Как освобождали Запорожье
Как освобождали Запорожье
14 октября 1943 года в ходе первого в истории Великой Отечественной войны ночного танкового штурма была освобождена левобережная, основная часть советского города с древней историей.
Запорожская наступательная операция являлась составной частью более обширной, Нижнеднепровской стратегической наступательной операции Красной Армии, которая была нацелена на выход к Днепру, захват плацдармов на его правом берегу, а также освобождение Северной Таврии, блокирование гитлеровских оккупационных войск в Крыму и начало освобождения от них этого важнейшего полуострова.
Освобождать Запорожье выпало Юго-Западному (с 20 октября 1943 г. – 3 Украинскому) фронту под командованием генерала Родиона Малиновского, будущего маршала и министра обороны СССР.
Задача, стоявшая перед фронтом, была нерядовой. В отличие от немалого количества других участков на Днепре, здесь Гитлер категорически не желал уводить за великую реку, с целью закрепления на её высоком правом берегу, находившиеся в районе Запорожья войска. Более того, в начале сентября он лично прилетал сюда, чтобы ещё раз категорически уведомить фельдмаршала Манштейна (командующий группой армий «Юг») и подчинённых ему генералов о необходимости всеми силами удерживать «запорожский плацдарм», то есть, укреплённый район на левом берегу Днепра.
Укреплён же этот район был очень серьёзно. Непосредственно город окружали, одна за другой, две мощных линии обороны с огневыми точками, противотанковыми рвами, наполненными водой, колючей проволокой, минными заграждениями; флангами они упирались в основное русло реки на севере и днепровские плавни на юге. Например, на большом острове Хортица посреди Днепра только ДОТов в виде бронеколпаков было 23 штуки.
Вражеские силы насчитывали около 35 тысяч человек личного состава, 600 орудий и миномётов, около 200 танков и штурмовых орудий. Наступающие войска Юго-Западного фронта имели двукратное преимущество в бойцах и артиллерии, в танках – в 1,6 раза. Что, всё же, было меньше, чем перевес в 3 раза, считающийся по тактическим нормам необходимым для гарантированного прорыва вражеской обороны.
К тому же, наши войска были серьёзно истощены практически беспрерывными 3-месячными боями без «оперативных пауз», необходимых для отдыха бойцов и восполнения частями потерь в живой силе и технике. Красноречивая деталь – в операции принимало участие три советских армии и два танковых корпуса, насчитывающие в общей сложности около 80 тысяч человек, что для соединений такого ранга значительно меньше положенной штатной численности.
Непосредственно за Запорожье бои начались 10 октября. Прорыву внешних рубежей вражеской обороны очень помогла мощная артподготовка, проведённая силами двух артиллерийских дивизий, созданных в РККА специально для нанесения мощных огневых ударов в ходе масштабных наступлений наших войск.
С северо-востока вражескую оборону атаковала 12 армия генерала Данилова, в центре – 8 гвардейская армия героя Сталинградской битвы генерала Чуйкова, с юго-востока – 3 гвардейская армия генерала Лелюшенко.
К 13 октября внешняя линия гитлеровской обороны была прорвана, и наши войска подошли вплотную к Запорожью. Однако бои за город обещали быть куда более сложными. Ведь это был наш, советский город, и обстреливать его из сотен тяжёлых орудий, как полевые немецкие рубежи, было нельзя во избежание сильных разрушений городской инфраструктуры, и так уже изрядно повреждённой гитлеровцами.
И тогда комфронта Малиновский предложил ранее не применявшийся тактический приём – ночной танковый штурм. Задумка оказалась удачной. В ночь на 14 октября бронированные машины 23 танкового корпуса с юго-восточного направления пошли на прорыв немецкой обороны. Как именно это происходило, можно судить по сценам из последней серии знаменитой киноэпопеи «Освобождение» «Битва за Берлин», где ярко показана не менее удачно применённая уже маршалом Жуковым при штурме Зееловских высот на подступах к столице Третьего рейха ночная танковая атака с ослеплением противника светом прожекторов и танковых фар, леденящим воем сирен воздушной тревоги для создания паники среди обороняющихся немцев.
В ходе ночной атаки октября 43-го нашим бойцам пришлось решать немало и не самых обычных для танкистов задач. Например, оперативное разминирование моста по пути в Запорожье, с чем, помимо главной боевой задачи, с успехом справился экипаж лейтенанта Зайцева. Через несколько часов экипаж лейтенанта первым ворвался в город, в ходе боя уничтожил несколько вражеских танков, 6 орудий и миномётов, но в конце боя геройски погиб в горящей машине. За этот подвиг лейтенант Зайцев был посмертно награждён званием Героя Советского Союза, а памятник ему с установленной на постаменте «тридцатьчетвёркой» является одним из самых почитаемых горожанами монументов.
К утру 14 октября левобережная часть города была освобождена от врага. Под Запорожьем гитлеровцы потеряли две трети солдат и 80% танков и артиллерии. То есть, речь идёт о полном разгроме войск, расположенных на «запорожском плацдарме», с помощью которых Гитлер так жаждал сохранить за собой и сухопутный коридор к своей крымской группировке, и богатые месторождения Юга Украины, жизненно необходимые для выплавки качественных сталей для немецкой бронетехники.
Город лежал в руинах, большинство построенных перед войной промышленных гигантов, вроде «Запорожстали», были уничтожены фашистами; огромные потери понесло оставшееся под оккупацией городское население – 35 тысяч расстрелянных горожан, 10 тысяч казнённых военнопленных, 58 тысяч угнанных в Германию юношей и девушек – вот страшные цифры гитлеровского геноцида.
14 октября вошло в историю, как день освобождения Запорожья, о чём был издан Приказ Верховного Главнокомандующего, в Москве был дан праздничный салют, а 31 подразделение получили почётное наименование «запорожских».
Следует заметить, что враг ещё не был выбит ни с острова Хортица, ни из городских кварталов, расположенных на правом берегу Днепра. Полностью освободить город удалось только в канун Нового Года – в ночь с 29 на 30 декабря вражеские части ушли на запад, опасаясь оказаться в окружении.
Но означает ли это, что с объявлением 14 октября датой освобождения города в Москве поторопились? Безусловно – нет! Большая часть Запорожья – и жилых зданий, и промышленных предприятий – расположена именно на левом берегу. Там же находятся и административные городские учреждения. И над ними 14 октября 1943 года вновь взвились красные флаги СССР.
Ну а на городских окраинах бои могут продолжаться и дольше, такое случается нередко. В Харькове после его освобождения эпизодические боевые действия по уничтожению гитлеровских недобитков имели место ещё неделю. После официальной капитуляции Германии 9 мая отдельные, и порой весьма интенсивные бои продолжались в отдельных местах (например – в Югославии) также не меньше недели.
Наши танкисты сделали попытку «ворваться на плечах отступающих» немцев на правый берег Днепра по плотине Днепрогэса. Но путь им преградил мощный взрыв, уничтоживший изрядный пролёт в проложенной поверх плотины дороге.
Как потом выяснилось, готовясь к советскому наступлению, немцы заминировали плотину гидроэлектростанции на Днепре 66 тоннами взрывчатки. Но уже спустя 10 дней после освобождения основной части Запорожья возможность полностью взорвать стратегическую плотину враг потерял – наши передовые части высадились на Хортице, а сапёры успели вовремя обнаружить и разъединить кабель, идущий к заложенным тоннам взрывчатки.
Может возникнуть вопрос – почему после указанного разминирования бойцы 3 Украинского фронта сразу же не начали новое наступление с целью окончательного освобождения правобережных кварталов Запорожья? Как это ни горько звучит в отношении всё ещё остававшихся под оккупацией части запорожцев, для наших армий на левом берегу Днепра в этот момент было много более важных задач. Очень тяжело шло освобождение Днепропетровска, да и вообще, к концу октября большинство наличных сил РККА в этом регионе было брошено для решения главной задачи – освобождения столицы Советской Украины Киева.
К тому же, ввиду серьёзного истощения наших соединений, более трёх месяцев ведущих почти непрерывные бои, а потому требующих серьёзного пополнения людьми и техникой, тактически выигрышнее было перейти к «позиционному противостоянию», накапливая силы для будущих боёв, которые для освобождения оставшейся части Запорожья даже и не понадобились. Противник сам предпочёл ретироваться в полном соответствии с самоуспокоительной доктриной от пропагандистов ведомства Геббельса о необходимости «выпрямления линии фронта».
Таким образом, освобождение Запорожья по итогам успешной операции Юго-Западного фронта празднуется 14 октября абсолютно обосновано.