Изопоэзия

Изопоэзия, в отличие от визуальной поэзии, где первичен текст, а визуальное его оформление лишь подчёркивает смысл, или эмотив, является поэзией «внутри живописи». Первична картина, слово или текст встроены в неё в качестве детали композиции – в «технических целях». Здесь мы будем иметь в виду реалистическую живопись, так как наличие текста в живописи абстрактной может вызвать сомнения в определении произведения как визуальной поэзии (первично слово) либо изопоэзии (первично изображение). С реалистическими произведениями в этом смысле проще. 
Один из жанров изопоэзии – портреты с поэтическими подписями. Крымский художник Борис Васильев-Пальм (1939–2016) успешно использовал этот жанр для создания портретов крымских поэтов, писателей, бардов и других деятелей культуры. Особенно органично поэтическая подпись смотрится на портретах поэтов. Четверостишие, раскрывающее характер или творческие особенности изображённого на портрете, может быть просто подписано под изображением, а может быть вплетено в картину: например, в виде листьев дерева, под которым находится объект, или другого фонового оформления. А также в виде узора на одежде или украшения в прическе. 

Б. Васильев-Пальм. Портреты в жанре изопоэзии. 

  

Изопоэзия – жанр редкий и сложный, в Крыму, кроме Б. Васильева-Пальма, других художников, работающих в этом направлении, нет. Сам термин «изопоэзия» на крымской культурной и искусствоведческой почве был введён именно им. 
Наиболее сложным и интересным произведением художника в этом жанре является картина «Ab ovo» (холст, масло, 60х62). Произведение, созданное в 2013–2014 годах, представляется нам настолько глубоким, что требует долгого и вдумчивого погружения и не терпит рассеивания внимания на что-либо иное, даже на других своих собратьев по жанру. 

Борис Васильев-Пальм «Ab ovo». 2014. Изопоэзия. 

Написано это произведение визуальной поэзии маслом, что для изопоэзии не характерно (большая часть визуальной поэзии или поэтических визуализаций – графика, обычно чёрно-белая, не отличающаяся особой сложностью). Особенностью этого изопоэтического полотна является и то, что стихотворение органично вмонтировано в композицию картины в виде её изобразительного элемента: текст замаскирован под узоры на покрывале тахты, а главное: текст в перспективе, чего ещё никто никогда не делал. Изображение и текст равно соподчинены. 

Стихотворение также принадлежит Б. Васильеву-Пальму: 

В мастерской у Коли Сажина 
я проснулся как-то раз 
С чувством – творческая скважина, 
сквозь мечту ведя в экстаз, 
Пробуравилась в грядущее: 
просто так – не на заказ 
Интерьер писать зовущая – 
стол с кувшинами, матрас, 
Ширму слева, дальше – лестницу 
и картину на стене… 
Взяв помощницей кудесницу – 
Мнемозину* – как во сне, 
Я работал, но не в Питере 
(в тот же день вернулся в Крым), 
А виденье в растворителе 
бед не свеялось, как дым. 

На том же покрывале, в правом нижнем углу расположена сноска: 

*Мнемозина – богиня памяти, мамаша 9-и муз. 

Внизу покрывала, в виде каймы-тесьмы, меньшим шрифтом отмечено: 

И, как в авторстве любом, 
самомнение красуется: 
«Крыма графики» альбом 
тут автографом рисуется – 
мол, и мне в искусстве есть 
уголок: страница шесть. 

На тахте слева лежит альбом «Графика Крыма», раскрытый на странице, представляющей творчество автора. Копия автопортрета из альбома Б. Васильева-Пальма выполнена специфическим способом: кончиком тонкой металлической иглы, так как размер лица на портрете – 5х5 мм. Ни у одной кисточки не будет достаточно острого конца для такой работы. По словам автора, «можно подавать заявку в «Книгу рекордов Гиннеса». 
Полотно на центральной стене («Пейзаж с говядиной») принадлежит известному санкт-петербургскому художнику-модернисту Николаю Сажину. Техника «картина в картине» (если точнее – картина абстрактная в картине реалистической) углубляет физическое и идейное пространство художественной работы «Ab ovo», давая многомерное восприятие этого необычного произведения. Ещё более усиливает этот эффект тот факт, что «Пейзаж…» Н. Сажина по своим реальным размерам более чем в полтора раза превышает реальные размеры вмещающей его картины Б. Васильева-Пальма. 
На полотне также имеются частичные изображения других работ Сажина. Одна из них – со словом «Витебск» (Витебск – родина модерниста) – смотрит на нас с правой стены. Эффект неправильности перспективы изображённой комнаты создаёт ощущение, что картина сейчас упадет со стены. Что не случайно. Пространство как бы раздвигается, сообщая движение вещам в неподвижной комнате-натюрморте. Вместе с изображением ещё одной (около стула слева) картины Сажина – на духовную тему – не законченной автором складывается понимание того, что мастерская живёт творческими интенциями. 
На многомерном полотне «Ab ovo» взаимодействуют несколько реальностей: материальность студии, жизнь вещей, творческий мир Н. Сажина, визуализация поэтической мысли и слова, нетривиальный – даже несколько искривлённый – взгляд на всё это поэта-художника Б. Васильева-Пальма, его собственный творческий мир – как в миниатюре (в альбоме), так и во всеохватности изображаемого пространства. 

Художник: Владимир Алейников

5
1
Средняя оценка: 2.87949
Проголосовало: 390