Американский дневник
Американский дневник
Америка и городской транспорт
«Я кого-то убила?», – Элина смотрела на меня большими глазами чуть снизу, отчего выглядела совсем по-детски. «Мне завтра Мишу вести на математику к 7-ми утра».
«Завтра суббота», – отчеканила я, – «и у тебя выходной». «Ну да», – всхлипнула Элина, – «но я же не успела его сегодня отвести, перенесла урок на завтра. Вот за что мне все это?»
Жить в городах, таких как Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон и еще паре-тройке можно, если ты или очень богат, или у тебя своеобразное чувство юмора. «Commute» – слово, которое выучиваешь сразу, как только начинаешь смотреть на карту и примерять на себя расстояния от дома до работы. При этом Америка встает рано, настолько рано, что припарковать машину на железнодорожной станции, если повезло, и в твоём городке она есть, позже 6:30 невозможно. Количество оставленных машин подтверждает количество выехавших на работу до этого времени. Есть автобусы, отправляющиеся утром в Нью-Йорк и возвращающиеся исключительно вечером, но и там не без осложнений. Можно на личном транспорте, но уже в 7 утра начинаются пробки на выезде. Дальше, каждого автомобилиста ждут толлы – плата за проезд по дорогам, плата за въезд либо выезд из города, в Нью-Йорке, в среднем, она составляет 17$, плата за парковку в городе, минимально – 5$ час плюс бензин и остальные траты. Можно ездить на поезде, если точно знаешь где оставишь машину, 15$ в один конец из города, где я живу – Моррис Плайнс (Morris Plains в NJ), и эта поездка займет час пути. Если до железнодорожной станции приходиться добираться без машины, то это исключительно Uber, никаким автобусом до своей станции ты не доберешься никогда, его маршрут еще не проложили. Поездка на такси от моего дома до станции составляет 4 минуты и 12$. От нас можно на своей машине доехать до города Хэррисон (Harrison), где ходит «легкое метро», некий гибрид трамвая и электрички. Там придется оставить свою машину, а это значит – найти парковщика, отдать ему ключи и заплатить 10$. Потом купить билет и через 10 минут выйти на станции World Trade Center на Манхеттене, это здание, построенное на месте взорванных в 2001-м башен-близнецов, и за 15 минут рысью добежать до Wall Street. Отработать 8 часов и начать обратный путь домой. Такой дорогой Элина ездит на работу ежедневно, из дома она не работает. И это все в штате Нью-Джерси, где «commute» развит отлично и в принципе есть такая возможность – не пользоваться личным автомобилем.
Когда мы жили в штате Мэриленд, в городе Фредерик (Frederick), что в часе езды от Вашингтона и Балтимора, я узнала, что где-то в нашем городе есть железнодорожная станция. Но расписание поездов – это отдельный квест, который я так и не осилила. Не знаю, кто пользовался поездом из Фредерика, никогда не встречала этих людей, знаю только, что поезда ходили 2 раза в день, утром и вечером, и исключительно в Вашингтон. Как-то раз мы с мужем попытались рассчитать, сколько времени и денег займет поездка из Моррис Плайнс в Вашингтон. На машине это 3,5 часа хорошей скоростной дороги. На поезде маршрут следующий – из Моррис Плайнс на поезде в Нью-Йорк, там пересаживаешься на другой поезд до Вашингтона, по прибытии в Вашингтон нужно или брать Uber, или успевать на тот-самый поезд, который отправляется вечером во Фредерик. Но и от станции во Фредерик как-то же нужно добраться до дома! В общем, по стоимости поездка выходила около 300$ на одного человека и занимала часов 8-9 пути, если не больше. Мне говорили американцы, что не испытывают недостатка в городском транспорте, поскольку машина обеспечивает им комфортное чувство свободы. Думаю, они попросту не знают, как это удобно, когда он есть и когда хорошо развит. Как я сейчас понимаю, оценить это удобство можно, только лишившись его.
Как пример: в нашем городе есть станция! Но добраться от нас можно только в Нью-Йорк и то исключительно на Манхеттен. И если мне нужно в Бруклин, а это район Нью-Йорка, и он даже ближе к нам, мне все равно придется ехать на Манхеттен, там пересаживаться на метро, и ехать в обратную сторону. Поэтому все на машинах. Стоят в пробках, застревают на светофорах, не успевают проехать на перекрестках Нью-Йорка и перегораживают собой дорогу, ищут парковки и уже на выезде пытаются вклиниться в очередь в тоннель, где 8 полос будут медленно и печально превращаться в 4 или 2. Американцы тратят огромное количество времени на поездки, драгоценное время, которое сегодня во всем мире люди тратят на общение, чтение, просмотр соцсетей и всё то, что можно делать при наличии интернета в метро, поезде, электричке, автобусе или троллейбусе, пока тебя везут за не самые большие деньги. Если сложить суммы поездки на работу из Нью-Джерси в Нью-Йорк получается, что в день Элина тратит около 50$ и 3-4 часа. И она пока еще никого не убила…
Расстояния и автомобиль
«Ты сможешь завести Мишу в среду и в четверг на классы? В среду у него рисование, а в четверг он собирает роботов. Рисование в Ливингстоне, а роботы в Саммите», – спросила меня Элина. Саммит и Ливингстон – города, расположенные каждый в 30 минутах езды от нашего Моррис Плэйнс. В Америке расстояния измеряются милями и мыслят люди исключительно минутами и часами, которое затратят на дорогу на машине. Когда я говорю, что живу в 6 минутах от Элины, никому не придет в голову уточнять пешком ли я к ней хожу. 6 минут это не большое расстояние, но вот никогда, ни в каком состоянии я бы не решилась пойти к ней без машины, хотя бы потому, что да, еду я к ней «лесной тропой», не выезжая на хайвэй, но и эта дорога не предполагает никакой пешеходной дорожки. В каких-то местах дорожки появляются и исчезают, но они сделаны не для того, чтобы можно было дойти из пункта А в пункт Б, это специальные дорожки для прогулок быстрым шагом. Т.е. ты или доезжаешь до определенного места, паркуешь машину и гуляешь по этим дорожкам, или, если тебе повезло и дорожки недалеко от дома, идешь по проезжей части, а потом гуляешь. Парковки возле магазинов тоже не рассчитаны на пешеходов, все спуски и отмеченные зеброй переходы исключительно для покупателей с продуктовыми тележками, которым должно быть удобно добраться до припаркованной машины. Никаких пешеходных переходов с плазы, на которой расположены магазины, на дорогу, откуда ты мог бы пойти с покупками домой или до автобусной остановки, нет.
«Конечно, я завезу Мишу, а где Борис?» Борис – это муж Элины, который обычно работает из дома и сильно упрощает жизнь всем, потому как в Америке ты не можешь оставить ребенка одного дома, если ему нет 12 лет. Поэтому часто американские мамы не работают, пока старшему не исполнится 12, или работают по полдня или приглашают бебиситтер (babysitter) или няню (nanny). Я как-то разговаривала с женщиной, отработавшей няней в течении 30 лет, и, по ее словам, это две совершенно разные профессии. Бебиситтер присутствует в доме, пока вы отсутствуете, просто сидит и следит, чтобы все было тихо и спокойно, няня же занимается ребёнком весь день, заменяя полностью вас в ваше отсутствие. Бебиситером часто работают девочки-школьницы старших классов. Иногда папа и мама работают в разные смены, если позволяет профессия. У моего мужа был коллега, работающий с 7:00 утра, его жена специально работала в ночные смены. Каждое утро мужчина грузил своих еще спящих 3 мальчиков в машину и вез их до определенного места, находящегося на полпути от его работы и дома. В это время сюда же подъезжала мама мальчиков, перекладывала малышей в свою машину и уезжала с ними домой. Ты не можешь оставить ребенка ни на минуту и это очень серьезно, как и все, что прописано в законодательстве Америки – если этого нельзя делать, значит, нужно найти варианты, как следовать закону, никаких других вариантов быть не может. Борис оказался в командировке на 2 недели. На это время к Элине переехала мама, живущая в Бруклине. Мама пожилой человек и машину не водит.
Я не знаю, как в малоэтажной Америке должны жить люди, если они не ездят на машине. Я не знаю американцев, которые не умеют водить машину, но я встречала эмигрантов, часто выходцев из бывшего Советского Союза, не имеющих прав, и, конечно, для них это проблема. Иногда ее решают следующим образом: остаются жить в городах, где есть городской транспорт и возможность дойти до магазина или аптеки пешком. Иногда и до работы. В Бруклине можно встретить пожилых русских эмигрантов, приехавших в 1990-е годы и не переезжающих вслед за детьми, которые уже, как и все американцы, живут по всей стране, легко переезжая из штата в штат при смене работы. Однажды я познакомилась с дамой из Москвы, работающей в Вашингтоне и не понимающей, как теперь она будет видеть своего единственного сына и внука, потому как сын с семьей переехали как раз в пригород Фредерика, куда не ходит даже странный поезд-мираж из Вашингтона. Не ходит ни один автобус, а такси будет стоит где-то $ 120 в один конец. Час езды друг от друга и невозможность добраться иначе, кроме как личным автомобилем – это реальность, в которую ты отказываешься верить, но признаешь, как данность, которая вряд ли изменится в ближайшем будущем, по крайней мере, никаких предпосылок к этому нет.