Ликбез: как большевики обеспечили грамотность жителей СССР
Ликбез: как большевики обеспечили грамотность жителей СССР
Сто лет назад, 19 июля 1920 года, Совет Народных Комиссаров создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. С тех пор термин «ликбез» прочно вошёл в оборот, а успехи новой власти в ликвидации неграмотности стали бесспорными.
Формальным стартом борьбы с безграмотностью населения страны явился декрет Совнаркома от 26 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал искоренение в кратчайшие сроки неграмотности среди людей от 8 до 50 лет. Предусматривалась даже уголовная ответственность для уклоняющихся от мероприятий ликбеза. При этом рабочие, например, направлялись на курсы ликвидации безграмотности не после окончания трудового дня, за счет своего личного времени, а за счет сокращения рабочего времени на 2 часа!
Привлечение части учителей к работе в программах ликбеза в рамках трудовой повинности было своего рода аналогом альтернативной воинской службе в современной России. Только вместо обязанности резервистов месяц-два бегать в шинели с винтовкой им предлагалось заняться обычной преподавательской работой, где этого требовали государственные интересы.
Сразу после опубликования декрет СНК от 26 декабря 1919 года действовать в полной мере не стал. В стране шла Гражданская война. Лишь к июлю 1920 года решением правительства программа ликбеза обрела структуру, должную воплотить ее в жизнь – ту самую Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности.
***
Ныне порой уверяют, что грамотность в Российской империи была на уровне 56%. При этом ссылаются на цифру от последнего царского министра народного просвещения Павла Игнатьева, взятую неизвестно откуда. Другие сходятся на том, что в России (без таких ее национальных окраин, как Прибалтика, Финляндия и Польша, где образовательный уровень был заметно выше) доля грамотного населения не поднималось выше 40-42%. Это вполне подтверждается данными переписи 1920 года, согласно которой около 60% опрошенных признались в неумении читать и писать.
Да и данные об охвате школьным образованием в 1914 году 98% детей тоже во многом притянуты за уши. Во-первых, эта цифра касалась лишь мальчиков, число учащихся девочек было вдвое ниже. Во-вторых, есть данные о том, что в отчете царских чиновников накануне Первой мировой было учтено лишь 43% детского населения Российской империи.
И наконец, под школьным образованием тогда подразумевались не только гимназии и реальные училища, дававшие выпускникам возможность поступать в университеты и технические институты, но и церковно-приходские школы иногда всего с двумя классами.
Программа ликвидации безграмотности предполагала подтянуть людей лишь к самому начальному уровню знаний. К нему относилось не только умение читать, писать и считать, но и овладение элементарной политической грамотностью. Длительность программы ликбеза составляла от 3-4 до 7 месяцев при 8 часах обучения в неделю.
Так или иначе, к 1927 году на курсах ликвидации безграмотности было обучено около 10 млн взрослых! Показатели грамотности впервые превысили 50%. Хотя и это, конечно, было очень мало. Однако сравним две цифры. В дореволюционной России, которая была относительно стабильной страной, на нужды образования выделялось от силы 8% бюджетных расходов. А советская власть, несмотря на разруху и Гражданскую войну, вскоре после перехода к мирной жизни финансировала образование на уровне 12-14%!
***
Результаты не заставили себя долго ждать. Собственно, ликбез был лишь верхушкой айсберга. В первой половине 1920-х годов поголовно неграмотными были, например, около 7 миллионов детей-беспризорников (к 1927 году их количество сократилось до 300 тысяч). И даже такие дети, получившие «путевку в жизнь», получили нормальное школьное образование – и не 2-4 класса, а полноценную семилетку, как минимум.
Многие шли учиться дальше, получая после школьного аттестата среднее специальное и высшее образование. И если в 1914 году в России было всего около 120 тысяч студентов, то в 1933 году их количество превысило 500 тысяч! К имевшимся в 1929 году 66 тысячам инженерно-технических специалистов в следующей пятилетке добавилось ещё 435 тысяч! Число учащихся детей к 1937 году в целом по СССР выросло в 3,5 раза, а получающих полноценное среднее образование – в 20 раз!
Ликбез постепенно эволюционировал в меры по борьбе уже не с безграмотностью, а малограмотностью в вечерних школах (школах рабочей молодежи), где желающие могли получить полноценное среднее образование.
В итоге накануне Великой Отечественной войны общий показатель грамотности населения Советского Союза составлял внушительные 87%. Среди мужчин, что в городе, что в сельской местности, он значительно превышал 90%.
И достигались эти показатели не для пропагандистского соревнования с Западом. Гигантский скачок в образовательном уровне населения сделал возможным такой же гигантского скачок в индустриализации как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Трактора и комбайны вместо сохи и косы – это ведь тоже индустриальные методы, дающие огромный рост урожайности и производительности труда.
А непревзойденный доселе рекордный рост валового внутреннего продукта СССР за предвоенные 12 лет в 6,5 раза сделал возможным победу нашей страны в Великой Отечественной войне – войне за само существование нашего народа.
И как тут не вспомнить Бисмарка, которому приписывают знаменитую фразу после крупной победы над Австрией: «Эту войну выиграл прусский учитель!» Так и залогом великой победы советского народа, залогом обретения Советским Союзом статуса сверхдержавы, во многом стали незаурядные усилия большевиков по внедрению в народе массового образования, одним из самых ярких примеров которого был ликбез.