Зачем государству нужны казаки
Зачем государству нужны казаки
Вопрос о возрождении казачества в современной России остаётся до сих пор спорным. Когда-то казаками называлась этно-социальная общность юга России. Скорее речь шла о сословии, чем об этносе. В России казаки не были единственным сословием. Но почему-то возрождению именно этого сословия уделяется сегодня особенное внимание. Притом что пока в РФ сохраняется бессословное общество.
В современной России многие казаков не жалуют. Их называют ряжеными, да и мало кто понимает, почему эти люди носят особую одежду и пользуются особыми правами. По какой-то неведомой причине государство поддерживает возрождение казачества со всеми традициями и атрибутами.
В декабре 2020 г. члены комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества провели даже заседание по вопросам развития политики в отношении казачества.
Заседание было посвящено вопросам реализации стратегии государственной политики в отношении казачества до 2030 года. Стратегия была утверждена указом Владимира Путина в августе 2020 года.
На встрече комиссии утвердили проект единой концепции преподавания в образовательных учреждениях истории российского казачества. Разработка концепции опиралась на научный подход и достоверные исторические источники с учетом потребностей организаций, в которых идет преподавание истории казачества.
Отметим, что проекта единой концепции преподавания истории российского дворянства или купечества, или духовенства, или крестьянства не существует. Такая концепция выглядела бы странно. Но почему-то всё, что касается казаков, никого не удивляет.
На встрече запланировали проведение 13 научных исследований направленных на изучение истории казачества и 7 всероссийских научно-практических конференций. Также комиссия приняла решение создать «Ассоциацию образовательных организаций высшего образования, реализующих казачий компонент».
Первый заместитель атамана Всероссийского казачьего общества Игорь Казарезов заявил, что учреждение ассоциации коренным образом изменит существующую в настоящий момент ситуацию в сфере подготовки кадров для российского казачества. Но тут же возникает вопрос: а зачем и кому нужно казачество, кроме самих казаков, чтобы уделять этому вопросу столько внимания на государственном уровне? В России нет, например, единой концепции преподавания истории страны. А история казачества оказывается на каком-то особом положении.
То же самое можно сказать о памятниках казакам. Вокруг этой темы было немало дискуссий, поскольку юг России стал не просто рассадником антисоветчины, но и местом увековечивания государственных преступников.
Сейчас идут разговоры о том, что в Ростовской области собираются установить памятник «расказаченным» казакам. Памятник казакам «Славься, Сулин казачий!» в честь местных казаков, «пострадавших от расказачивания», планирует установить руководство города Красный Сулин в Ростовской области. Об этом 10 января сообщила пресс-служба администрации региона.
Отмечается, что памятник задумывался как собирательный образ казаков, на котором особо будет выделяться их роль как защитников Дона и границ России. Тем не менее, в администрации подчеркивают, что памятник будет олицетворять казаков в том числе и как жертв «расказачивания» в советские годы.
Автор монумента, скульптор Зураб Мачитадзе, уже подготовил макет памятника. На нем изображены казаки разных возрастов в форме времен Первой мировой войны на фоне Георгиевского креста с изображением православного храма.
Однако тема «расказачивания» на территории Ростовской области нередко идеологически оформляется в современной казачьей среде как тема «геноцида казачества» и очень часто соседствует с попытками реабилитации казачьих коллаборационистов, служивших нацистской Германии в годы Великой Отечественной войны.
Так, в станице Еланской на севере области предприниматель Владимир Мелихов в 2007 году установил мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками», в центре которого была поставлена фигура нацистского пособника генерала Петра Краснова. Несмотря на многочисленные протесты против этого мемориала и уголовные дела, заведенные на Владимира Мелихова, статуя до сих пор стоит на донской земле.
Вспомним, кстати, что к увековечиванию Краснова не так давно призывал телеведущий Дмитрий Киселёв, забывший о словах белого генерала «Да поможет господь немецкому оружию и Гитлеру!» Словом, создаётся впечатление, что чиновники делают какую-то ставку на казачество. Иначе невозможно понять, почему государство закрывает глаза на все художества «ряженых» и при этом поддерживает какие-то концепции преподавания истории казачества. На этот и подобные вопросы никто не даёт взвешенного ответа.