Немецкие диверсанты на Урале

После успешного наступления немецкой армии, крупные промышленные предприятия эвакуировались на восток страны – на Урал и Сибирь. И именно оттуда по Транссибу шли на фронт пополнения, вооружения и продовольствие. Тонкой красной нитью пролегала магистраль и являлась единственным каналом по которому можно было в кратчайшие сроки доставить уральские танки и сибирский хлеб.

Сорок третий, четвертый, любой...

Через рельсов и шпал перекрестия

Мы с фронтов увозили боль,

Привозили на фронт возмездие

Немецкое командование прекрасно понимало важность магистрали да и важность тыла вообще. Гитлер требовал уничтожить крупнейшие уральские заводы, но как это сделать? Ведь не один из немецких самолетов не мог дотянутся до Урала, а если и мог то только без сопровождения истребителей, а это практически сводило шансы операции к минимуму. Но фюрер верил в свою исключительность и приказал разработать план по уничтожению уральской промышленности силами диверсионных групп.

Смелый и весьма опасный проект с условным наименованием «Ульм» по уничтожению оборонной промышленности Урала родился в недрах Главного управления безопасности рейха (РСХА) после того, как провалился план «Барбаросса» и встала угроза существования самого «тысячелетнего» рейха. После проигранных сражений под Сталинградом и Курском (450 и 360 вост. д.) ведомство рейхсфюрера СС Гиммлера, осознав стратегически решающее значение сложившегося военно-промышленного комплекса, разработало план масштабных диверсий на 60-м меридиане.

Первоочередными целями должны были стать танковые, боеприпасные и металлургические заводы. С учетом того, что оборонные предприятия усиленно охранялись ВОХР и частями НКВД, подрыву подлежали в первую очередь электростанции и магистральные ЛЭП, с тем, чтобы надолго обесточить производство военной продукции.

По данным бывшего диверсанта Павла Соколова:

«По замыслам нашего руководства, группе «Ульм» ставилась задача десантироваться с воздуха на Урале, мелкими группами разойтись по намеченным маршрутам, держа связь с Центром по радио, а затем, в назначенное время, одновременно вывести из строя линии высокого напряжения, питающие энергией промышленность Уральского региона. Это должно было вызвать не только временную остановку заводов, но и выход из строя многих производств металлургического профиля».

Началась подготовка и из 70 диверсантов отобрали 30 наиболее способных. Куда и входил П.Соколов – сын царского полковника, патриот России, рожденный в Болгарии, где проживали его родители в эмиграции, он намеревался сразу после приземления перейти на сторону советских войск.

Высадка диверсионной группы однако не прошла гладко, кто-то сломал ногу, кто-то запутался в стропах, кто-то помер от обморожения, да и высадили диверсионную группу вовсе не там где планировалось, ошибка вышла примерно на 300 км.

Кроме того, нельзя забывать, что в 1944 году наша разведка уже работала так, что Бонд бы плакал от зависти. У СМЕРШа были готовые дела на всех участников этой операции и диверсантов ждали с распростертыми объятиями. Правда, опять же в другой точке, до которой немецкий самолет не дотянул.

В итоге диверсантов осталось только трое. Помотавшись по тайге, диверсанты сдались органам НКВД.

Сдавшийся в плен сын бывшего полковника Соколов тоже получил срок в лагерях, несмотря на свое активное содействие.

После отбытия 10-летнего срока приговора Павел Павлович, повинуясь выстраданному душевному стремлению, принял советское гражданство, окончил Иркутский институт иностранных языков, и четверть века преподавал в школе, оставив уникальные воспоминания о подготовке фашистских диверсантов.

Источник

 

5
1
Средняя оценка: 2.65125
Проголосовало: 281