Памяти художника Эдуарда Анищенкова
Памяти художника Эдуарда Анищенкова
Трудно писать об ушедшем в вечность человеке, когда знал его и любил его творчество, ибо понимаешь, что слова, определяющие его творческую личность очень важны для оставшихся жить и делать с честью и достоинством своё дело, во имя служения красоте, правде и гармонии. Три с лишним недели назад ушёл из жизни после неожиданной, быстрой, но огненно-жгучей весь организм болезни Эдуард Анищенков, член Союза русских литераторов и художников «РАРОГ». Ему шёл 59 год, по нынешним меркам совсем ещё не старый мужчина очень плодотворного возраста. Умер от перитонита, который был вызван прободением язвы желудка. Его организм мучительно боролся за жизнь две недели, отключились почки, помогала аппаратура, а затем остановилось сердце…
Автопортрет в виде старца-мудреца проникнутого духом Моисея, стоящего рядом, - а свеча потухла…
Спаситель
Христос и Пилат
При нём была любимая женщина Света, пытавшаяся чем могла помочь своему другу, но, увы, люди порой бессильны перед силами природы и волей небес. Теперь душа Эдуарда предстоит перед Всевышним в смиренном свидетельстве о деяниях своих на Земле…
Эдуард с супругой Светой
Эдуард успел сделать немало. Его художественное искусство было ярким, наполненным глубокими философскими смыслами, которые не оставляли зрителя лишь в роли созерцателя, красоты, мастерства рисунка, композиции фигур и игры красок на картине, но вызывали очень глубокие мысли о сущности человеческого бытия, тех нравственных устоев, которые детерминируют сознание и естество каждого человека. Его станковая живопись никому не позволяла оставаться равнодушным к тем сюжетам, которые мастер выводил при помощи красок и мастихина (заменитель кисти в виде маленькой лопатки) на холсте. И даже просто портрет нашего современника, таит в себе некую загадку, заставляя всматриваться в черты лица и стремиться понять, о чём думал в этот момент изображаемый. Рука Эдуарда мастерски фиксировала, что увлекало сознание человека в те минуты, когда проникновенный взгляд художника ловил какие-то неуловимые нюансы выражения его глаз и фиксировал этот момент в вечности.
В ответ дяде Сэму из США
Как видим, Эдуард был замечательным портретистом
Эдуард так умел сопоставлять образы, что драматизм представляемой сцены играл не только прямым текстом изображаемого на холсте представления, но и целой гаммой подтекстов и смыслов, которые подчеркивали всю глубину и фундаментальность происходящего. Это прекрасно видно на картинах с библейскими сюжетами, куда художник ввергает не только своих современников, но и, порой, самого себя. И это не выглядит как-то нескромно, или похабно, но добавляет новые смыслы в изображаемое, которое вершилось тысячи лет назад. Тем самым художник проводит простую мысль, весь драматизм некогда вершившихся событий, актуален и сейчас – так, наконец, сумейте сделать правильный вывод люди, не продолжайте вершить зло. И как беспомощная констатация и упрёк людям за перманентно вершимые ошибки, смотрит на нас вопрошающее спокойное лицо растерзанного современными политиками лидера Ливии М.Каддафи, и где то там приветственно махающего нам Папы Римского со своеобразной улыбкой на устах и каким-то странным «голубем» у поднятой руки.
Муамар Каддафи
Мой друг Эдуард был философом – с благодарностью принял мой философский труд почти в полтысячи страниц, и потом часто задавал мне вопросы по существу тех тезисов, которые изложены в этой толстой и весьма не простой для понимания книге. Я видел его искренний интерес к познанию вселенского человеческого бытия и как мог и умел, старался объяснить ему то, что скрывают многовековые философские талмуды от взгляда современного человека. Он прекрасно понимал противоречивость окружающего, чувствовал это всей своей трепетной и очень чувствительной душой. Переживал и нервничал, когда чувствовал своё бессилие противостоять злу, а накопившуюся досаду и боль писал на холсте. Это требовало очень большого художественного искусства - он обладал таковым. Всмотритесь в глаза людей, изображённых на его картинах, их позы… Они не случайны, потому что подчёркивают драматизм происходящего, запечатлённого художником на его картинах. Именно драматизм, поскольку лейтмотивом для Эдуарда являлась именно фатальная драма человеческого бытия на Земле.
Святое семейство
Мироносицы
Судьба
Вот почему он уходит со своим мольбертом во внеземной мир подводных существ, где человек всего лишь гость, но гость, свободно парящий в толще вод, среди морских чудовищ, которые его не трогают. Этот иной взгляд, по мнению художника, видимо показывал нам, что есть некая альтернатива земному злу, где люди лишь страдают, не находя никак правильных решений.
Ему не просто жилось в обыденной жизни. Творчество и небогатая жизнь свободного художника не позволили ему сохранить квартиру в центре Вильнюса. Он переехал за Вильнюс, к озеру Диджёйи, что по дороге на Каунас, где поселился в дачном домике. На полотнах того периода мы видим на его картинах людей на фоне пейзажей тех красивых мест.
Дом в плебании костёла Св. Анны на окраине посёлка Дукштас, где жили Эдуард и Света (в красном кружке)
Затем пришлось вместе со Светой переехать в плебанию костёла Святой Анны в Дукштасе, что в Вильнюсском районе на север, куда принял его на жительство местный ксёндз-настоятель поляк. Он создал Эдуарду прекрасные условия для творчества - отдельный дом, - и если бы неожиданная, коварная и страшная болезнь, вырвавшая его от нас, мы бы могли ещё долго восхищаться его высокохудожественными картинами, полными глубокого внутреннего смысла и христианской морали…
Предчувствие своей болезни
Давид с головой Голиафа
Саломея с головой Иоанна Крестителя
Врата в сущее по ту и другую сторону жизни
Лонгин - римский сотник
Святой
Святая вода
Волна (этюд)
Пруд
Последнее ложе - прозекторский стол