«Оппозиционность» иных «деятелей культуры» - признание в собственной несостоятельности
«Оппозиционность» иных «деятелей культуры» - признание в собственной несостоятельности
Много говорилось и говорится о моральной деградации «деятелей культуры» (не всех, конечно, но весьма значительной их части). Осуждаются такие их качества, как продажность, готовность служить, причём одновременно, зачастую не только врагам России, но и просто всем, кто хорошо заплатит; не заботясь о том, как они выглядят в глазах народа. Известно, что талант и человеческие качества у творческих личностей не всегда находятся на сопоставимой высоте; людям публичных профессий чаще, чем другим, присущи такие качества, как инфантильность, нарциссизм и вообще завышенное представление о собственной значимости. Так было, вероятно, всегда, так, вероятно, всегда и будет. Но в новейшие времена проблема стала намного шире. Если многие из тех «деятелей культуры», которые профессионально состоялись ещё при Советской власти, а впоследствии «перевернулись», «прозрели» и стали, в духе изменившегося времени, заполошно хаять прошлое, хотя бы обладали действительными талантами и разной степени значимости «багажом» творческих работ, которые, как к ним ни относись, являются нашим общенациональным достоянием, то нынешние «звёзды» творческих профессий делают сегодня то же самое, будучи в творческом отношении более скромными или откровенно ничтожными.
Смотрю сегодня по телевизору старый советский фильм – лирическую комедию на исторической сюжетной основе. Ну, то, что шедевр – нет речи, фильмы тех времён, даже и не самые удачные в иерархии того времени, по сравнению с нынешними «лучшими», тоже шедевры, причём все без исключения. Но бросается в глаза то, что общий уровень советского киноискусства в целом мало того, что очень высок, но ещё и очень «ровен» в своей высоте: актёры «второго плана» и так называемая «массовка» играют вдохновенно и добросовестно, фильм можно рассматривать в подробностях, как картину большого художника; абсолютно нет «незначительных деталей», всё несёт свою художественную и нравственную нагрузку. Посмотрим нынешние фильмы, причём как «оппозиционной», так и сервильной, «благонамеренной» направленности (про «зверства большевиков» и «Россию, которую мы потеряли»), и видим, что и актёры (про которых с восторгом говорят и пишут, что они «блестяще сыграли») – откровенно слабые, а то и вообще не актёры, «а так...»; и режиссёрская работа или откровенно бездарная, или вообще просто отсутствует; и сценарий, как правило, является набором примитивных посылов-штампов, которые «велено» донести до широкой аудитории. Ярким подтверждением вышесказанного является то, что за три десятилетия после ликвидации Советской власти мы (а точнее, «они») не создали практически ни одного шедевра в художественно-духовной сфере, имеющего хотя бы призрачный шанс остаться в сокровищнице национальной и мировой культуры. Зато как наши «деятели культуры» ненавидят Советскую власть! Особенно неприятно видеть, когда это имеет выражение откровенной демагогии, используемой для того, чтобы подтвердить «благонамеренность» перед западными грантодателями и их местными кураторами.
Россия богата талантами, и сегодня их не меньше, чем во все времена. Проблема в том, что сегодня зачастую на первом плане воцарилась бездарность и посредственность. Истинно талантливые люди или уходят в другие сферы деятельности, или, следуя высокому призванию влачат более или менее скромное существование. Однако, если писатель, художник или, скажем, композитор может творить «в стол» с надеждой, что когда-то в будущем его труд будет оценён по достоинству (хотя и это ненормально), то есть сферы, обладающие особой степенью актуальности и имеющие в основе традицию, в том числе и традицию мастерства и профессионализма. Это прежде всего кино и театр. По этим элементам нашей современной культуры видно, как буквально «обрушились» эти искусства в новейшие времена, особенно кинематограф. Фактически эти сферы культуры оказались во власти случайных людей, вместо того чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» и талантливое, реализуют свои патологические комплексы и, как мы недавно увидели, вдохновенно и с размахом «осваивают» бюджетные средства. Как правило, все они являются «оппозиционерами», все они ненавидят Советскую власть, все они с разной степенью откровенности ненавидят Россию. С особой ненавистью они относятся к советскому искусству, инстинктивно (поскольку в настоящем искусстве они ничего не понимают) чувствуя свою малость по отношению даже к средним произведениям советского периода. Вот и «мстят» они советскому прошлому, традиционной России и нам с вами – за свою никчемность, бездарность и посредственность. Рано или поздно вся эта «шелуха» спадёт, но её пребывание сегодня на первом плане не пройдёт бесследно. Несколько поколений, лишённых нормального культурного фона эпохи (за исключением индивидуальностей с врождённым вкусом и чувством прекрасного), так и останутся духовно обеднёнными.
Все эти мысли высказываются для людей, в той или иной степени владеющих ситуацией, поэтому в этих заметках отсутствуют подробности, потенциально способные увести мысль в сторону и «утопить» её в демагогии.