Кто будет оплачивать Украине войну?

Война – удовольствие дорогое. И в плане роста чисто военных расходов, и в плане сокращения доходов. Особенно это актуально для Киева…

Для иллюстрации текущей ситуации лучше всего подходят следующие данные из открытых украинских источников.
Итак, в начале апреля украинский Кабмин перераспределил свыше 70 миллиардов гривен (сейчас курс гривны к рублю приблизительно 1:3) на военные расходы с других статей. Больше всего досталось «социалке»: с бюджета соответствующего министерства власти «срезали» 32 с лишним миллиарда гривен! Больше 15 миллиардов недосчитается украинское образование. Остальные сферы сократят чуть меньше.
Однако для того, чтобы какие-то средства перераспределить с одной статьи на другую, необходимо, чтобы они в госказне были. Насчет этого у украинских же финансовых аналитиков с каждой новой неделей военных действий возникают все большие сомнения… 
Нет, согласно отчету украинского Минфина, за март Киеву удалось собрать 93% поступлений в бюджет от уровня запланированных. Вся беда для режима Зеленского в том, что большая часть этих самых поступлений одноразовые – в виде «дивидендов» от двух крупнейших украинских банков. Многие другие доходы также собраны по максимуму и наперед, то есть в последующих месяцах особой надежды на эти источники нет.
Вообще, предполагаемая доходная часть украинского бюджета, сверстанная в конце прошлого года, составляет 1,322 трлн гривен – около 43 миллиардов долларов. Расходная – на 170 миллиардов украинских денег больше, то есть речь изначально шла о немалом бюджетном дефиците.
Кстати говоря, весьма значимая доля бюджетных денег должна была быть потрачена на обслуживание государственного долга (181,4 млрд грн) и его погашение (393,3 млрд грн). Правда, 80% этой суммы в Киеве предполагали переодолжить, заняв денег на международных финансовых рынках под выпущенные гособлигации.

***

Несмотря на пропагандистскую трескотню о том, что «весь мир поддерживает Украину!», элиты этого самого «мира» (точнее «золотого миллиарда» из числа самых богатых стран Запада) отчего-то не горят желанием если не списать почти 100-миллиардный украинский долг, то хотя бы ввести по нему кредитные каникулы. На что уже в среде украинских ура-патриотов слышится все большее недовольство: дескать «МВФ списал триллион долларов долгов самым бедным странам, а мы что, самые богатые?!»
Что делать, несмотря на резко возросшее неприятие на Украине всего, что связано с Россией, вечной актуальности старой русской поговорки «дружба дружбой, а денежки врозь!» никто не отменял. Потому и украинские долги Запад прощать не намерен. Во всяком случае, доселе ни один из мало-мальски влиятельных западных политиков об этом не сказал, в противном случае украинские СМИ тут же исполнились бы неописуемого восторга из-за очередной «перемоги».
Скорее уж наоборот, в оппозиционных к власти украинских телеграм-каналах одной из причин того, почему Зеленский так и не объявил официально России войну (из-за чего даже ООН настоящий конфликт «войной» не именует) называют именно нежелание стратегических партнеров Киева позволить ему соскочить с кредитной иглы. 
Ведь война, по определению, это «форс-мажор», ведущая ее страна может заявить о дефолте почти без каких-либо отрицательных последствий для себя, в отличии от обычного «финансового» банкротства. А кто же тогда будет западным кредиторам исправно денежку возвращать, да еще с процентами?
Так что, несмотря на многократно выросшие военные расходы, власти Украины по-прежнему вынуждены выплачивать западным кредиторам немалые долги и как-то находить на все это солидные деньги. 

***

Между тем, экономика «великой европейской державы» ныне если не откровенно дышит на ладан, то весьма близка к этому. 
Соответствующие данные приводит Киевская школа экономики, ссылаясь на результаты исследования компании Gradus Research. Война остановила 86% украинских компаний. Сложные для бизнеса времена отражаются в фонде заработной платы и закупках – всего 3-5% бизнеса увеличили эти выплаты, расценивая их как социальную помощь, 14-19% выполняют выплаты на довоенном уровне. Остальные либо снизили, либо вообще прекратили выплаты: 39% не выплачивают заработную плату, а 29% остановили отчисления поставщикам.
Несложно заметить, что даже эти сами по себе ужасающие цифры – лишь верхушка айсберга. Ведь те же люди, которые оказались без средств к существованию, прогнозируемо перестают оплачивать счета за коммуналку, газ, свет, платежи по кредитам, а это, в свою очередь, вызовет эффект домино во все большем числе экономических звеньев. 
Да, формально до 1 июня на Украине введены платежные каникулы – как по кредитам, так и по коммунальным платежам. Но, во-первых, долги по ним не списываются, а всего лишь замораживаются, причем, на относительно короткое время, и продолжают накапливаться. И после каникул их все равно придется оплачивать все тем же людям, которые потеряли доходы. Если же в Киеве решат эти долги списать, где взять на это новые десятки миллиардов гривен? При том, что еще в начале специальной военной операции украинский премьер Шмыгаль говорил о двукратном снижении ВВП…
Вскользь можно заметить, что в неистовом стремлении посильнее «насолить проклятым москалям» соратники Зеленского в очередной раз занимаются тем, что иначе как «выстрелом в собственную ногу» назвать сложно. Так в Верховной Раде (правда, пока только в первом чтении) принят закон, предусматривающий возможность конфискации на Украине имущества не только россиян, но и «российских не-резидентов, получающих доход благодаря сотрудничеству с агрессорами». 

Несложно догадаться, что под действие этого закона автоматически подпадают около 3 миллионов украинских «заробитчан», работающих в России, что вместе с оставшимися на Украине членами их семей составит миллионов этак 10 граждан. Хорошенькие перспективы открываются и для жителей Крыма, по версии Киева стонущих под пятой российской оккупации и жаждущих побыстрее вернуться в «неньку»! 
Ведь даже если гипотетически принять это утверждение (пусть и многократно опровергнутое опросами в том числе и авторитетных международных социологических центров  https://www.usagm.gov/wp-content/media/2014/06/Ukraine-slide-deck.pdf страницы 27-28), получается, что в случае такого же гипотетического возвращения Крыма Украине крымчане могут подвергнуться тотальной конфискации собственности. Ведь в нынешней ситуации они заработать на жизнь иначе, как «сотрудничая с Россией», просто не могли.
Самое удивительное, что грозя конфискационными карами всем «маленьким украинцам», Зеленский сотоварищи отчего-то не озаботились закрытием очень щедрой «кормушки» всех постмайданных украинских элит с получением миллиардно-долларовых доходов. Речь о транзите российского газа по украинской трубе. Ведь даже только регулярное получение транзитной платы от Газпрома (да еще, вспоминая формулировки Уголовного кодекса, «в особо крупных размерах») иначе, как «сотрудничеством с Россией с целью получения материальных выгод» не назовешь. 
Это если не считать уже откровенно коррупционно-криминальных закупок так называемого «реверсного газа». Который, на самом деле, закупается Киевом в Словакии исключительно на бумаге, а на деле, сразу после перехода в районе Курска российско-украинской границы тут же идет украинским же потребителям. При том, что немаленькая цена за его «виртуальный транзит» оседает в карманах – как киевских «гешефтмахеров», так и их «европейских партнеров». Об этой схеме на Украине, судя по публикациям в СМИ, не говорит только ленивый, но даже оппозиционные политики ее слома реально не требуют, видимо, надеясь «погреть ручки», если удастся попасть во власть самим. 

***

Подытоживая, нельзя не задаться вопросом: откуда Киев сможет взять деньги на продолжение войны? При том, что только для выполнения обязательств по бюджетным расходам, причем мирного времени, ему требуется около 120 миллиардов гривен ежемесячно. 
А ведь с началом боевых действий дополнительные и немалые суммы требуются и на компенсацию неплатежеспособности значительной части населения, да и чисто военные расходы оцениваются независимыми военными экспертами в несколько миллиардов долларов ежемесячно.
Надеяться на возможность занять денег на внешних финансовых рынках в такой ситуации довольно наивно. Пусть даже «дружественные» американские рейтинговые агентства «по блату» и не назначат заслуженный «мусорный рейтинг» – одалживать деньги не просто воюющей, но не имеющей реальных шансов на победу стране ни один серьезный кредитор не будет. Хотя, конечно, спекулянты могут рискнуть, но лишь в надежде получить от украинских облигаций сумасшедший по западным меркам процент.

Безусловно, помощь Запада украинской армии достаточно существенна. Только недавно Конгресс США принял решение о выделении Украине 13,6 миллиардов долларов, и вроде бы несколько миллиардов даже будет направлено на социально-гуманитарные расходы.
Однако Киеву даже только в «мирном режиме» в год для обеспечения бюджетных расходов требуется 43 миллиарда долларов! Большую часть которых из внутренних источников получить ныне просто физически невозможно. 
Конечно, киевские политики продолжают сладостно мечтать о «предоставлении им конфискованных у России золотовалютных резервов». Вот только на Западе о такой опции даже не заикаются, за исключением политиков из «третьеразрядных» стран-лимитрофов образца Прибалтики или Польши. Зато время от времени в западных СМИ появляются сообщения, что то США, то Великобритания «в порядке исключения» разрешили выплачивать из якобы «замороженных» российских резервов тот или иной платеж – обычно по кредитам и облигациям в интересах собственных субъектов бизнеса. 

Так что ждать «российских золотовалютных резервов» Киеву, похоже, придется столько же, сколько и «возвращения золота гетмана Полуботка», согласно популярной в начале 90-х на Украине легенде, якобы хранящихся с начала XVIII века в подвалах Английского банка. 
Финансирование «независимой европейской державы» в ближайшем обозримом будущем будет зависеть прежде всего от щедрот США и каких-то крох от прочих «стратегических партнеров». Насколько велики (и длительны) могут быть эти самые «щедроты» – вопрос другой.
Оптимисты в Киеве, конечно, могут вдохновляться примером Афганистана, на который Вашингтон потратил, по меньшей мере, около триллиона долларов – правда, за 20 лет. Реалисты же вспомнят о том, что поддержание проамериканского режима в Кабуле в прошлом году в США окончательно посчитали нерентабельным, после чего его поддержка была прекращена в одночасье и безо всяких «реверансов».
Безусловно, как признал в интервью «Нью-Йорк Таймс» украинский олигарх Игорь Коломойский: «Они (Россия) все равно сильнее. Нам нужно улучшить отношения... Люди хотят мира и хорошо жить. А вы принуждаете нас к войне, на которую даже не даете денег. Соединенные Штаты просто используют Украину, чтобы попытаться ослабить РФ. Война против России – война до последнего украинца».

Ныне, хоть и с грустью, можно заметить, что прогноз одного из главных спонсоров «Майдана» осуществился полностью. Все же с учетом «афганского прецедента» есть шансы и на то, что американцы не смогут столь масштабно и долго финансировать самоубийство Украины, как ранее других своих сателлитов – на счастье простых украинцев. И военные действия закончатся просто в связи с исчерпанием Киевом средств для их дальнейшего ведения…

5
1
Средняя оценка: 2.92952
Проголосовало: 227