«Памятник живет – памятник работает!»

30 января 1945 году советская подводная лодка С-13 под командованием уроженца Одессы Александра Маринеско пустила ко дну фашистский лайнер «Вильгельм Густлофф» – гордость и символ нацистской Германии. Спущенный на воду в 1938 году этот лайнер слыл немецким «Титаником», считался непотопляемым. Гордость немецкого флота имел зимний сад, церковь, личные апартаменты Гитлера. На борту лайнера водоизмещением около 20 тысяч тонн, отправленного на дно советскими подводниками, было более 7000 человек: высокопоставленные чиновники, генералы, 3700 подводников, в том числе 100 командиров подводных лодок. Согласно другим источникам, которые ныне появились в печати, речь о генералах там не идёт, а о беженцах и раненых. И что его потопление являлось военным преступлением. Но подобное заявление опровергли сами немцы. Исследователь этой катастрофы Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками – красным крестом - и не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. Также на их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства. «Вильгельм Густлофф» был военным кораблём, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь с того момента, как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом, можно считать, что «Вильгельм Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников ввиду следующих фактов: «Вильгельм Густлофф» выполнял операции в зоне боевых действий и не являлся гражданским судном, на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника; «Вильгельм Густлофф» осуществлял переброску военнослужащих действующей армии; «Вильгельм Густлофф» являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии; «Вильгельм Густлофф» шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец «Леве»).

Пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф». Фотография сделана около 1938 года

Позже западногерманский историк назовет гибель «Вильгельма Густлова» «расплатой за войну». По общему тоннажу потопленных фашистских кораблей и судов всем Балтийским Флотом, вклад экипажа С-13 под командованием Маринеско составляет третью часть. Но вместо звания Героя Советского Союза Маринеско наградили орденом Красного Знамени. Вместо поздравлений его принялись обвинять в невыполнении приказов командования, систематическом пьянстве и чуть ли не в очковтирательстве.
Под злобный хор штабных вояк Александра Маринеско выпроводили на нищенскую пенсию и дали ему шестиметровую комнатушку в одной из коммуналок Кировского района Ленинграда. В буквальном смысле слова позабытый, он в 1963 году умер в больнице от рака, едва дожив до пятидесяти.

Александр Иванович Маринеско, 1945 год

Долгое время о Маринеско в Советском Союзе широкой общественности не рассказывали. В 1972 году о подводнике вскользь упомянул журнал «Техника молодёжи», в 1984 году вышла книга Александра Крона «Капитан дальнего плавания». В 1975 году Виктор Степанович Геманов подарил мне свою небольшую книжицу «Подвиг С-13». Широко заговорили о Маринеско в 1986 году. а территории эскадры подводных лодок в городе Лиепая (тогда Латвийской ССР), месте, где закончил службу Маринеско, 3 октября 1986 года был установлен и открыт мемориальный комплекс «Героическому экипажу Краснознамённой ПЛ "С-13", его боевому командиру Маринеско А.И.». Через 2 недели после торжественного открытия этого мемориала по приказу сверху часть надписей с памятника, в том числе и фамилия А.И. Маринеско, были сняты. Сняли даже слово «Героическому». Осталось на памятнике лишь «экипажу Краснознамённой ПЛ "С-13"».
Я в то время служил на Северном флоте и об этом акте вандализме узнал из статьи «Памятник» журналиста Эдуарда Поляновского в газете «Известия». Статья подняла волну движения за восстановление доброго имени подводника Маринеско, инициаторы собрали более 1 миллиона подписей в поддержку героя. Указом Президента СССР 5 мая 1990 года капитану 3-го ранга Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Указ Президента СССР о присвоении Александру Маринеско звания Героя Советского Союза

Скандально известный памятник, о котором рассказали «Известия», я увидел в 1992 году в Лиепае. Тогда же узнал, что его автор – белорусский парень Валера Приходько, который служил здесь срочную службу с 1974 по 1977 год на базовом тральщике командиром отделения рулевых сигнальщиков. После развала СССР и вывода наших войск из Латвии памятник был перевезён и повторно открыт 9 мая 1995 г. в Купеческой гавани Кронштадта (месте, где начинал службу А.И. Маринеско и где встретил начало войны).

Памятник экипажу Краснознаменной подлодки С-13 и его командиру Маринеско А.И. в Кронштадте.  Фото: https://ic.pics.livejournal.com/mister_49/77517732/38350/38350_900.png

А об истории создания первого в СССР памятника героическому экипажу С-13 и её командиру рассказал сам Валерий Семёнович Приходько. Отслужив срочную службу, старшина 1-й статьи Приходько вернулся в Минск, поступил в театрально-художественный институт. Его дипломной работой стала композиция «Образ командира подводной лодки С-13 Александра Маринеско».
«О подвиге Александра Ивановича я узнал во время срочной службы, – говорит Приходько. – Казалось бы, уже столько лет прошло после войны, а легенды и рассказы о подводнике Маринеско в то время были на слуху как у жителей Лиепаи, так и у моряков местного гарнизона… Учась в институте, я по крупицам собирал исторический материал, встречался с бывшей женой подводника, живыми членами экипажа. Готовую работу «Памятник А.И. Маринеско» предложил в подарок трём городам – Одессе, где Маринеско родился, Кронштадту, откуда уходил в боевые походы, и Лиепае, где закончил службу. Одесса промолчала, Кронштадт отказался. В Лиепае я всё-таки нашёл единомышленника – контр-адмирала Иванова Василия Фёдоровича, начальника политотдела эскадры, который пошёл на отчаянный шаг, организовав работы по отливке памятника из бронзы и дальнейшей его установке на территории эскадры. Идя на это, он рисковал всем: своей карьерой и служебным положением, так как одно упоминание даже фамилии Маринеско в то время не приветствовалось…»

Валерий Приходько на 30-летнем юбилее мемориала. Фото: kronvestnik.ru

Флотские бросили клич: на приобретение бронзы и оплату труда литейщиков с офицеров – по пять рублей, с мичманов – по трояку, с матросов – по пятьдесят копеек. Сам автор памятника отказался от гонорара. Мало того, он и в дальнейшем, выполняя другие работы, свои гонорары пересылал членам экипажа подлодки С-13 или их семьям.

«Подводники попросили меня лишь об одном: посвятить памятный монумент не только командиру, но и всему экипажу. Привели в качестве аргумента высказывание героя –североморца Магомета Гаджиева: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают», – вспоминает Валерий Семёнович.

В Лиепае нашелся и дополнительный материал – 17 глыб шведского гранита весом около тонны каждая. В рекордно короткий срок – месяц с небольшим – на судоремонтном военном заводе были отлиты в бронзе центральная часть памятника, на которой изображён командир у перископа подводной лодки, другие бронзовые детали, в том числе 47 надписей – имён членов экипажа.
Центральную часть мемориала занимает скульптурная композиция высотой 3 метра.

Центральная часть мемориала. Фото: piterbu.ru

Командир Маринеско обхватил перископ, левая рука свободно свисает вниз, а правая крепко удерживает рукоятку перископа, собрав всю силу, внимание в один кулак и поворачиваясь к нам, находящимся за его спиной, являющимся зрителями и одновременно членами экипажа, нам сообщает «Есть цель!»
Позади фигуры находится гранитная стенка из шведского гранита, на которой на бронзовых плитах перечислены фамилии всех 48 членов экипажа легендарной субмарины.
«Памятник живёт – памятник работает!», любимые слова ныне покойного адмирала Василия Фёдоровича Иванова скульптор Приходько вспоминает часто.
Бюст на могиле Маринеско тоже авторская работа Приходько. Создавался он в 1986 году как рабочая модель к памятнику.

Бюст Александра Маринеско на Богословском кладбище Петербурга. Фото: photos.wikimapia.org

«Я его делал так, как я его воспринимал по фотографиям: сильная и трагическая личность, но не сломленная, со всеми его достоинствами и недостатками, без прикрас, – говорит Валерий Приходько. – Он смотрит на нас трагическим, пронизывающим и оценивающим взглядом, в котором чувствуется раскаяние, понимание и внутренняя сила, придающая уверенность, подсказывая нам, что ещё не всё потеряно, что нужно собрать все силы, напрягшись, собравшись в комок и через "не могу" подняться, и вспорхнуть ввысь, и улететь, как птица... – так однажды сказал офицер-подводник, увидя мою работу».

Бюст, отлитый в гипсе, был выставлен для всеобщего обозрения на заводе «Мезон» в Ленинграде, где в последние годы жизни работал Маринеско. Были приглашены родственники, сослуживцы-члены экипажа ПЛ "С-13", рабочие завода, на котором многие ещё помнили Александра Ивановича. Все высоко оценили достоинства этой работы.
Когда стал вопрос о реконструкции могилы героя-подводника и создании его бюста, администрация Калининского района Санкт-Петербурга и «Комитет в защиту Маринеско» обратились к Приходько. Он сделал проект реконструкции могилы Маринеско, сохранив стелу, находящуюся на могиле, которую хотели убрать. Её установил командир дивизиона подводных лодок Юнаков на средства, собранные моряками-подводниками в знак признания боевых заслуг легендарного подводника перед Родиной. Приходько сделал стелу центром композиции, привязав к ней всю площадку с созданным в натуральную величину бюстом Маринеско, отлитым в бронзе, и якорем подводной лодки типа «С», символизирующим последнее место вечной стоянки.

Валерий Приходько у мемориала в Кронштадте

В 2003 г. за эту работу губернатор Санкт Петербурга наградил скульптора Почётной грамотой «За создание современного скульптурного облика г. Санкт-Петербурга». За первый памятник Герою Советского Союза легендарному командиру С-13 Александру Маринеско Российская Академия художеств вручила Валерию Приходько Золотую медаль В. В. Верещагина. На оборотной стороне медали лаконичная надпись – «Достойному». И номер – «24». Труд матроса Балтийского флота по созданию первого памятника опальному подводнику отмечен и другими наградами. Но самым дорогим для себя Валерий Приходько считает удостоверение почётного члена экипажа подводной лодки С-13.

5
1
Средняя оценка: 2.87209
Проголосовало: 86