Русификация Белоруссии: к истории вопроса

30 июля 1840 года император Николай I запретил термин «Белоруссия», заменив его на «губернии Северо-Западного края». Начался новый этап русификации земель, некогда относившихся к Речи Посполитой...

Отношения Российской империи и Речи Посполитой никогда не отличались дружелюбностью. Каждая сторона имела друг к другу территориальные претензии. В конце концов, Речь Посполитая не смогла выдержать напора внешних врагов. Это привело к первому разделу государства между Австрией, Пруссией и Российской империей в 1772 году. Тогда Россия забрала себе территории Восточной Белоруссии и часть Прибалтики. Императрица Екатерина II подписала указ, способствующий русификации приобретенных территорий. А именно: теперь губернаторы были обязаны документацию вести на русском языке. В основном это требование относилось к приговорам, различным решениям и приказам. Через год государыня подписала еще один указ, в котором отмечалось приоритетное значение русского языка. 
Рвать с места в карьер императрица не решилась. Она понимала, что новые земли на протяжении многих-многих лет являлись сначала литовскими, затем польскими. И поэтому русификация территории шла медленно и осторожно. К тому же, в 1793 году произошел второй раздел Речи Посполитой. Российская империя получила Минск, Слуцк, Несвиж, Пинск, а также часть Правобережной Украины. Но уже через год вспыхнуло восстание Тадеуша Костюшко, продлившееся с марта по ноябрь 1794 года. После его поражения Россия и Пруссия в третий раз поделили Речь Посполитую. Россия присоединила к своей территории часть Холмской земли и Литвы, Западную Волынь, Курляндию, Западную Белоруссию.
Естественно, население этих земель имело свой язык и свою веру. Поэтому от империи требовалось максимально быстро (а значит жестко) объяснить новым подданным «правила игры». И поэтому польский язык был заменен на русский. И на сей раз это коснулось не только делопроизводства, но и школьного обучения. Белорусские и польские чиновники, занимавшие высокие должности, также были отправлены в отставку. Их места заняли русскоговорящие ставленники. 

Но в 1796 году Екатерины II не стало. Трон занял Павел I, а в 1801 году корона перешла к Александру I. Ни Павел, ни Александр не проводили каких-то новых попыток масштабной русификации. Павел просто не успел, а его сын не считал это чем-то очень важным. Соответственно, польское влияние вновь обрело силу на белорусской земле. И вскоре оно стало так велико, что почти полностью вытеснило все русское. 
Дальше – больше. В 1803 году земли Литвы, Белоруссии и правобережной Украины были объединены после реформы образования в единый Виленский образовательный округ. Его возглавил поляк Адам Чарторыйский. Соответственно, главным языком обучения являлся польский. Русский же был отодвинут на второй план и на нем преподавали только по желанию. 
При этом, что интересно, войну с Наполеоном многие жители бывшей территории Речи Посполитой восприняли не как угрозу для отечества. Наоборот, люди вдруг поверили, что французы в случае победы вернут к жизни Великое княжество Литовское. Но, как известно, их мечтам не суждено было сбыться. 

*** 

В 1830 году произошло Польское восстание. Для Российской империи это стало тревожным сигналом, ведь несмотря на присоединение, белорусы по-прежнему ассоциировали себя с Литвой и Польшей. И начался болезненный процесс закручивания гаек. Белорусов не принято было считать отдельным народом со своим языком, поэтому о национальной и религиозной толерантности не могло быть и речи. Первым делом взялись за изменения имен и фамилий. Томаш стал Фомой, Язэп – Иосифом, Коты превратились в Котовых, а Жуки – в Жуковых и так далее, и так далее. Власть старалась всеми силами сделать так, чтобы лишить жителей Белоруссии и Литвы национального самосознания. Нужно было так жестко навязывать русификацию или нет, однозначного ответа нет. Российская империя, как и любая другая империя, действовала строго в своих интересах. К тому же, полученные при разделе Речи Посполитой земли, Русские императоры считали своими, отнятыми когда-то поляками и литовцами. И в те времена новые хозяева русских земель проводили точно такую же политику: насаждали свою веру и свой язык. 
Николай I всерьез взялся за русификацию белорусского и литовского народов. И в 1832 году был закрыт Виленский университет, который являлся уж слишком польским. Параллельно начали прекращать работу униатские и базилианские школы. Делалось это с одной целью – максимально быстро и эффективно обрубить польское влияние. Вместо них стали появляться, хотя и в небольшом количестве, русские учебные заведения, которые находились под пристальным вниманием Русской православной церкви. Преподаватели, которые вели занятия на польском языке и отказались подстраиваться под новые реалии, просто высылались из страны. Их место, естественно, занимали русские учителя. 
С каждым годом маховик русификации раскручивался все сильнее и сильнее. Уже в 1836 году польский язык был официально запрещен в школах Могилевской и Витебской губерний. А вскоре этот запрет распространился и на остальные белорусские земли. Причем он расширился, затронув почти все сферы жизни людей. 
А 30 июля 1840 года произошло знаковое событие. Император запретил использовать термины «Белоруссия» и «Литва», заявив: «Впредь этих названий никогда не употреблять, а прописывать губернии поименно». А затем появился новый термин – «Северо-Западный край». По факту, ничего экстраординарного не случилось, ведь произошло переименование административных единиц в империи. К тому же, изменения касались официальных документов, но жители Белоруссии, конечно, восприняли это болезненно. И их тоже можно понять. Некоторые исследователи этого сложного вопроса считают, что чрезмерное закручивание гаек и смена названий сыграли противоположную роль. Народ начал отчаянно цепляться за свое родное, за польское прошлое. И несмотря на суровые меры, и польский язык, и униатство не отступили. Они приняли вызов всему русскому и продолжили борьбу. 

Интересно вот еще что: Российскую империю в белорусском вопросе принято считать злобным захватчиком, который все силы бросил на ассимиляцию местного населения. Ведь пока шла борьба с польским, скажем так, «наследием», в Северо-Западном крае также старательно игнорировался и белорусский язык. В училищах и гимназиях на нем не говорили и его не преподавали. Да, это все так. Но проблема в том, что и во время существования Речи Посполитой этот язык находился на задворках. Поляки насаждали свое, не утруждая себя сохранением исконных традиций. Об этом почему-то часто забывают. 
Когда к власти пришел Александр II политика Российской империи в отношении белорусских земель стала заметно мягче. Но полностью останавливать русификацию государь не стал. Северо-Западный край продолжил трудный и болезненный путь по унификации и интеграции с другими территориями огромной страны. Зато при Александре II начался процесс поддержки именно белорусской культуры, а не подмены ее русской. Благодаря этому польское «наследие» получило куда более ощутимый удар. Но при этом продолжилось утверждение русского языка. Он считался более развитым и подходящим для жителей всех исторический территорий России. 
Процесс русификации Белоруссии продолжался вплоть до гибели Российский империи. Когда власть перешла к большевикам, появилась Белорусская советская социалистическая республика. А вместе с ней начался новый процесс, процесс белорусизации. Были открыты школы, Академия наук, государственный университет, где главную роль отвели именно белорусскому языку. Не остались в стороне, конечно, газеты, журналы и художественная литература. Началась новая глава в жизни белорусской культуры. 

5
1
Средняя оценка: 2.79669
Проголосовало: 423