Святые Киево-Печерские, молите Бога о нас!

Новости из Украины всё чудовищнее. СМИ сообщили, что между киевскими властями и представителями ЮНЕСКО достигнута договоренность о вывозе с территории Киево-Печерской Лавры христианских ценностей, в том числе святых мощей, и последующей передаче их музеям Италии, Франции, Германии и Ватикана под предлогом «спасения от российских ракетных ударов». Как выяснила российская разведка, в монастыре уже описали церковное имущество, для перевозки ценностей в Европу выделены финансы.
В перечне вывозимых святынь значится и чудотворная икона Богородицы, именуемой Свенской Печерской.

Педагог, писатель, православный общественный деятель Александрина Вигилянская в этой связи резонно заключает, что ЮНЕСКО и Ватикан становятся такими же сатанинскими по своей направленности образованиями, как и минкульт Украины.

Нынешнее падение в духовную бездну на Украине практически бездонно.

Святые ответят кощунникам за содеянное. Возможно, что достаточно быстро. 

Вид с Днепра на Киево-Печерскую Лавру. На переднем плане – Крестовоздвиженсикй храм Ближних пещер

Живя в Харькове до 2014-го года я практически каждый месяц бывал в Киеве и всякий раз старался посетить Лавру. Не только помолиться, но и просто побыть, походить, посидеть под деревьями, посозерцать дивные виды. Однажды в Ближних пещерах у одного из святых гробов я увидел знакомое лицо одиноко молящейся женщины. Это была певица Нина Матвиенко, знаменитая еще с советских времен. Я выразил ей свое восхищение и сказал, что у меня, русского мальчика, родившегося в Харькове и росшего в Белгороде, она была самой любимой певицей. «Ой, летилы дыки гусы…»

А 16 мая 2006 г., в день памяти преп. Феодосия Печерского, который почитается вместе с преп. Антонием как основатель этой обители и всего русского монашества, мы, пришедшие солнечным утром в Киево-Печерскую Лавру, наблюдали удивительное явление, которое народ называет «светозарные дуги святого Феодосия». После утренней трехчасовой службы в Успенском соборе, во время Крестного хода с иконой преп. Феодосия, в небе появилось гало – гигантская светящаяся радужная окружность у солнца. Это продолжалось около трех часов и виделось из разных точек Лавры – то лучшего, то худшего «качества», – то проявляясь, то уходя. Верующие, шедшие с Крестным ходом вокруг Лавры, глядя на солнце, пели «Христос воскресе!», а один монах, светящийся счастьем, периодически шутил: «Ничего удивительного! Обычное физическое явление!»

Гало над Успенским собором Лавры

Были мы в Лавре в то дивное утро вместе с поэтом из Саратова Светланой Кековой, в нынешнем, 2023-м году, удостоенной Патриаршей литературной премии. 

Памятен мне и день 26 февраля 2009 г., когда в резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киево-Печерской Лавре состоялось награждение победителей Всеукраинского литературного конкурса «Православная моя Украина!», проходившего в ознаменование 1020-летия Крещения Руси. Блаженнейший Владимир вручил награды и нам – писателям-харьковцам Анне и Станиславу Минаковым.

Блаженнейший мирополит Владимир и С. Минаков

Расскажем же о святых, чьи честные мощи «шайтаны» намерены вывезти в Ватикан из лаврских пещер. 
Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах, празднуется во вторую неделю Великого поста, но есть и отдельные «попещерные» почитания: скажем, 11 октября по новому стилю сугубо почитается Собор преподобных отцев Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах.
В целом сонм русских Киево-Печерских старцев разных веков поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах.

Годом основания Киево-Печерского монастыря принято считать 1051 г., когда, по мнению большинства исследователей, преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер. Позднее к преп. Антонию примкнул монах Феодосий. Оба святых являются родоначальниками всего русского монашеского подвижничества. 

Преп Антоний и Феодосий Печерские. Надвратная Троицкая роспись

Мощи преподобного Антония Печерского остались в скрытом под спудом месте. Считается, что основатель обители сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения. Между тем, в древнейших вариантах Киево-Печерского патерика не упоминается даже факт пребывания мощей преп. Антония «под спудом». Предание же об утвержденной особыми знамениями недоступности мощей подвижника отражено в другом, многими забытом документе. Это дневник немецкого посла Э. Лясоты, посетившего Киев и осматривавшего лаврские пещеры в 1594 г. Сопровождавший Лясоту инок рассказал гостю, что перед своей кончиной преп. Антоний преподал братии назидание, а затем направился вглубь пещеры, и в этот миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же иноки попытались откопать завал, то навстречу им вырвались огонь и вода.

В Ближних (Антониевых) пещерах почивают святые мощи семидесяти трех подвижников Православия (а в Дальних, Феодосиевых, – сорока восьми; Собор преподобных отцев Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–ХV вв.)

Святые мощи пребывают в деревянных или металлических раках, а также «затворах» – древних погребальных нишах. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук святых, наглядно свидетельствующие о нетлении. 

В 1760 г. над Ближними пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (известно, что святителю принадлежит Второй канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября). 

Крестовоздвиженский храм и колокольня у Ближних печер Лавры

О протяженности лаврских пещер ходят легенды. Много говорят и пишут о подземных ходах, связывающих Лавру с другими монастырскими пещерами Киева, Чернигова, и чуть ли не Псково-Печорской и Почаевской обителями. Действительно, общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но с остальными подземными обителями Руси Лавру связывает все-таки лишь преемственность традиции иноческого пещерножительства. Лаврские подземелья делятся на четыре вида: собственно пещеры, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом паломничества; потайные ходы под окружающими монастырь крепостными сооружениями; хозяйственные погреба, имеющие порой много камер-отделений и этажей; инженерные коммуникации – отопительные и водоотводные каналы.

К моменту октябрьского переворота 1917 г. и водворения безбожной власти в Ближних и Дальних лаврских пещерах паломники могли увидеть 118 гробниц с почивающими в них мощами Святых. В сочинении «Про Дионисия Щепу», написанном 27 апреля 2008 г., написавшемся на Пасху Господню, мне привелось так высказаться об «обитателях» Ближних пещер: 

где покоятся Авраамий трудолюбивый, 
чудотворец Исаия да Пимен постник, цвет благовонный,
да Сильвестр, да Нифон, епископом Новгородским бывый,
мученик Кукша, а также Макарий, помнящи «времена оны»;

а подале – Феофил, Алексий, Сириг Мелетий,
Ефрем-евнух, умная голубица, 
словом Божиим питашеся паче, нежели брашном;
Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый,
Илия Муромский, непреборимый воин, 
 в руце имущий от оружия язву, и другие братья,

также Лука эконом, Элладий, Сисой, Онисим…

Помимо лаврских подвижников, в Собор Преподобных Печерских входили некоторые святые, чья земная жизнь не была связана с Лаврой, но чьи мощи оказались здесь при разных обстоятельствах. Это вызвано тем, что почитание Печерских святых всегда было тесно связано с лаврскими пещерами как местом подвига и пребывания мощей большинства преподобных. 

Однако при упоминании Собора Печерских Святых к последнему не относили многих других, весьма известных подвижников Руси, временно обитавших в Лавре. Это свв. Серапион Владимирский, Стефан Махрищский, Косьма Яхромский, Афанасий Брестский, Макарий Овручский, Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский. Некоторые исследователи имеют резоны утверждать, что эти подвижники также могут именоваться Киево-Печерскими преподобными. Составленный в 1643 г. «Канон» препп. Печерским причисляет к Собору еще десятерых епископов древнерусского времени, являвшихся выходцами из Лавры. 

Следует учесть, что к 1917 г. были забыты некоторые святые, чьи мощи упоминались на планах пещер XVII в., но затем оказались сокрытыми. Редко вспоминают и об отмеченном в летописях факте погребения в пещерах св. епископа Дионисия Суздальского, постриженника Лавры. 

В ХХ в. совершилось причисление к лику святых целого ряда других лаврских подвижников: свв. митрополитов Петра Могилы, Павла Тобольского, Филарета (Амфитеатрова), Владимира (Богоявленского), препп. Досифеи, Феофила, Парфения, Паисия, Алексия, Ионы Киевского, Паисия Величковского и Кукши Одесского, из которых первые четверо почивают в Лавре, а остальные, кроме двух последних, – в пределах Киева. 

Обращает на себя внимание и то, что сегодня, как и до 1917-го года, на иконах Собора препп. Печерских изображаются также свв. князья Владимир, Борис и Глеб, свв. кн. Ольга, а также св. великомученица Варвара (почила около 306 г.; память 4/17 декабря), честные мощи которой почивают в киевском Владимирском соборе, выстроенном всем народом Российской Империи к 900-летию Крещения Руси, то есть к 1888 году, однако с начала 1990-х, к сожалению, захваченном самосвятами анафемы Денисенко («киевского патриарха» Филарета).

Понятно желание прославить на одной иконе всех наиболее почитаемых киевских святых. Глава св. кн. Владимира с 1630-х гг. по 1930-е гг. действительно находилась в Лавре. Здесь же с XVIII в. хранится и перст св. архидиакона Стефана. В конце XIX в. было выдвинуто предположение, что одна из пребывающих в пещерах мироточивых глав принадлежит св. Клименту, папе Римскому, и принесена в Лавру в древнерусское время. 

Собор Преподобных Печерских. Икона

Таким образом, в целом Собор Печерских преподобных насчитывает к сегодняшнему дню более 160 имен подвижников, по житиям которых можно изучать историю Православия от Рождества Христова до 1960-х гг., подвизавшихся от Иерусалима до Петербурга и от Рима до Сибири.

Конечно, и сегодня известны не все имена преподобных отцев Киево-Печерских. В икосе службы на 28 сентября/11 октября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша».

***

Немало чудес сопровождало жизни этих великих подвижников Русской Церкви, немало чудес просияло и по кончине их. Поражает история преп. Дионисия, прозывавшегося Щепой, которому было вменено ухаживать за честными мощами святых, покоящихся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. Однажды на Пасху, зайдя с кадилом в пещеры, инок Дионисий возгласил «Христос воскресе!» и вдруг получил из разных подземных закутков, где покоились в св. мощи отцев, отзыв, полагающийся по чину: «Воистину воскресе!» Эту потрясающую историю заканчиваю так: 

И вновь тишина тишин разлилась в подземье – венцом молчанья. 
Поклонился гробам живым Дионисий с волненьем в жилах 
и затворил уста – аж до дней скончанья, 
потому что прибавить ни слова он был не в силах.

Да и ведь поразмыслим, братие: впрямь, глаголать нелепо, 
коль слуховым осязал ты славу Господню зреньем... 
Вот таким, речет Патерик, удостоен был умудреньем 
во святой горе киевской отец Дионисий Щепа, 

что сокрылся затем в затвор, дабы впоследствии там умерети, 
не перемолвясь боле ни с кем и словом. 
Было то в лето тыща четыреста пятьдесят третье 
по Рождестве Христовом.

И сам Дионисий упокоился в Ближних пещерах.

Одним из известнейших монахов, упокоенных в Ближних пещерах, является Нестор Летописец, оставивший нам «Повесть временных лет» (иначе памятник называется «Летопись Нестора») – самое знаменитое из древне-русских летописных сочинений (XII в.), описывающее в основном историю восточных славян, где повествование начинается от Всемирного потопа, охватывая исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. В целом «Повесть временных лет» является трудом нескольких монахов Киево-Печерской лавры.

Преп. Нестор Летописец, автор «Повести временных лет». М. Антокольский. 1871

***

Покоится тут и Илья Муромец сын Иванович (память 19 декабря/1 января) – самый известный и самый загадочный герой русского эпоса и русской духовной истории. Это не только персонаж многих былин и сказаний и олицетворитель ратного подвига, победитель непобедимых дотоле врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании. Илья Муромец, по прозвищу Чоботок (есть предание, что в одном из боев он одолел врагов своей обувкой), жил в XII в. и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 г. Православная церковь причислила монаха Илию к лику святых в 1643 г.

Героические деяния Ильи воспеты в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Когда в советское время ученые решились подвергнуть мощи препп. Печерских исследованиям, то наиболее удивительные данные открылись с именем св. Илии Муромца. Правдой оказалось даже то, что прежде считалось домыслом былин.

Святые мощи преподобного Илии Печерского (Муромца) в пещерах Киево-Печерской Лавры

В 1990 г. ученик знаменитого антрополога М. М. Герасимова С. Никитин, используя методику учителя, по гипсовой копии лицевой части и рентгенограмме головы воссоздал облик «законника Ильи» из Ближних пещер Киево-Печерской лавры. 

***

Почитая память преподобных Киево-Печерской Лавры, православные поют:

Не многобурное море, 
но пещера святая являет ваша мощи, 
аки бисерие драгое, угодницы Божии, 
и обогащаете чудес излиянии всех к вам со верою приходящих, 
яко отсюду превозносят Господа хвалами вовеки…
 

Святые отцы Киево-Печерские, молите Бога о нас!

 

Фото автора.

Художник: Н. Резник.

5
1
Средняя оценка: 3.0119
Проголосовало: 84