Герберт Уэллс – человек «Фаустовой цивилизации»
Герберт Уэллс – человек «Фаустовой цивилизации»
Великие и необыкновенные идеи, выходящие за пределы обычного, часто производят на людей меньшее впечатление, нежели более мелкие, но ясные каждому факты.
Герберт Уэллс. Человек-невидимка
Я убежден, что Уэллс осознал и понял, что радикальный материализм безнадежен и что впереди его ожидает трагическое и полное крушение. Этот верный вывод сопровождается ещё и осознанием того, что радикальный материализм, стремясь к неограниченной и полной власти над судьбой человечества, заставил его признать трагичный исход таких событий. Как неверующий, он не имел доступа к Божественному руководству. Следовательно, он с желанием, одержимостью и отчаянием исследовал возможности только человеческого, материалистически настроенного интеллекта в поисках средств предотвращения надвигающейся страшной катастрофы. И, рассматривая возможности только человеческого разума и интеллекта, он пришел к правильному выводу, что из сложившейся ситуации нет выхода. Это – конец.
Игорь Сикорский. Незримая борьба
Продолжу разговор о книге Игоря Сикорского «Незримая борьба» и введенном им понятии «Фаустова цивилизация». На страницах указанной книги мы не раз встречаем имя известного английского писателя Герберта Уэллса (1866-1946). Мы знаем этого англичанина как автора многих романов в жанре научной фантастики («Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др.). Но он писал также трактаты на философские, политические и социальные темы, в которых анализировал несовершенство тогдашнего общества, грозящих человечеству кризисах, размышлял о моделях более совершенного общества и путях его построения. Первые работы подобного жанра стали появляться из-под пера Уэллса еще в конце XIX – начале XX вв. Например: «Мораль и цивилизация» (Morals and Civilisation, 1897); «Современная Утопия» (A Modern Utopia, 1905); «Новый мир для старого» (New Worlds for old, 1908) и т.д.
Если называть наиболее известные и фундаментальные работы Уэллса, относящиеся к жанру философии, политики и социологии, то это, наверное, следующие: «Англичанин смотрит на мир» (An Englishman Looks at the World, 1914); «Вашингтон и надежда мира» (Washington and the Hope of Peace, 1922); «Легальный заговор» (The Open Conspiracy, 1928); «Труд, богатство и счастье рода человеческого» (The Work, Wealth, and Happiness of Mankind, 1932); «Мировой мозг» (World Brain, 1935); «Новый мировой порядок» (The New World Order, 1939); «Судьба Homo Sapiens» (The Fate of Homo Sapiens, 1939); «Перспективы для Homo Sapiens» (The Outlook for Homo Sapiens, 1942); «Разум на привязи» (Mind at the End of Its Tether, 1945). Большинство этих работ на русский язык не переводились, и нашему читателю они не известны (1). Соответственно их представление о Герберте Уэллсе может быть неполным. У меня вообще складывается впечатление, что Уэллс в большей степени считал себя философом, ученым (он был, между прочим, биологом по образованию), социологом и политиком, нежели традиционным писателем, занимающимся созданием произведений «чистой» художественной литературы.
По своему мировоззрению Уэллс был материалистом, рационалистом, верил в созидающую и преобразующую роль науки. С восхищением относился к дарвинизму. Отчасти, наверное, это было обусловлено тем, что в молодые годы работал под началом Томаса Гексли, друга и ярого поклонника учения Чарльза Дарвина (Томас Гексли даже получил кличку «бульдог Дарвина»). К христианству и религии вообще относился как внешний наблюдатель. Соблюдая по началу некоторый «нейтралитет» и «толерантность». Но позднее начал серьезные выпады в адрес религии. Кончил тем, что стал призывать заменить все традиционные религии единой мировой религией, которая, по замыслу Уэллса, должна была напоминать стройную систему научных знаний, в которой места богу не предусматривалось.
На Западе Уэллс был популярен и как традиционный писатель, и как мыслитель-политик. Думаю, что Игорь Сикорский был знаком со многими работами Уэллса в жанре философии, социологии и политики, поскольку в совершенстве владел английским языком (2) и мог читать упомянутые выше работы. Упоминая Уэллса, Игорь Сикорский характеризует его как «известного и искреннего атеиста». При этом он оценивает весьма высоко уровень научных знаний англичанина, его эрудицию и способность предвидеть события ближайшего будущего: «Герберт Джордж Уэллс, несомненно, был человеком незаурядной мысли и пророческой интуиции, которая позволила ему с поразительной точностью предсказать некоторые события и совершение ряда открытий. Ещё в 1914 году, перед началом Первой Мировой войны, он предсказал использование атомных бомб и ужасные разрушения, вызываемые ими в ходе мировой войны. Он описывал вертолёт так, как будто сам летал на нём». В этом месте Игорь Сикорский делает ссылку на роман Герберта Уэллса «Освобожденный мир» (1914 г.).
Герберт Уэллс раннего и среднего периода своего творчества верит в «светлое будущее» человечества, хотя не исключает, что путь к нему будет тернистым, через войны и кризисы. Но вооруженный интеллектом и наукой Homo Sapiens достойно преодолеет все препятствия. В этой связи Игорь Сикорский обращает внимание на работу Уэллса «Образ будущего» (The Shape of Things to Come):
«В своей книге The Shape of Things to Come [Образ будущего], изданной в 1933 году, Уэллс описывает всемирное государство, управляемое пламенными сторонниками радикального материализма, которое должно было сформироваться во 2-ой половине двадцатого века, вслед за периодом хаоса, последовавшим после Второй Мировой войны. Согласно этой книге, увидевшей свет в 1933 году, война должна была начаться 4 января 1940 с конфликта между Польшей и Германией из-за города Данцига. Уэллс предсказывает, что мировое правительство, которое он называет “Тиранией,” насаждало бы перевоспитание человечества в направлении рационально-материалистической идеологии. Это правительство подавляло бы любой очаг недовольства, безжалостно громя оппозицию. Оно уничтожит религию, арестует всех её служителей и будет наказывать родителей, воспитывавших своих детей на основе религиозных принципов. Наконец, после 2000 года, на земле установится новый мировой порядок, и человечество достигнет постоянства мира, и всеобщего благосостояния, чего не было никогда прежде. Конец всей книги полон оптимизма и надежд на светлое будущее человечества».
В указанной работе мы видим незаурядные способности англичанина предвидеть будущее. Он почти точно назвал дату и обстоятельства начала второй мировой войны. Он предсказал мировую тиранию рационально-материалистической идеологии, подавление неугодных, уничтожение религии, ювенальную юстицию и многое другое. Но, хотя Уэллс и признает, что эти меры является очень жесткими, однако он считает, что они оправданны. Мол, цель оправдывает средства: в конце человечество ждет процветание и всеобщее благосостояние. Известна фраза Уэллса, ставшая сегодня «крылатой»: «История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой». Но англичанин сначала был уверен, что образование будет побеждать. Но во второй половине своей творческой жизни он уже в этой победе стал сомневаться.
Но 30-е годы прошлого века явились для Уэллса временем крушения многих его иллюзий. В Германии благодаря попустительству и прямому содействию той же Англии, а также США и других западных стран взращивался Третий Рейх, режим Гитлера. У этого бесноватого фюрера были свои представления о новом мировом порядке, которые радикально отличались от представлений Герберта Уэллса. У английского писателя почва стала уходить из-под ног, он начал разуверяться в силе человеческого разума. Об этой драме английского мыслителя писали многие биографы и исследователи творчества Уэллса. Не буду на этом подробно останавливаться, ограничусь лишь следующим фрагментом из работы Г.М. Прашкевича «Разочарования» (3):
«Кто же построит единое Мировое государство, если Гитлер – сумасшедший, Сталин – диктатор, а Черчилля Уэллс на дух не выносил? Немцев, как уже говорилось, он считал недалекими, сентиментальными и бесчувственными людьми, которые любят горланить хором, жрать сосиски с капустой, салютовать и маршировать; австралийцев – вырождающимися англичанами. В очередной раз обидел евреев, заявив, что германский нацизм является всего лишь перевернутым сионизмом».
Через несколько лет после публикации «Образ будущего» тональность работ Уэллса сильно (можно сказать, радикально) меняется. Игорь Иванович обращает внимание на работу англичанина «Судьба Homo Sapiens», приводя выдержки из нее со своими комментариями:
«В очень интересной книге, вышедшей в свет перед началом Второй Мировой Войны, Герберт Уэллс предсказывает последствия этого конфликта так: “Мир, который установится после следующей великой войны, будет еще более жестоким, еще более разобщенным, наполненный еще большим количеством скрытых целей и тайных приготовлений, а следовательно, и страхов и подозрений, которые они порождают. Чего же ещё? Мир становится всё более и более скрытным, предательским, безжалостным... Меньше будет свободы слова, меньше свободы выражения идей и мыслей, гораздо больше будет страха и чувства опасности, исходящей от безумных людских побуждений”».
Трактат «Судьба Homo sapiens» Уэллс начал писать примерно за год до начала войны, находясь в Австралии. Примечательно, что книга была снабжена подзаголовком: «An unemotional statement of the things that are happening to him now, and of the immediate possibilities confronting him». Примерный перевод на русский: «Бесстрастное свидетельствование вещей, которые с ним происходят сейчас, и непосредственных возможностей, возникающих перед ним». Те возможности, которые будут у Homo sapiens в будущем, весьма незавидные, с точки зрения благополучия Европы начала ХХ века. Игорь Сикорский цитирует ту часть работы Уэллса, где пессимизм англичанина особенно ярко выражен:
«Уэллс предрекает некоторые краткие периоды мира и спокойствия, но его острая интуиция и понимание общих тенденций ясно указывают ему на то, что впереди ожидает зловещая тьма. На последних двух страницах этой пророческой книги мы находим: “Человечество, начавшее жить в пещерах с закрытым бревнами входом, закончит свои дни в пропитанных болезнями трущобах. Что еще, кроме этого, может случиться? В какую ещё сторону повернет судьба? …Если человек разумный настолько глуп, что не может понять, к чему он идёт, и не может заставить себя срочно спасти ситуацию, пока ещё осталась в мире хоть какая-то ясность, хоть сколько-нибудь свободы мысли и слова, свободы передвижений и деятельности, может ли быть хоть немного надежды на то, что через пятьдесят или сто лет, после того, как живя в течении 2-3 поколений постоянного страха, жестокости и бесконечного непонимания истинной причины его проблем, он в целом будет не столь неразумен? Как и почему может человек подвергнуться “волшебному” изменению, если внутри него и снаружи него намеренно действуют противящиеся этому силы?
…Нет вообще никакой причины полагать, что законы природы более предрасположены к человеку, чем к ихтиозавру или птеродактилю. Несмотря на мою расположенность к здоровому оптимизму, я чувствую, что сегодня вселенной уже наскучило присутствие человека, что она уже обременяет его трудностями, и я вижу, как человек, всё с меньшей долей разума и с все более увеличивающейся скоростью, страдая, так как все неприспособленные к жизни существа страдают и в массе и поодиночке, несется по потоку судьбы в направлении деградации, страдания и смерти».
В приведенном отрывке из Уэллса можно видеть, что фанатичная вера в дарвинизм, объяснивший происхождение Homo sapiens, у англичанина уже подорвана. Во-первых, все поступки человека ХХ века противоречат высокому званию «Homo sapiens». Во-вторых, более чем сомнительно, что «естественный отбор» с его борьбой за выживание и первенство вообще является двигателем прогресса. Скорее такая борьба, которая продолжается среди Homo sapiens может вообще привести к уничтожению данного вида. Или, по крайней мере, низвести остатки выживших представителей этого вида до уровня «человек неразумный». Судьба такого существа незавидна – «деградация, страдания и смерть».
Как тут не вспомнить роман «Машина времени» (1895), который сделал Уэллса знаменитым. Ведь, по сути, это была антиутопия, которая перечеркивала теорию эволюции Чарльза Дарвина. Роман ярко демонстрирует, что общество, лишенное религиозных и культурных скреп, деградирует, люди вырождаются, человечество обрекается на гибель. Складывается парадоксальная ситуация: Уэллс, формально подтверждая свою лояльность и даже приверженность дарвинизму, своими романами, наоборот, демонстрировал несостоятельность учения Чарльза Дарвина (4).
Уэллс в трактате «Судьба Homo sapiens» намекает на то, что человек может оказаться в «пещерах» и «пропитанных болезнями трущобах» (после каких-то драматических глобальных событий) через 2-3 поколения, через 50 или 100 лет. Если отсчитывать от выхода в свет книги (1939 год), то условный временной рубеж возможного перехода остатков выжившего человечества в дикое состояние: 1989-2039 гг. Тональность работы кардинально отличается от более ранних работ Уэллса, в которых он верил в разум, науку, прогресс (5). Еще в своей предыдущей работе «Открытый заговор» (написанной десятилетием раньше) Уэллс рассчитывал на построение «дивного нового мира» для всего человечества. Такое строительство, по его замыслу, будет осуществляться мировой элитой, состоящей из наиболее достойных представителей большого капитала и наиболее способных интеллектуалов разных стран. Интеллектуальная мощь самых достойных Homo sapiens планеты будет воплощена в так называемом «Мировом мозге» (аккумулятор знаний) (6).
Игорь Иванович констатирует, что примерно с конца 1930-х годов Уэллса уже не узнать: прежний оптимист превратился в пессимиста и апокалиптически настроенного писателя (хотя, конечно, будучи материалистом, Уэллс не относился к книге Апокалипсис серьезно): «В последующие годы взгляды Уэллса коренным образом переменились. Вместо обнадеживания и оптимизма, в них проявились мрачность и пессимизм». Апогеем этого пессимизма явилась написанная незадолго до смерти Уэллса работа «Разум на привязи» (1945) (7). Она, как пишет Игорь Иванович, «стала последним посланием этого великого человека всему человечеству. В предисловии Уэллс пишет: “Если таковы основы, то ему (Герберту Уэллсу) нечего больше сказать и никогда не будет чего сказать”».
Сикорский приводит следующие фрагменты из указанной работы: «Автор (H. G. Wells) имеет все предпосылки верить... что конец всего того, что мы называем жизнью, уже близок, и он неизбежен. Он попытается показать, почему у него зародилась такая уверенность... В жизни появились пугающие странности... До настоящего времени события имели хоть какую-то логическую связь, как известные нам небесные тела скреплялись воедино силой гравитации как неким подобием золотого провода. Теперь же эта связь как будто исчезла, и все понеслось с огромной скоростью в никуда, и скорость эта всё увеличивается... Автор уверен, что из сложившейся ситуации нет никакого выхода и обходных путей. Это – конец». От себя добавлю еще одну фразу из работы Уэллса, демонстрирующую его отчаяние и крах его надежд перестроить мир на новых началах: «There is no way out or round or through». Что можно перевести примерно так: «Выхода нет: хоть иди в обход, хоть напролом».
Не разделяя атеистического мировоззрения Уэллса, Игорь Сикорский ни в коей мере не умаляет способностей англичанина предсказывать будущее и считает, что к его прогнозам следует относиться очень серьезно: «Пророчества Герберта Уэллса, как и любого другого человека, могут быть ошибочны. Однако очень многие его предсказания сбылись с удивительной точностью. Поэтому нельзя оставить без внимания и это его пророчество, учитывая и ту мрачную серьезность, с которой оно было сделано».
Сикорский задает вопрос: «Какой же вид угрозы почувствовал Герберт Уэллс, пользуясь своей исключительно проницательной и острой интуицией?» И отвечает за англичанина, который подошел очень близкой к ответу на этот вопрос, но озвучить его не решился даже в своей последней работе. Игорь Иванович помогает англичанину сформулировать эту самую страшную угрозу: «Я убежден, что Уэллс осознал и понял, что радикальный материализм безнадежен и что впереди его ожидает трагическое и полное крушение. Этот верный вывод сопровождается ещё и осознанием того, что радикальный материализм, стремясь к неограниченной и полной власти над судьбой человечества, заставил его признать трагичный исход таких событий. Как неверующий, он не имел доступа к Божественному руководству. Следовательно, он с желанием, одержимостью и отчаянием исследовал возможности только человеческого, материалистически настроенного интеллекта в поисках средств предотвращения надвигающейся страшной катастрофы. И, рассматривая возможности только человеческого разума и интеллекта, он пришел к правильному выводу, что из сложившейся ситуации нет выхода. Это – конец».
Герберта Уэллса можно без натяжки отнести к представителям «Фаустовой цивилизации», описанию которой Игорь Сикорский посвятил первую главу своей книги «Незримая борьба». Да, Уэллс один из ярких, незаурядных представителей указанной цивилизации, которую Сикорский определял как цивилизацию смерти. Герберт Уэллс не сумел вырваться из цепких лап «Фаустовой цивилизации», но оставил нам убедительные логические подтверждения того, что она действительно может стать концом земной истории человечества.
Анализ воззрений известного английского писателя Игорю Ивановичу понадобился для того, чтобы лишний раз подтвердить главную мысль своей книги: материализм (особенно в его радикальной, атеистической форме) является смертельной угрозой для человечества.
Примечания:
1. Только что впервые была издана на русском языке книга «Открытый заговор»: Уэллс Герберт Джордж. Открытый заговор. Пер. с англ. С предисловием профессора В.Ю. Катасонова. – М.: издательский дом «Кислород», 2021.
2. Сикорский, который оказался в эмиграции с 1919 года, не только читал на английском языке, но также немало писал на нем. Еще раз напомню, что обсуждаемая нами «Незримая борьба» была написана на английском языке.
3. Прашкевич Г.М. Разочарования (https://biography.wikireading.ru/186688).
4. См.: Катасонов В. Антиутопии: заговор против человечества без грифа «секретно». – М.: «Книжный мир», 2020 // «Новый мировой порядок Герберта Уэллса» (с.418-428).
5. Продолжением трактата «Судьба Homo Sapiens» стала изданная в 1942 году работа «Перспективы для Homo Sapiens», в которой Уэллс еще более остро ставит вопрос о возможности выживания человека как биологического вида.
6. Идеи проекта «Мирового мозга» были изложены Уэллсом в ряде его статей и выступлений, которые составили сборник «Мировой мозг» (1935).
7. На русский язык работа не переводилась.