Вечный огонь в честь неизвестных героев
Вечный огонь в честь неизвестных героев
8 мая 1967 года в Александровском саду Москвы состоялось торжественное открытие мемориала Неизвестному солдату, и был зажжён Вечный огонь. Увы, бросить тень на почитание великого подвига советского народа пытаются не только традиционные «заклятые друзья», но и якобы православные патриоты.
Подготовка к открытию мемориала началась загодя, ещё в 1966 году, когда руководство СССР решило увековечить 25-летие подвига защитников Москвы, нанёсших зимой 41-42 года тяжёлое поражение гитлеровской армии, что и стало началом свершившегося чуть позже «великого перелома» в ходе боевых действий.
Уже в ходе этой подготовки стало ясно, что значение будущего мемориала увековечиванием памяти только одной этой локальной, хоть и крайне важной победы, не исчерпывается. Ведь Москва была столицей огромной страны, а на тот момент ещё и политическим центром мировой системы социалистических государств.
Так что, в конце концов, торжественная церемония открытия имела в себе моменты, отсылающие и к битве под Москвой, и к Великой Победе в целом. Как, например, в лице участвовавших в церемонии маршалов Жукова и Рокоссовского, которые были не только, соответственно, командующими Западным фронтом и 16-й армией в Московской битве, но и знаменитыми на весь мир маршалами Победы в победном 45-м.
Сама же церемония имела в себе несколько этапов. Первым стало торжественное перенесение праха Неизвестного солдата из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе, близ Зеленограда 3 декабря 1966 года. Останки павшего героя, не позволявшие узнать его имя из-за отсутствия документов, были выбраны случайным образом, однако с применением отдельных мер, призванных исключить захоронение близ Кремля недостойного таких почестей дезертира или сдавшегося в плен и расстрелянного немцами красноармейца.
Расстрелянных по приговору трибунала дезертиров перед приведением приговора в исполнение лишали ремней, а на останках выбранного для захоронения на мемориальном кладбище бойца ремень был. Казнённых же немцами советских пленных в упомянутой братской могиле быть не могло, враги так и не смогли дойти до этого участка нашей территории.
Таким образом, мемориал Неизвестному солдату близ Кремля создавался именно как могила. Куда вначале были перезахоронены останки павшего героя и лишь затем, как это принято с давних пор, над ними был сооружён величественный памятник.
Памятник был возведён очень быстро, всего за два месяца. В работе по его созданию принимали участие архитекторы Дмитрий Бурдин, Владимир Климов, Юрий Рабаев и скульптор Николай Томский.
Можно заметить, что монумент приобрёл окончательные черты не сразу. Добавлялись стелы с названиями городов-героев, на надгробной плите к 30-летию Победы появилось скульптурное изображение лавровой ветви и солдатской каски, лежащих на складках боевого знамени.
Тем не менее, главные элементы ансамбля – надгробная плита и стена с надписью «1941 Павшим за Родину 1945» из шокшанского кварцита, своим красноватым цветом напоминающим кровь, пролитую защитниками Родины, были установлены вовремя, до начала 2-го этапа торжественной церемонии открытия, состоявшегося 8 мая 1967 года.
Главной частью церемонии стало зажжение у мемориала Вечного огня. Конечно, этот символ народной памяти был зажжен в СССР после Победы не впервые – в Москву он был доставлен с Марсова поля в Ленинграде. Доставлен с теми же воинскими почестями, что и прах Неизвестного солдата в декабре предыдущего года – на орудийном лафете, движимом бронетранспортёром. Подобные почести оказывались в СССР в ходе похорон лишь самым крупным политическим и военным деятелям, удостаивавшихся погребения в Кремлевской стене и возле неё.
Важность происходящего подчёркивало и то, что зажёг Вечный огонь в Александровском саду лично Леонид Брежнев – Генеральный Секретарь ЦК КПСС и фактический лидер огромной социалистической сверхдержавы. А подал ему факел с огнём Алексей Маресьев – знаменитый лётчик, продолживший бить фашистов в небе даже после того, как лишился ног. И увековеченный в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
С тех пор прошло уже 55 лет. Сменилось название государства со столицей в Москве, поменялась государственная идеология, но уважение к подвигу советских бойцов, символом которого и является памятник Неизвестному солдату, продолжает сохраняться на высочайшем уровне. Даже пост Почётного караула рядом с ним имеет самый почётный номер «1», ранее принадлежавший посту у Мавзолея основателя Советского государства Владимира Ленина.
К могиле павшего неизвестного героя водят официальные иностранные делегации, на все главные праздники возлагаются цветы от руководителей государства. И, главное, к мемориалу приходят и простые москвичи, и гости столицы, запечатлевая на фото этот момент как одно из важных событий в своей жизни.
Тем отвратительнее слышать в дружном хоре «лучших друзей России», делающих всё, чтобы посильнее очернить подвиг советского народа в войне и его Великую Победу, голоса ещё и тех, кто позиционирует себя русскими православными патриотами. На деле являющихся не более чем маргиналами даже среди этой не самой многочисленной социальной группы.
Именно на сайтах таких «ревнителей не по вере» можно прочесть гнусные псевдоправославные инсинуации насчёт «неправославности» Вечного огня, густо замешанные на воистину адской смеси махрового черносотенства, «кухонного» оккультизма и исступлённой ненависти ко всему, что хоть как-то связано с СССР и его эпохой.
Соответственно, почитаемую и любимую всем народом (включая и вменяемых православных верующих) традицию поддержания Вечного огня у мемориалов павших за Родину в годы войны эта публика именует «Договором с преисподней».
В доказательство своих умствований приводя вырванные из контекста цитаты из Священного Писания и церковных молитв, а также труды популяризаторов «Практической магии» образца авантюриста начала XX века француза Папюса, пытавшегося подвизаться в том числе и при дворе Николая II.
Эти горе-критики пытаются отождествить огонь в православном богословии исключительно с огнём адским, в котором будут страдать «до плача и скрежета зубов» нераскаянные грешники и который праведники жаждут избежать всеми силами.
Соответственно, Вечный огонь у мемориалов павших бойцов тоже предстаёт в рамках такой извращённой точки зрения исключительно символом того самого адского огня. Отсюда и псевдохристианские стенания в том смысле, что благословен будет добрый правитель, который перенесёт этот многострадальный гроб в тишину простого, чистенького деревенского кладбища.
На самом деле, даже беглый обзор Священного Писания не оставляет камня на камне от вышеприведённых измышлений. Бесспорно, огонь в Библии нередко предстаёт и в качестве Божьего наказания грешников.
Однако Библия содержит немало примеров и противоположного плана. Так, именно с огнём сравниваются и ангелы, и даже Сам Господь!
«Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». (Евр 1:7)
«Потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29)
Кроме того, ещё ветхозаветный законодатель Моисей стал свидетелем явления ему Неопалимой Купины, для христиан являющейся одним из наиболее любимых символов, объясняющих нетленное девство Пресвятой Богородицы. Эта «паремия» (отрывок из Ветхого завета) читается в немалой части православных церковных служб, посвящённых Божьей Матери.
«И явился ему (Моисею) Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». (Исх. 3:2)
Да и в своих Посланиях современным ему христианам апостол Павел не раз прибегал к образам огня, пламени в положительном смысле.
«В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11)
И, наконец, «Духа не угашайте». (1Фес. 5:19).
В конце концов, многие поколения христиан проявляли свои религиозные чувства, зажигая свечи и лампады в храмах, а многочисленные примеры неугасающих (без доливания масла) лампад всегда трактовались как знак особой Милости Божьей…
Как это ни печально, но таким извращённым пониманием православной традиции вышеупомянутые «ревнители» объективно выглядят ничуть не лучше тех вандалов, что кощунственно пытаются жарить на Вечном огне яичницу или снимать для Интернета сомнительные танцы на фоне этой святыни.
К счастью, подавляющее большинство россиян и всех людей доброй воли на постсоветском пространстве относятся ко всему, что связано с нашей общей Великой Победой, с подобающим уважением. И к памяти павших героев, и к символу почитания этой памяти – Вечному огню у их захоронений…
Художник: А. Кожевников.