и, в то же время, очень цельное художественное явление. Поэт предстаёт перед читателем в полноте и широте своего дарования, и я уверен, что его новые стихи и песни найдут своего читателя, взыскательного и благодарного. В России всегда была велика потребность в ярком и вдохновенном поэтическом слове, несущем людям правду и красоту. Таковы стихи и песни русского поэта Валерия Баталова. 

 

 

 ПОЭТ И СВЯЩЕННИК, ГРАЖДАНИН И ПРОСВЕТИТЕЛЬ

«В лучах надежды и любви...». Сборник сценариев, стихов и воспоминаний о Владимире Сергеевиче Бороздинове – г. Балашиха, 2016. 

БОРОЗДИНОВ - обложка.jpg

Книга «В лучах надежды и любви…» посвящена памяти, личности и творчеству одного из ярких людей нашего времени – протоиерея Владимира Сергеевича Бороздинова. Книга издана в городе Балашиха Московской области, там, где он оставил свой яркий след – как православный пастырь, талантливый поэт, чуткий руководитель и мудрый наставник. На протяжении долгого времени Владимир Сергеевич руководил балашихинским ЛИТО «Метафора» и был главным редактором журнала «Балашиха: Голоса сердец». Благодаря его руководству литературное сообщество Балашихи окрепло, значительно повысило профессиональный литературный уровень, а журнал закрепил за собой репутацию литературного издания, твёрдо стоящего на позициях верности высоким традициям классической русской литературы и православной духовности. Этот духовно-нравственный и литературный импульс и по сей день помогает сотрудникам журнала в работе, а память о В.С.Бороздинове живёт в сердцах литераторов Балашихи. 

Книга является зримым свидетельством всего вышесказанного. Она содержит биографические и библиографические материалы, связанные с В.С.Бороздиновым, которые будут полезными для изучения его жизненного пути и творческого наследия; стихи членов ЛИТО «Метафора», посвящённые любимому учителю; сценарии культурно-массовых мероприятий МБУК «Централизованная библиотечная система», посвящённых его памяти; интересные воспоминания, дающие представление о нём как о человеке.  Составленная с большой любовью и уважением, эта книга обладает внутренней цельностью, жанровым многообразием и высокой художественностью. Открывается книга вступительным словом вице-президента Федерации профессионального бокса РФ Анатолия Михайловича Петрова. Он пишет, в частности: «…есть ценности, которые не подвластны суетному движению людей, они существуют сами по себе, путь людей к ним – это осмысленная, неспешная, дальняя дорога. Такую дорогу нам показал когда-то протоиерей Владимир Бороздинов, наш батюшка, при воспоминании о котором мы вдруг предлагаем себе осмыслить собственный пройденный путь. Он – наш «маяк» на всю жизнь, наша далёкая звёздочка, которая светит нам с неба…».  

А вот что пишет о В.С.Бороздинове заместитель начальника Управления культуры Администрации Городского округа Балашиха Марина Анатольевна Чернова: «…Теперь уже трудно разграничить эту особую значимость поэтических высказываний и нежной, тёплой памяти о батюшке и его жизни, нашем постоянном общении, удивительной доступности этого человека, его стремления высказать свои мысли в новых стихах и получить поддержку от его друзей. Кто мы были для него? Попутчики, близкое окружение, друзья-сотоварищи, соратники, единомышленники? Наверное, всё сразу, но главное то, что в его отношении к нам всегда было чувство надежды на понимание того образа мыслей, которым владели ум, сердце, душа батюшки. Он был не только творец, он постоянно искал истину существования на земле себя, окружающих, взывал к вершинам Духа человека!..». 

Директор МБУК «Централизованная библиотечная система» Лариса Николаевна Покрасова также даёт высокую оценку личности и творчеству В.С.Бороздинова: «…Литературное сообщество Балашихи знает, сколько поэтов и писателей, нынешних членов ЛИТО «Метафора», выпестовал батюшка, скольким открыл дорогу в большую литературу, будучи главным редактором журнала «Балашиха: Голоса сердец». А сколько светлых, добрых и талантливых книг и статей написал сам! В его произведениях – глубина и простор мысли, широта взгляда, всеохватность человеческих проблем, которые прекрасно уживаются со святой душой автора и следуют непреложным законам совести и нравственности…». 

К вышесказанному остаётся добавить, что особую благодарность и признательность за содействие в издании книги Управление культуры Администрации Городского округа Балашиха, Централизованная библиотечная система, земская гимназия и общеобразовательные школы выражают вице-президенту Федерации профессионального бокса РФ, благотворителю и большому другу А.М.Петрову. 

Книга ждёт своего читателя. В сегодняшней жизни людям, особенно молодым, так нужны духовно-нравственные ориентиры, позволяющие найти своё место в жизни и мужественно, с верой и достоинством следовать по жизненному пути. Владимир Сергеевич Бороздинов – поэт, священнослужитель, гражданин – был одним из таких «маяков». Книга «В лучах надежды и любви…» – дань его памяти и благодарность за всё хорошее, что он сделал для людей.   

 

 

«…ВСЕ СЫНЫ МЫ РОССИИ ОДНОЙ»

Михаил РУУШАН. «Новая мозаика». Стихи. – М.: Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2017. 

РУУШАН - обложка.jpg

Современная жизнь почти не оставляет места для романтики. Необходимость выживания в жёстких условиях капиталистического строя, да и сама «актуальная» система ценностей, явно и подспудно навязываемая сегодня людям, практически уничтожили дух романтического мировосприятия, столь характерного в ещё не столь отдалённые времена для нашего народа. Даже и в литературе наших дней в значительной степени установилось некое настроение, характерное для нынешней жизни – экспансивное, направленное на  бескомпромиссное отстаивание своего «места под солнцем», безапелляционное и подчёркнуто не рефлексирующее. Разумеется, вышесказанное не относится ко всей современной литературе, речь идёт всего лишь о своеобразной тенденции, но тенденции, которая обильно подпитывается так называемым «духом времени» и всё больше определяет духовную атмосферу –  как в обществе, так и во всех общественных проявлениях, включая литературу и искусство. Всё меньше остаётся в нынешней жизни истинной доверительности, стремления услышать и понять друг друга, донести до собеседника – читателя, соотечественника – свои мысли и чувства. А ведь именно литература (и проза, и, в особенности, поэзия) предназначена для того, чтобы люди перекликались своими внутренними переживаниями, делились духовным восприятием окружающего мира и своих внутренних переживаний. Слава Богу, что высокая традиция нашей русской классической литературы, завещанная нам нашими великими писателями, не позволяет прерваться той связующей нити, которая осуществляет связь между поколениями россиян – читателей и сограждан. Каждый русский поэт, независимо от масштаба дарования и места в литературной иерархии, является носителем и хранителем того мистического огня и национального духа, которые составляют сущность нашей литературы. 

Михаил Рушан – поэт русский по духу, по мировосприятию, по поэтической школе, заветам и канонам которой он следует неукоснительно, ориентируясь на классиков, но оставаясь при этом человеком своего времени. Его новая книга «Новая мозаика» является убедительным тому свидетельством. Ему свойственна та доверительная интонация, которая позволяет преодолеть отчуждённость внешнего мира и пробиться к своему читателю как к искреннему собеседнику, с которым поэта связывает многое – и общность судьбы, и схожесть взгляда на мир, и, самое главное – великий русский язык, носитель и хранитель национального кода, средство общения, выразитель чувств. Именно поэтому такой неподдельной любовью пропитаны стихи Михаила Рушана, посвящённые классикам русской литературы – Александру Пушкину, Антону Чехову, Сергею Есенину, Юлии Друниной, Николаю Рубцову… 

Стихи Михаила Рушана неподдельно исповедальны. В них он стремится воссоздать атмосферу прожитых лет, воскресить картины прошедшего во всём их, зачастую скромном и невзыскательном, очаровании. В его стихах о детстве неудержимо прорывается чувство благодарности судьбе за всё то хорошее, что было в жизни… 

 

Я помню Пироговку с детства: 

Там монастырь, а рядом пруд. 

Всё это передам в наследство 

И не сочту за тяжкий труд… 

 

<…> 

 

…Я помню, в церковь заходили, 

Там в полумраке образа. 

Мне кажется, о нас судили 

И нас ругали за глаза. 

 

Но, слышны звуки песнопений, – 

Под небом детства – купола, – 

Мой Ангел, мой хранитель-гений, 

За всё звучит тебе хвала! 

 

Лирическому герою Михаила Рушана присущ философский взгляд на жизнь. Осмысляя историю России, её прошлое и настоящее, он естественным образом приходит к выводу о необходимости преодолеть разделение и найти, наконец, прочное основание для единства, которое так необходимо нам сегодня, перед вызовами современности, перед лицом недружелюбного времени. Основание это поэт видит в неизбывных онтологических ценностях, на которых испокон веков держится наша русская, российская жизнь. 

 

…Не князья и не графы, а люди – 

Все сыны мы России одной. 

Только Бога приемлем мы в судьи, 

Только совесть идёт рядом в бой. 

 

Само собой, достойное место в новой книге Михаила Рушана занимают стихи о любви. К этой деликатной теме поэт подходит очень сдержанно, стремясь выразить и высказать только то, что не нарушит глубокой интимности его лирического чувства. И оттого так пронзительно звучат его строки, наполненные грустью, нежностью, иногда лёгкой самоиронией, что поэт не лжёт – ни перед читателем, ни перед самим собой. Каждое слово, каждая строка обеспечены концентрацией правды и искренности. Поэт не стремится показать себя в ореоле трагического чувства, он просто выражает то, что не в состоянии удержаться в его душе и требует исповедальности. В этом глубоко частном переживании поэт «прорывается» к читательскому доверию благодаря очень непосредственному, индивидуальному выражению этого вечного чувства. 

 

Хорошо, что тебя разлюбил, 

Ты уже больше мне не нужна. 

Затянул чувства давности ил, 

Без тебя будет эта весна. 

 

<…> 

 

Благодарен за то, что любил, 

За те ночи, счастливые дни. 

Я подарки твои сохранил, 

Если что-то не так – извини.

 

Книга Михаила Рушана «Новая мозаика» – это фактически «Избранное». Разделённая на несколько разделов, выстроенная в соответствии с глубокой внутренней логикой, она являет собой не просто произвольное собрание стихотворений, но цельное поэтическое произведение, позволяющее судить об авторе и его творческой эволюции в необходимой полноте. Здесь и лирика, и патриотика, и своеобразная публицистика, и самоирония, и сатира, и стихи о природе… Поэт жанрово многогранен и имеет свой собственный поэтический взгляд на всё сущее. И в этом тоже он является наследником русской литературной традиции. Взгляд его на мир незамутнён, чувства его непосредственны, поэтическая речь – универсальна и, в хорошем смысле, общедоступна. Книга найдёт своего читателя, как уже знакомого с творчеством Михаила Рушана, так и впервые соприкоснувшегося со стихами этого яркого и вдохновенного поэта.  В нынешнем поэтическом многоголосье стихи Михаила Рушана звучат органично, убедительно, оригинально и занимают своё собственное, только ему принадлежащее место. 

 

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОНИМАНИЯ 

Светлана ЗАМЛЕЛОВА. «В переплёте». Статьи о русской литературе. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2017.

ЗАМЛЕЛОВА - обложка.jpg

Новая книга Светланы Замлеловой – известного прозаика, публициста, философа и литературного критика – в первой части посвящена проблемам современной российской литературы и, шире, – современного отечественного литературного процесса. В литературных кругах давно стало «общим местом» говорить о том, что критическая мысль сегодня пребывает в глубоком кризисе. Причин этому много, но главная, исходная причина состоит, на мой взгляд, в доставшемся нам в наследство от политизированных 1990-х годов и прочно утвердившемся в нашей жизни расколе общества, естественным образом отражающемся на общенациональных литературных делах. Деление на «своих» и «чужих», естественное и неизбежное в политических противостояниях, оказалось перенесённым в сферы, органически не приемлющие подобных упрощений и прямолинейностей. Художественное слово является самодостаточной силой, иррациональной и непостижимой, не связанной никакими утилитарными обязательствами, вроде корпоративной, конфессиональной или партийной солидарности. Задача критика – выявить значительное в текущем литературном процессе, причём это значительное может быть выявлено не только среди произведений, получивших широкую известность благодаря СМИ, но и в стихийном потоке литературной жизни. Здесь, так же, как и в политических, и в мировоззренческих вопросах, уместна бескомпромиссность, но это бескомпромиссность иного рода: она должна быть направлена на утверждение всего подлинно талантливого и отвечающего духовным и эстетическим запросам текущей эпохи. Настоящий честный и профессиональный критик в своих трудах руководствуется прежде всего поиском истины и отторжением всего, что замутняет или искажает (пусть даже и с самыми благими и возвышенными намерениями) эту истину, обеспеченную нашей великой национальной литературной традицией. Профессиональный инструментарий критика – живая мысль, вооружённая убедительной аргументацией. 

Светлана Замлелова продолжает лучшие традиции отечественного критического жанра. Её характеризуют такие качества, как широта взгляда, большая эрудиция, универсальность изложения, нетерпимость к стереотипам, верность основам и традициям русской литературы. Случалось, что её статьи затрагивали весьма болезненные, практически табуированные вопросы и темы, которые впоследствии получали широкое обсуждение и объективно способствовали оздоровлению литературно-критической мысли. Взыскательность и острота её критики направлены на повышение требовательности к литературному мастерству, которое сегодня зачастую подменяется благонамеренными штампами и стереотипами, и к нравственной позиции, вместо которой нам порой навязывается спекулятивный конформизм, прикрываемый псевдорелигиозной демагогией. Форма критического изложения у Светланы Замлеловой всегда имеет предельно корректный характер, даже в рамках порой весьма жёсткой критики, что, как известно, не слишком характерно для нынешних литературных нравов. 

Заметки о русских писателях, составляющие вторую часть книги Светланы Замлеловой, интересны свежестью взгляда на творчество писателей, чьи имена знакомы нам с детства, и новым непосредственным осмыслением также давно знакомых вроде бы произведений. Русская литература неисчерпаема смыслами, и поэтому она заслуживает постоянного возвращения к ней. Прикасаясь к творчеству писателей, занимающих разное место в иерархии русской литературы, но обеспечивающих её полноту и богатство, Светлана Замлелова даёт читателю возможность разделить с ней возможность обновлённого понимания. 

5
1
Средняя оценка: 2.69831
Проголосовало: 295