Мечтатели у власти опасны

Британский премьер-министр Борис Джонсон решил стать Цезарем: «Моя точка зрения такова, что мы должны воссоздать всю концепцию. Я думаю, что Турция должна быть там. Я думаю, что страны Магриба должны быть там, и я думаю, что мы должны, по сути, воссоздать Mare Nostrum Римской империи». Что скажут об имперских и диктаторских амбициях Джонсона лидеры Турции и стран Северной Африки – неизвестно. Но эта жажда быть римским патрицием, и желательно самым главным… Не вспоминается Борису, что бывает с такими мечтателями. То ли образования не хватает, то ли жажда власти глаза застит.

Заодно возникают ассоциации с вольными нравами Римской империи, с оргиями и разнузданностью, которые в Древней Римской империи (а потом и в Священной Римской империи) были нормой поведения для правящего класса, – и наводят на мысли о загулах-выходках самого британского премьера, любителя вечеринок. Но дело не только и не столько в вечеринках, оргиях и прочих радостях жизни древнеримских патрициев. «Mare Nostrum» – древнеримское название Средиземного моря. Термин, который широко использовали итальянские фашисты во главе с Бенито Муссолини. Понятие «Mare Nostrum» было возрождено националистами в Италии в 1861 году. Они считали, что Италия – государство-правопреемник великой Римской империи и должна управлять территориями в Средиземноморье. Позже Mare Nostrum как термин начал использовать Бенито Муссолини, создав параллель с понятием «жизненного пространства» Адольфа Гитлера в Германии 1930-х годов.

Оставив за кадром одиозную систему ценностей итальянского фашизма, обратимся к тому, что сделал Бенито Муссолини для Италии. Или с Италией. Столетие назад дуче обещал дать итальянскому народу все, что есть на берегах Средиземного моря, именовал его по латыни Mare Nostrum и верил, что Италия сама по себе непотопляема, надо лишь снабдить ее новейшим оружием и самолетами. Муссолини опирался на корпорации, ожидая, что они дадут ему оружие для построения «новой Римской империи», а он им – ресурсы и рынки. Сверхдержавы Англия и Франция недооценивали амбиции Италии и были готовы продать ей любое вооружение, да вот беда – у дуче постоянно не хватало средств на покупку оружия. Тогда национальные промышленники обещали дать Муссолини свое, итальянское оружие, если дуче пустит их во власть, и Муссолини это сделал. Теперь экономикой у него управляли, руководили государством и командовали армией одни и те же люди, никто не мешал им делать всё, что они хотели. Вся Италия стала единой фашистской корпорацией, нацеленной на экспансию в Средиземноморье.

Не к тому ли ведет Англию Борис Джонсон? А если да, то почему не вспоминает о судьбе Муссолини и о том, насколько «благотворно» повлиял дуче на свой народ и на свою страну, разорвав ее пополам и отдав север под марионеточную республику Сало, спровоцировав гражданскую войну, холокост и резню, в которой итальянцы убивали итальянцев, а за два дня до смерти «лучшего друга» дуче – Гитлера, расстреляли и самого дуче? Или, как это всегда бывает с мечтательными фюрерами, он верит, что уж ему-то всё удастся? И это в условиях серьезных разногласий между народом и правительством, между севером и югом, между Англией, Шотландией и Ирландией?

Еще четыре года назад аналитики, склонные к теории заговора, писали: «…через тотальный контроль над мировой экономикой, финансами, политическими системами, государственным управлением, эмиссией денег, базами данных, интеллектуальной собственностью и другими базовыми отраслями британская корона планирует в XXI веке превратить всю Землю в одну глобальную корпорацию с полностью управляемым и подконтрольным населением. Создать этакий современный рабовладельческий строй под красивыми лозунгами свободы, равенства, братства, толерантности и демократии». Может быть, Англия именно об этом и мечтает – в лице своего премьера. Но мечты о возрождении Римской империи под руководством цезаря Бориса смешны, с какой стороны ни глянь. История и впрямь повторяется второй раз, и, как положено, в виде фарса.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать: править бал в Британии будут не столько национальные, сколько транснациональные корпорации, которые сегодня осуществляют до 80% экспортных операций в Великобритании. А они, как известно, не интересуются национальными интересами и благополучием каких бы то ни было народов, их интересуют только дешевая рабочая сила, обширные рынки и низкие налоги. К тому же масштаб деятельности ТНК, их экономическая активность создает свою реальность, с которой приходится иметь дело и бизнесу, и политикам. Какие именно изменения в политике, экономике и законодательстве будут лоббировать транснациональные компании в этой новой реальности, не всякий политолог предскажет. Единственное, что не требует никаких усилий составителя прогнозов, так это предсказание конечной катастрофы для страны, которой правят ТНК, но никак не ее процветания.

Однако имперские амбиции британского премьера, во многом совпадающие с амбициями Бенито Муссолини (в 2019 году в британской прессе в отношении Джонсона звучали слова «диктатор» и «переворот правого толка»: журнал «Лондонское книжное обозрение» даже обратил внимание на сходство прихода к власти Муссолини и Джонсона), не могут не навести на мысль, что Джонсона ждет та же участь, которая постигла не одного «мечтателя у власти». Не видя, что происходит со страной (или не желая этого видеть), они уверенно ведут ее к поражению и новым кризисам, а то и к гражданским войнам. Их собственная судьба тоже зачастую незавидна.

 «Британские рабочие страдают от самого длительного и жесткого сокращения своих доходов в современной истории», – утверждает генеральный секретарь Конгресса профсоюзов Фрэнсис О’Грейди, люди отказываются выходить на работу, забастовка следует за забастовкой. Армия также находится в плачевном состоянии, однако новый начальник Генерального штаба сухопутных войск Великобритании сэр Патрик Сандерс приказывает готовиться к войне с Россией, заявляя: «Вторжение России на Украину подчеркивает нашу основную цель – защитить Великобританию, будучи готовыми сражаться и выигрывать войны на суше». И премьер предпочитает ухарские заявления трезвому взгляду на ситуацию. Мечтатели у власти вообще больше верят собственным пламенным речам и несбыточным мечтам, нежели неприятным фактам.

«Я думаю, что здесь, в G7... мы все осознаём, что для российских углеводородов вечеринка закончилась. Все ищут пути адаптации», – говорит Джонсон в интервью телеканалу CNN. Он намеревается заменить российские энергоносители поставками из других источников, а в долгосрочной перспективе компенсировать дефицит зеленой энергетикой, возводить ветряки (несмотря на их нерентабельность и небезопасность в экологическом плане) и… каждый год строить по ядерному реактору. Незачем и комментировать правдивость обещаний британского премьер-министра. Бенито Муссолини тоже много чего наобещал итальянскому народу.

Неудивительно, что правительство мечтателя-имперца Джонсона вызывает недовольство у Палаты общин, а на фоне рекордной инфляции и падения доходов властям уже впору поддерживать не украинцев, а британцев. Вероятно, Джонсону, желавшему, по его признанию, воссоздать древнеримскую империю со времени вступления в должность министра, стоит задуматься не о расширении владений, а о том, как бы не потерять и то, что есть. Власти Шотландии заявили о намерении провести референдум о независимости уже в октябре будущего года. И если положение в экономике и политике не улучшится, флаг Великобритании все-таки придется менять.

5
1
Средняя оценка: 2.99444
Проголосовало: 180