Пронзительный эпос режиссёра Озерова
Пронзительный эпос режиссёра Озерова
Режиссёр Юрий Озеров памятен, прежде всего, конечно, масштабной киноэпопеей «Освобождение» – героической художественной хроникой, известной нам в пяти фильмах, рассказывающей о наиболее важных сражениях Великой Отечественной, начиная с Курской битвы, где произошло самое крупное танковое сражение за всю историю человечества. Фильм стал ярчайшим событием духовной и идеологической жизни тех лет.
Убедительно высказывается об озеровской эпопее генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» известный кинорежиссёр Карен Шахназаров: «Картина и сегодня смотрится очень современно, несмотря на то, что лента снималась более пятидесяти лет назад – другое качество пленки было, другое оборудование. Тем не менее, картина не потеряла ни своего масштаба, ни художественных достоинств! Юрий Озеров снял во всех смыслах выдающуюся картину, я бы даже сказал уникальную. Батальные сцены – их масштаб, качество съемки – просто поражают воображение. Я как профессионал, вышедший ещё из советского кино, знаю, каким невероятным трудом это делалось – не было компьютерной графики. Там все по-настоящему летает, стреляет, взрывается. На этом фильме должны учиться новые поколения режиссёров». И плюс к этому, конечно, важно понимать, что создатели картины сами – фронтовики. Я знал Юрия Николаевича Озерова, прошедшего войну, как говорится, от звонка до звонка. Оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков – оба воевали. Это поколение, которое реально знало, что такое война. В этом смысле картина “Освобождение” для нас является в определённой степени историческим документом… Это беспрецедентный масштаб, в истории мирового кино такого никогда не было! Надо понимать, что только Советский Союз мог себе позволить создание кинофильма столь высокого уровня… В какой-то степени “Освобождение” и меня вдохновляло, когда я снимал свою военную картину “Белый Тигр”».
Автору этих строк, рождённому через 14 лет после окончания войны, довелось ребёнком пережить величайшую танковую битву чуть ли не вживе – на премьере первого фильма эпопеи, «Огненная дуга» (1969). И фильм был внове широкоформатным, и кинотеатр широкоформатного кино «Радуга» в Белгороде, городе Первого салюта, был открыт под эту премьеру. Мы, мальчишки Курской дуги, всей сущностью чувствовали и понимали, что нам показывают. Мы словно сами сидели в советских танках или поднимались с пехотой в атаку, «мы смерти смотрели в лицо» под потрясающую музыку Ю. Левитина, когда на нас во всю ширь гигантского поля шли с экрана страшные танки врага. Да и музыка ли это была, а не собственно трагический звук Великой войны? Особенно – многократно повторённые оркестровые цитаты-парафразы песни «Священная война».
Для нас этот фильм, как и вся эпопея, стал духовным сущностнообразующим посланием.
Кадр из фильма «Огненная дуга»
Фильмы, составившие озеровский цикл, получили названия лишь в окончательном варианте картины: «Огненная дуга» (о крупнейшем танковом сражении Второй мировой), «Прорыв» (об освобождении Орла и Белгорода, с последующим выходом на Харьков), «Направление главного удара» (об операции «Багратион» и покушении на Гитлера), «Битва за Берлин» и «Последний штурм» (единый фильм, разделённый надвое по прокатным соображениям).
Кадры из эпопеи «Освобождение»
Как пишут критики, «в картине, наряду с реальными персонажами (Сталин, Жуков, Власов, Гитлер и другие) действуют и собирательные, в судьбах которых отразились трагедия, боль, переживания и наши неисчислимые потери. Действие изобилует съёмками батальных сражений, которые то и дело перекликаются с действиями тыла армии, как советской, так и фашистской». Фильм снимался с 1967 по 1971 гг. непосредственно на местах великих событий. Эпопея показала и форсирование Днепра, и освобождение Белоруссии, и взятие рейхстага. Съёмки последних частей эпопеи проходили в столице Германии.
Кадр из фильма «Последний штурм»
Для боевых эпизодов были выстроены масштабнейшие декорации с полевыми штабами, обустроенными предельно близко к реальности. В этих эпизодах действуют сквозные персонажи, связывающие эпопею воедино: капитан Цветаев (Николай Олялин) и его возлюбленная, медсестра Зоя (Лариса Голубкина), полковник Лукин (Всеволод Санаев) и адъютант Сашка (Сергей Никоненко).
Н. Олялин в фильме «Огненная дуга»
В масштабном полотне снялись также Михаил Ножкин, Владислав Стржельчик, Анатолий Ромашин, Барбара Брыльска, Франтишек Печка, Лев Прыгунов и другие.
Специфика работы над «историческими» сценами была обусловлена тем, что на момент начала съёмок были живы прототипы ключевых героев картины, такие как полководцы Иван Конев (его роль исполнил Василий Шукшин) и Георгий Жуков (роль Михаила Ульянова).
М. Ульянов и В. Шукшин в ролях маршалов Г. Жукова и И. Конева
Маршала Победы режиссёр хотел привлечь как главного консультанта, однако, увы, не удалось. А ульяновский Жуков вышел столь убедительным, что стал фирменной работой артиста, потом не раз снимавшегося в роли легендарного маршала.
Ю. Озеров и М. Ульянов на съёмках эпопеи «Освобождение»
Картину ждал триумф: к моменту выхода последнего фильма количество зрителей составило 400 млн, почти полмиллиарда!
***
Широким массам больше известен младший Озеров, брат режиссёра – Николай Николаевич, народный артист РСФСР, заслуженный мастер спорта, знаменитый спортивный комментатор, чей голос узнавал каждый житель Советского Союза.
Николай и Юрий Озеровы
Юрий и Николай были сыновьями солиста Большого театра Николая Николаевича Озерова и Надежды Ивановны Сахаровой. Их предки по отцовской линии были священниками, отличавшимися красивыми сильными голосами. Разумеется, мальчишки Озеровы росли в культурной среде, в доме бывали Нежданова, Собинов, Качалов, Козловский, Лемешев. Сохранилось фото, где маленький Юра сидит на руках у Станиславского.
Будущий народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Польши и Чехословакии, лауреат премии им. Довженко, академик Международной академии информатизации родился 26 января 1921 г. С детства много рисовал, ходил в художественную школу, а в 1939 г. поступил в ГИТИС на актёрский факультет. С началом Великой Отечественной войны был призван в армию связистом. Его боевой путь пролёг от Москвы в Польшу и Восточную Пруссию. Дослужился до майора, в 1944 г. окончив Военную академию имени М.В. Фрунзе и получив назначение офицером связи в Генеральный штаб.
Ещё под Кенигсбергом молодой лейтенант дал себе зарок снять о войне кино. Не сразу, но попал на режиссёрский факультет ВГИКа, на второй курс, в класс режиссёра И. Савченко, из которого вышло созвездие крупнейших советских режиссёров – Бондарчук, Алов, Наумов, Миронер, Параджанов, Хуциев.
Первые работы мосфильмовского (с 1949 г.) режиссёра Озерова – это ленты «Арена смелых» о советском цирке, «Сын», «Кочубей», юмористический, гротескный и искромётный фильм по рассказам Гашека «Большая дорога» (был выдвинут на соискание Ленинской премии и с успехом демонстрировался за рубежом), лента «Фортуна» об истории албанского освобождения во время войны с фашистами, а также картина «В праздничный вечер» о выдающихся музыкантах Рихтере, Ойстрахе, Когане.
Озеров сразу получил международное признание. Так, «Арена смелых (1953), завоевала главный приз Международного кинофестиваля в Венеции, а первый его художественный фильм «Сын» (1955), остросоциальная драма о возмужавшем без отцов первом поколении детей войны, – диплом Венецианского кинофестиваля.
Как видим, Ю. Озеров работал как в документальном, так и художественном жанрах и словно подбирался, набирая дыхание, к большой военной теме. Теме Великой Отечественной войны Озеров посвятит около 30 лет творческой жизни. Из трёх десятков поставленных им фильмов 18 посвящены войне. Надо ли удивляться, что киноэпопея «Освобождение», в целом идущая более восьми часов, соединила в себе черты документального и художественного кино.
Костюмы, техника, реквизит создавались по образцам 1940-х годов.
В создании киноэпопеи принимали участие актёры из разных стран Европы.
Обозреватель А. Байков в своей, в целом весьма критичной, статье о режиссёре Озерове, отмечает уже в наши дни: «…Исторические деятели, коих в “Освобождении” куда больше, чем обычных людей, врезаются в память надолго. Тут вам и Жуков с волевой челюстью и гармошкой, и Муссолини, и Отто Скорцени, и Сталин, и Власов и даже Штауффенберг. Между прочим, об операции “Валькирия” страна впервые узнала именно из “Освобождения” – до выхода фильма Озерова на эту тему почему-то не писали и не снимали. А уж каков там был Гитлер в исполнении Фрица Дица – лучший Гитлер всех времён и народов! При каждом его появлении от экрана ощутимо веяло холодом и смертью…»
Сценарий «Освобождения» написали Юрий Бондарев (окопные сцены), Оскар Курганов и сам Юрий Озеров. На экраны картина вышла в 115 странах. Все авторы фильма – Ю. Озеров, И. Слабневич, А. Мягков (художник), Ю. Бондарев и О. Курганов – были награждены орденами Ленина. Авторский коллектив киноэпопеи в 1972 г. был удостоен Ленинской премии.
К 2020 г. эпопея «Освобождение» пережила второе рождение – полную цифровую реставрацию на «Мосфильме», продлившуюся восемь месяцев. За короткий срок первый фильм эпопеи в формате 4К набрал почти 4,5 млн просмотров:
***
Следующей крупной работой Озерова стала киноэпопея в четырёх фильмах «Солдаты свободы» (1977), созданная в содружестве с киностудиями Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии и Италии. Впервые в мировом кино было создано произведение, охватывающее большой исторический период, включающий героические эпизоды истории каждой страны, участвовавшей в борьбе с фашизмом.
В 1980-е военную тематику Озерова продолжили фильмы «Сталинград» и «Битва за Москву». К ним режиссёр, как и ко всем своим кинороманам, сам писал сценарии. Эти ленты в известном смысле восполнили недосказанность «Освобождения», где повествование начиналось с Курской дуги, с 1943 г.
Кадр из фильма «Битва за Москву»
Премьера масштабного кинополотна «Битва за Москву» состоялась в год 40-летия Победы и стала главным событием XIV Международного кинофестиваля в Москве. Несмотря на ряд критических претензий к фильму, высказанных по разным поводам («возвеличивание» фигуры Г. К. Жукова и в целом руководства армии, небрежное местами камуфлирование в кадре военной техники и др.), эксперты сошлись во мнении, что эта картина является одним из лучших советских фильмов о войне.
Кадр из фильма «Битва за Москву»
Галерею военных картин Озерова завершили «Ангелы смерти» (1992), «Великий полководец Георгий Жуков» (1996), а также телевизионный киносериал из 24 фильмов «Трагедия века» (1994), посвящённый 50-летию Победы.
Не оставлял режиссёр и спортивную документалистику. Накануне Олимпиады-80 им был создан фильм «Баллада о спорте», а по её окончании резонансная картина «О спорт – ты мир!». За эту работу Юрию Озерову была присуждена Государственная премия СССР.
С 1979 г. Ю. Озеров во ВГИКе руководил режиссёрской мастерской. На протяжении ряда лет являлся членом коллегии Госкино СССР, секретарем правления Союза кинематографистов СССР и даже членом Национального Олимпийского комитета. Неоднократно был членом жюри международных кинофестивалей.
Юрий Озеров скончался в Москве 16 октября 2001 г. Похоронен на Введенском кладбище рядом с могилой брата.
Некоторые моменты творческой биографии режиссёра открывает 25-минутный фильм канала «Культура»: «Юрий Озеров. Легенды мирового кино».
Кинорежиссёров С. Бондарчука, С. Ростоцкого и Ю. Озерова на международных кинофестивалях называли «тремя богатырями» советского киноискусства. Справедливо.