Награда не нашла героя
Награда не нашла героя
В семье легендарного партизанского командира Д.А.Денисенко (1917-1988) сохранились отголоски давней истории о том, как Дмитрия Анисимовича представляли к званию Героя Советского Союза, но награды он так и не получил. Все остальные правительственные награды, а их всего двадцать пять, боевые, трудовые ордена, медали и документы на них хранятся в Новогрудском историческом музее.
Что за причины помешали Д.А.Денисенко получить высшую правительственную награду страны военного времени, сегодня уже трудно установить. За разъяснением я обратилась к архивным документам, которые появились недавно на сайте «Партизаны Беларуси».
Итак, в военное время 1-го ноября 1944 года Бюро Барановичского обкома КП(б) Белоруссии ходатайствует о награждении командира отдельной кавалерийской бригады:
«Постановление Бюро Барановичского обкома КП(б) Белоруссии от 1-го ноября 1944 года. Просить ЦК КП(б)Б ходатайствовать о присвоении звания Героя Советского Союза товарищу Денисенко Дмитрию Анисимовичу – командиру отдельной кавалерийской бригады за особые заслуги в развитии партизанского движения в Барановичской области, проявленную при этом отвагу и геройство в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Секретарь Барановичского обкома КП(б) И. Тур»
Дмитрий Анисимович Денисенко
Иван Петрович Тур (1905—1965) – советский партийный и государственный деятель. С 29 ноября 1939 года по март 1941 года – 1-й секретарь Барановичского областного комитета КП(б) Белоруссии; с 20 июля 1944 по июль 1946 года – 1-й секретарь Барановичского областного комитета КП(б) Белоруссии.
Подчеркиваю, это очень важно – ходатайство (наградной лист) датируется военным временем. 10 ноября 1942г. вышел Указ Президиума Верховного Совета (НКО №352), передающий право награждения некоторыми орденами и медалями от имени Верховного Совета СССР командующим фронтами, армиями, флотилиями, командирам корпусов, дивизий и полков. Прежние Указы отменялись, т.е. преимущественное право награждения целиком переходило от военных советов к командирам на местах. Командиров обязали производить награждение, а документы посылать на утверждение в Верховный Совет СССР, такая практика сохранилась до конца войны.
После войны, а это 1945-1948 гг., к бывшему командиру за помощью обращаются партизаны: по документам они представлены к наградам, а на практике самих орденов и медалей у них нет. Денисенко хлопочет, нервничает, пишет письма в БШПД. Одно письмо зарегистрировано 8.10.1947 г. «Исполнено №310-н 1948г.»
«Группе при ЦК КП(б) Белоруссии по ведению дел «Белорусского штаба партизанского движения». Как бывшему командиру партизанской кав. бригады, которая дислоцировалась в Барановичской обл. (Налибокская пуща), очень часто приходится отвечать на запросы бывших партизан, которые в 1943-1944г. были представлены к наградам командованием бригады и уполномоченным ЦК КП(б), и до сего времени этот вопрос остается открытым, то есть не разрешенным и создает бумажную волокиту. Прошу ответить будет ли что с тех материалов по награждению, которые утверждались на обкомах и райкомах. Когда и куда обращаться за справкой в дальнейшем. К сему Денисенко. 1.10.47».
Война для партизанского командира закончилась уже более трех лет назад, но неопределенность заставляет его писать и писать запросы, звонить, интересоваться, что же случилось с наградами, которые существуют пока только на бумаге. Начинается привычная волокита чиновников.
Есть ответы штабиста – зав. группой при ЦК КП(б)Б по ведению дел БШП некого Шаметько Н.Ф. Из наградного листа на Шаметько Николая Федоровича читаю: «Место рождения: г. Минск БССР. Дата рождения: 1910 год. Национальность: белорус. Член КП(б) Б с 1940 г. В партизанах со 2.11.1942 г.».
Наградной лист на Шаметько Н.Ф. составлен 29.8.1946 года, т.е. уже в послевоенный период подполковником Романовым за подписью зам. нач. группы по ликвидации дел БШПД.
Партизан Шаметько Н.Ф. после ранения на засаде дороги Червень-Минск в 1943 году был отправлен в госпиталь в тыл, после выздоровления назначен старшим помощником начальника отдела кадров БШПД. Из наградного листа:
«…За время работы в БШПД т. Шаметько проделана следующая работа: а). Во время массового выхода партизан из тыла врага принимал отчеты от бригад и отрядов, приводил их в соответствующий порядок. Составлял необходимые статистические справки…»
Работа кадровика, конечно, нужная, но и оценена по справедливости – награжден только медалью «Партизану Отечественной войны второй степени».
Медалью первой степени в основном награждался начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения, за особые заслуги в деле организации партизанского движения, за отвагу, геройство и выдающиеся успехи в партизанской борьбе. Большинство награждений медалью “Партизану Отечественной войны” пришлось на послевоенный период. Всего вышло 173 приказа БШПД о награждении этой медалью, из них только 62 – в период с 19 марта 1943 года по 31 июля 1944 года.
В ответе Шеметько от 17 октября 1947 года сказано следующее:
«По вопросу награждения бывших партизан прошу Вас лично написать тов. Гусарову или Пономаренко, так как весь материал о награждении находится в ЦК КП(б)Б, указав при этом, что в БШПД по этому вопросу точно дать ответ не могут».
Николай Иванович Гусаров (1905 – 1985) – советский партийный деятель. В 1947 назначен 1-м секретарем ЦК Компартии Белоруссии. Любопытный факт биографии. Снят с поста 13 июня 1950 г. за то, что «…игнорировал коллегиальность руководства, самолично изменял решения Бюро ЦК, неправильно относился к критике недостатков, не работал с партийным активом, не информировал правдиво ЦК ВКП(б) о состоянии дел в республике».
Денисенко, конечно, кипятится, бумаги пишутся, время идет, дело стоит. Он обращается в более высокие кабинеты, к Председателю Совета Министров БССР Пономаренко. П.К. Пономаренко – его земляк, родился на Кубани, на хуторе Шелковском станицы Белореченской Кубанской области (ныне Белореченский район Краснодарского края) в крестьянской семье.
Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко (1902 – 1984) – советский партийный и государственный деятель. 1-й секретарь ЦК КП(б) Белоруссии (1938-1947), глава правительства Белорусской ССР (1944-1948), С 30 мая 1942 года по март 1943 года начальник Центрального Штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования.
Осенью 1947 года Д.А.Денисенко уже пишет письмо на имя Председателя Совета министров БССР:
«тов. Пономаренко. В период Великой Отечественной войны командовал Первой Белорусской Кавалерийской Бригадой, действовавшей на территории Барановичской области, командиром которой я был с первого дня ее организации. Много бойцов-партизан было представлено к Правительственным наградам за успешную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Однако до сего времени о положении дел с наградами ничего неизвестно. Между тем, как многие товарищи, бывшие партизаны обращаются ко мне с вопросом о наградах, на что я не могу дать им положительного ответа. Лично я как командир Первой Белорусской Кавалерийской Бригады Уполномоченным ЦК КП(б) Белоруссии и командиром соединений партизанских бригад и отрядов по Барановичской области тов. Чернышев и тов. Царюк, за организацию партизанского движения и боевые заслуги три раза представлен к правительственным наградам. В 1943г. – к Ордену «Ленина», в 1944г. – к двум Орденам «Красного Знамени», а со времени изгнания немецких захватчиков из Белоруссии в 1944г. Постановлением Барановичского Обкома ЦК КП(б)Б к званию Героя Советского Союза.
Таким образом, я представлен к четырем Правительственным наградам, но получить пока не пришлось ни одной, что невольно заставляет беспокоиться. Я обращался в группу при ЦК КП(б)Б по ведению дел Белорусского Штаба партизанского движения, где посоветовали мне обратиться лично к вам, так как все материалы о награждении партизан находятся в ЦК КП(б)Белоруссии и БШПД., по этому вопросу точно дать ответ не могут. Поэтому убедительно прошу вас сообщать, в каком положении находятся дела о наградах».
Владимир Зенонович Царюк (1899 – 1957) – один из руководителей партизанского движения на временно оккупированной территории Белорусской ССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1944 года за умелое командование партизанским соединением образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-вражеским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Царюку Владимиру Зеноновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Василий Ефимович Чернышев (1908– 1969) – советский военный и государственный деятель, генерал-майор. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года за успешное руководство партизанской борьбой, личное мужество и отвагу генерал-майору Чернышеву Василию Ефимовичу присвоено звание Герой Советского Союза.
Командир хлопочет не только о боевых товарищах, но и напоминает о себе, его волнует судьба золотой звезды Героя Советского Союза. Кадровик Шаметько вынужден отвечать. Письмо датируется 23.12.1947 г.
«На Ваше письмо, адресованное Председателю Совета министров БССР, сообщаю, что Указ о награждении партизан Белоруссии еще не подписан. После подписания Указа сообщим дополнительно. Указ в скором будущем должен выйти в свет».
Но вернемся к высокой награде. Ее следы нашлись уже в 1946 году. Ответ того же Шеметько от 21.10.1946 г. подтверждает:
«На Ваше письмо, адресованное председателю Президиума Верховного Совета СССР и. Н.М. ШВЕРНИКУ, сообщаю: Вы представлены к званию Героя Советского Союза и к ордену Отечественной войны I степени. По издании Указа о награждении белорусских партизан Вам будет сообщено»
Значит, к тому времени бывший командир уже обратился в Москву, к Н.М. Швернику.
Николай Михайлович Шверник (1888– 1970) – советский политический деятель. Сменил М. Калинина на посту Председателя Президиума Верховного Совета СССР (19 марта 1946 – 15 марта 1953). По Конституции СССР занимал самый высокий пост, формально возглавлял советское государство, обладал всей полнотой процедурной власти.
На этом мои поиски заканчиваются, дальше можно только догадываться. Предположу, что независимый и горячий по натуре Денисенко в общении смело рубил всю правду, на всех служебных уровнях не терпел подлости, вранья, предательства, не привык отмалчиваться, недолюбливал услужливых кабинетных служак. По этой причине и нажил себе тайного личного врага, да, может, еще и не одного. Бывает достаточно одного «доброжелателя», чтобы сплести подлую интригу, и я предполагаю, что вслед его законным ходатайствам за бывших партизан и за себя в обе столицы полетели доносы.
Это для меня загадка, а Дмитрий Анисимович может и догадывался. А потом, когда не добился справедливости, махнул рукой – да что винить себя, жизнь не перепишешь набело! Человеческий фактор, как сказали бы в наше время. Другого объяснения у меня нет.
За героизм и отвагу более 120 тысяч партизан и подпольщиков Белоруссии награждены орденами и медалями, только 88 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Как правило, это заслуженные люди, достойные высокой награды, но процедура прохождения и получения у них гладкая, без драматизма, а в наше время подача таких сюжетов непростительно затерта, и выглядит стереотипно.
А как же быть с теми, кто на войне готов был жертвовать своей жизнью и жертвовал, не щадя себя, в боях был отчаянно смелым, отважными, пулям не кланялся, подавал личный пример товарищам, и их подвиги задокументированы?
В годы войны, значит, были нужны, а потом… При этом в обычной жизни герои оставались скромными, даже излишне скромными, молчаливо ждали, надеясь на справедливость. Кто-то гасил в себе боль алкоголем, срывался на работе, пытался найти себя в мирное время, теряясь и сбиваясь в роли робкого просителя, обивая пороги высоких кабинетов.
Документы на награды уходили в Москву… и многие исчезали в кабинетах, по пути прохождения процедуры равнодушно терялись по инстанциям, тормозились тыловыми бюрократами, ложились под сукно и, в конце концов, не проходили «фильтры» у штабистов.
Оказывается, таких «потерянных» людей после окончания войны оказалось не мало. Сегодня охотно публикуются такого рода невеселые истории, в них вся горечь незаслуженных обид и поздних терзаний фронтовиков.
Вот пример. Партнер знаменитого Юрия Никулина на манеже – народный артист РСФСР, клоун, акробат Михаил Шуйдин, а на войне танкист, гвардии старший лейтенант, несколько раз горел в танке. Командир танкового взвода был представлен командованием к званию Героя. Из наградного листа:
«…показал образцы мужества и геройства в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Он проявил исключительное умение и храбрость при форсировании р. Березина, танками своего взвода первый ворвался и мастерски выиграл бой за г. Вильно (правильно – Вилейка. – Прим. авт.), г. Сморгонь и город Вильно. Смело и тактически грамотно неоднократно действовал в разведке, доставлял командованию ценные сведения о противнике».
Но решением командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенанта танковых войск К. В. Скорнякова звание Героя было заменено на орден Красного Знамени.
Главное для себя прояснила: в 1944 военном году боевой командир Д.А.Денисенко за особые заслуги в развитии партизанского движения в Барановичской области был представлен к звезде Героя Советского Союза, и это подтвердили архивные документы. Лично для меня он остался настоящим героем Великой Отечественной войны, как и все его несломленное поколение.