Enfant Terrible в роли премьер-министра Британии
Enfant Terrible в роли премьер-министра Британии
В Британии новый глава тори и премьер-министр – Борис Джонсон. СМИ и некоторые мировые политики критикуют его, называя клоуном и даже лжецом. Но это не так. Нельзя рассуждать поверхностно, без знания фактов. Надо внимательно посмотреть и понять, кто такой этот политик, которого многие ругают, но он не уходит из политики, а только продвигается вверх.
Очень интересна его генеалогия. Александр Борис де Пфеффель Джонсон родился в 1964 году в Нью-Йорке, поэтому у него с рождения два паспорта – британский и американский. Его отец тогда учился в Колумбийском университете и был позже депутатом Европарламента от Консервативной партии.
Турецкий прадед Бориса – Али Кемаль был министром внутренних дел Османской империи. По его приказу был арестован Ататюрк, который вскоре пришёл к власти, и прадед Бориса был убит. Его сын – дед Бориса – Осман Али бежал в Англию, где, как натурализованный в Великобритании турок, стал Вилфридом Джонсоном. Женился он на черкешенке, бежавшей в Англию с Кавказа.
Немецкая прапрабабушка Бориса была дочерью принца Пауля фон Вюрттемберга, благодаря чему Борис является родственником королевы Елизаветы и принца Чарльза.
С другой стороны его прадедом был профессор-математик с еврейскими корнями, который переселился в Англию из Белоруссии.
Борис получил блестящее образование. Кроме двух известных университетов, он учился в школе-интернате для мальчиков Итон, причём одновременно с Дэвидом Кэмероном. Только Кэмерон – сын очень богатых родителей, которые могли сами платить за интернат, а Джонсон должен был изыскать стипендию. Их антагонизм, получивший начало в Итоне, продолжился уже в большой политике.
Борис не очень скрывал, что делал всё возможное, чтобы изгнать Кэмерона из политики. И ему это удалось.
Для Джонсона, который сам является ярким политиком, Уинстон Черчилль всегда был идолом, которому он не только поклонялся, но на которого и равнялся.
Борис Джонсон, как и Черчилль, удивляет многих своей эксцентричностью. Его манера всё превращать в шутку некоторых шокирует. Но он в своих шутках балансирует на грани и делает это обаятельно.
Например, президент Германии Франк-Майер Штайнмайер открыто признавался, что не выносит Бориса. Посмотрим, как он будет с ним сосуществовать в политикуме. Хотя Штайнмайер больше должен общаться по статусу с королевой Елизаветой. Она уж точно не допустит острых шуток.
Он вызывал протесты у политиков своими комплиментарными высказываниями о России и Путине. Но старшие товарищи его быстро поправили, и он влился в мейнстрим, стал критиковать Россию. При этом он критиковал и Евросоюз, обвиняя его в развязывании войны на Украине.
Будучи главой дипломатического ведомства Британии, Борис не прекращал шутить. СМИ неусыпно следили за всеми его обаятельными выходками с тонким юмором. Где-то в высоком собрании сказал, что Англия настолько открытая страна, что всем известно – Мей носит кожаные брюки за 1300 фунтов.
Как-то пару лет назад Джонсон с трибуны назвал Иран и Саудовскую Аравию участниками войны в Сирии и Йемене, что соответствует действительности, но за несколько часов до этого, Тереза, находясь в Эр-Рияде, назвала саудитов «нашими старейшими и надёжными союзниками».
Пришлось пресс-секретарю внести поправку, что слова Джонсона не совпадают с линией правительства. Он был вызван на ковёр к Терезе, которая пыталась перевоспитать его, но он ей резко ответил: «Я такой и другим не буду!»
Как-то на приёме послов в Лондоне он критиковал ЕС и назвал брекзит правильным шагом, который готовит Британии золотое будущее вне Евросоюза. «Мы будем экспортировать бумеранги в Австралию и песок в Саудовскую Аравию», – сказал он с насмешливой улыбкой.
Тогда многие гадали, как долго выдержит Мей присутствие около себя Джонсона. Но, как видим, он уже на её месте.
Возвращаясь к насущному для Британии, надо отметить, что торговля между Британией и Германией в 2019 году, по понятным причинам, сокращается. Как экспорт, так и импорт. Представители немецкой торговой палаты предупредили заранее о снижении торгового обмена между странами из-за брекзита.
Но экономическая политика Джонсона выражается коротко: «Fuck Bussiness, главное брекзит» – цитируют СМИ Бориса. Не только Германия, но и Экономический союз «Бизнес Европы» предрекают тяжёлые времена, если брекзит не будет тщательно спланирован.
Предшественница Бориса тянула время, неуверенно пробуя пути отступления для брекзита. Она настаивала, на выходе из Евросоюза с сохранением льгот для Британии как для действительных членов ЕС, например, таможенных льгот, что надо было закрепить соответствующим договором. Но ей было резко и даже с вызовом отказано, причём три раза: «Умерла, так умерла!»
Хоть разговоры с ней проводились довольно долго, но ЕС до сих пор надеется остановить Британию – для Евросоюза это будет большая потеря.
Так как Джонсон объявил, что брекзит состоится в любом случае, даже без договора, о котором так пеклась Тереза Мей, глава организации «Бизнес Европы» Маркус Байрер предупреждает, что уж таможенные пошлины будут в любом случае, Джонсон не должен обольщаться.
Джонсона называют мистер Брекзит. У него есть время до октября, когда настанет отсроченная дата выхода Британии из Евросоюза. Предстоит большая работа, Тереза успела наломать дров. Объективные трудности есть с Ирландией и Шотландией.
Но Джонсон вряд ли обольщается. Да и хочет, как можно скорее, перестать зависеть от ЕС. Да, он дерзкий, но опытный и разумный политик. Его путь в политику был долгим. Полтора десятка лет он делал себе имя, работая журналистом, прежде чем пришёл в политику. И он умеет управлять своим темпераментом. Решения он обдумывает и действует наверняка.
Он был много лет успешным мэром Лондона, несколько лет в кабинете Мей возглавлял британский МИД. Не побоялся добровольно уйти в отставку с поста министра иностранных дел в знак протеста против политики Мей в отношении брекзита.
А на днях он был избран главой партии тори, набрав вдвое больше голосов, чем его соперник Джереми Хант и стал премьер-министром Британии.
Он намерен, самое позднее 31 октября этого года, выйти из Евросоюза. Так называемый брекзит-счёт в размере 39 миллиардов фунтов стерлингов он погашать пока не собирается. Эта сумма была результатом договорённости Терезы и Евросоюза, то есть отступные.
Биограф Бориса – Найджел Коусорн – рекомендует при оценке Бориса отказаться от штампов и клише. Борис не идиот, а очень умный человек. И он – артист! Он нашёл путь, как изгнать своего старого врага Дэвида Кэмерона из политики и понял, что это – брекзит. Брекзит можно использовать в собственных интересах.
Приход Джонсона в большую политику означает начало новой главы в британо-европейских отношениях. И не только. У него есть взаимопонимание с Трампом. Трамп тоже антиглобалист. Будем надеяться, что они смогут противостоять Евросоюзу в его политических безумствах.