Юлия Чичерина. Музыка истории России, часть1

Знаменитая рок-певица, автор всероссийских хитов, дважды лауреат высшей музыкальной награды РФ «Золотой граммофон» — ещё и наследница славы древнейшего рода, давшего России воевод, генералов, ученых, а Советскому Союзу — первого наркома иностранных дел, прорвавшего самую тотальную блокаду в истории страны.
С 2014 года Юлия Чичерина — Первый Голос Донбасса, ярче и ранее всех прозвучавший над пробуждавшейся, собиравшей себя страной.

Автору сего очерка Юлия своими песнями и в щедрых, откровенных беседах подтвердила формулировавшийся к моменту нашего знакомства — «Закон Голицыных-Чичериных», о действенности которого судить читателям.

Переговоры трех Римов

Чичерины: знаменитый дворянский род, идущий от Атанасия, чичероне Софьи Палеолог. В Италии чичероне: гид, переводчик для важных визитеров. Название профессии — от римского оратора, писателя Цицерона, на языке оригинала Чичеро (Цезарь — Чезаре). Яркое красноречие, быстрый ум сделали Атанасия незаменимым советником Софьи, племянницы последнего императора Византии (басилевса Восточной Римской империи) в переговорах с Римским Папой и московскими послами, сватавшими её Ивану III. 


Худ. В.Муйжель. Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог.

Так итальянец, на переговорах в Риме Первом, — поспособствовал соединению историй Второго и Третьего. Рискнул в 1472 году, поехал с Софьей, стал русским Афанасием. С тех пор имена Чичериных на многих блестящих страницах нашей истории. За шесть веков служба часто сводила их с князьями Голицыными, первое известное мне пересечение: праправнук софьиного чичероне Дмитрий Иванович Чичерин воевал под началом Михаила Голицы, погиб под Казанью в 1552 г. Большая удача историка: наблюдать, прослеживать объективные черты талантливого рода, порой даже обобщать. Люди часто отвергают применимость к их биографиям каких-либо социальных статистических закономерностей: «Я — особь статья! Моя свобода воли!» Но парадокс — на неординарных выдающихся личностях, семьях прекрасно проявляются тенденции. 

Москва и Думы

Выдающийся русский философ, историк Борис Николаевич Чичерин преподавал право цесаревичу. Вся Россия, начиная с императора, читала, почитала его. И сегодня редкая книга, конференция по истории русской философии обойдется без упоминания… Брокгауз и Евфрон: «Чичерин — один из наиболее выдающихся представителей не только русской, но и общеевропейской мысли». 


Борис Чичерин

Но в книгах, статьях, в т.ч. ВАКовских изданиях я подходил к деятельности знаменитого философа с другой, малоизвестной стороны. В 1881—83 гг. Борис Чичерин: московский городской голова. Знаменитый русский философ — еще и мотор важнейших проектов в городском хозяйстве. Городской голова, избираемый гласными (депутатами) Московской городской думы, был в XIX веке аналогом нынешнего мэра, и должность эту традиционно занимали представители купечества. Считанные исключения за полтора века: родовитые дворяне Б.Н. Чичерин, князь В.М. Голицын. Как биограф рода, друг ныне здравствующих Голицыных, я впервые публиковал документы их семейного архива, из Центрального государственного архива Москвы получив первый «сигнал», намек на будущий «Закон Голицыных-Чичериных».
Не «кризис» — отсутствие инфраструктуры, вот с чем столкнулась тогда Москва, единственный крупный город Европы, не имевший газового освещения, канализации, транспорта. В книге «Князь В.М. Голицын и Московское городское самоуправление» (грант Президента РФ 2017 г.) я показал, как князь Голицын, Борис Чичерин перешагнули сословные перегородки. Ушли от Закревских, Дурново (московские губернаторы, третировавшие, публично унижавшие «городских голов из купчин», худшие российские дворяне, виновные в итоговом антимонархическом повороте московского купечества). Работая на «купецкой должности» рядом с Ляминым, Третьяковым, Гучковым, Алексеевым, Мосгордумой… они строили Москву, направляя энергию сословий к общим целям. Известное «Хождение в народ» (бездарная пропаганда, фальшивые «Манифесты царя», арсенал подстрекательств) своей безуспешностью толкнуло «народников» к террору. А «Хождение в купцы» Чичерина и князя Голицына оставило не воронки взрывов, а картинные галереи, театры, родильные приюты, больницы, канализацию, электричество, трамвай.

Далее по шкале времени


Георгий Чичерин

Племянник Бориса Чичерина, талантливый музыкант и музыковед Георгий Чичерин вступил в РСДРП в 1905 г. С марта 1918 г. — Нарком иностранных дел. С нуля (если не менее!) создал аппарат, вывел страну из самой полной в ее истории изоляции. Заключил первые международные договора РСФСР. Чичерин — глава делегации на исторической Генуэзской конференции. Не менее исторический Рапалльский договор, Лозаннский договор, подтвердивший статус Черноморских проливов — тоже его. Ленин: «Чичерин — работник великолепный, добросовестнейший, умный, знающий». Позже Георгий Чичерин был оклеветан подсидевшим его замом Максимом Литвиновым, с 1930 г. — на пенсии… Героиня этого очерка Юлия Чичерина — его внучатая племянница.

Хронологические сепаратисты 

О попытках разделить Россию по, так сказать, осям пространства слышим с лихо-святых 1990-х: отделение Кавказа, Уральская республика Росселя… Но есть и другой набор идей и людей разделяющих страну — по оси времени. Один из их гуляющих штампов: «СССР в 1991 году развален преступно, нынешняя РФ нелегитимна». Часть этих… хроно-сепаратистов, драпирующихся в красные флаги, доводят логику до предела: «Принял присягу в Российской армии — значит изменил советской присяге»! Досье не заводил, но известна галерея героев, гордо ронявших: «Я присягал только единожды! А Триколор — белогвардейская, власовская (армии РОА генерала Власова) тряпка!» И аплодисменты, восторг аудиторий: «Вот же человек принципа!» Но те «герои принципа» неоригинальны. Имеет хождение (и до наших дней!) и «Штамп-1917»: 

«России больше нет! Атеизм, цареубийство, масоны, крах империи, культуры. Николай II не подписывал отречение! А Красный флаг — символ геноцида русского народа»!

Найдете и сегодня этих любителей «альтернативной истории», отрицающих СССР. Эдакое эстетство: «Я в этом киоске — себе цветочек выбрал! Прочим — игнор». Думаю, истоки сего синдрома, первое прочеркивание границы поперек истории России — славянофильское неприятие петровских реформ. Да, случались недовольные каким-либо событием в истории страны, чьим-то правлением. Но то были единицы, и критика нескольких ворчунов не была тотальной. Мы все не лишены дара критического восприятия: составляем рейтинги, антирейтинги исторических деятелей, эпизодов в истории страны. Но славянофильское неприятие реформ Петра впервые разрослось до построения в мечтах, затем в мозгах огромного числа сограждан, последующих поколений — другой, параллельной, «правильной допетровской Руси».

Ближе к «Закону Голицыных-Чичериных»

Этим «эстетам», «альтернативщикам» я посвятил несколько статей, глав в книгах. Но любая критика провисает без примеров противоположного свойства. Князья Голицыны, 616 лет служения России-СССР-РФ: воеводы, фельдмаршалы, главы правительств, академики… Их старт в СССР был более труден: аресты, изгнания из институтов. Но «старейший в роду» (неформальный, но очень важный «пост» в древних родах), друг и коллега Бориса Чичерина князь В.М. Голицын наказал своему роду: остаемся в России, будем работать, служить, где только возможно… Служили СССР и уже в РФ — ведущий геофизик мира, эксперт ООН, академик Георгий Голицын, один из наиболее переманиваемых в США ученых, на получаемые лично им гранты поддерживал в лихо-славные 90-е Институт Физики Атмосферы РАН. 

 
Георгий Голицын с сильными мира сего
 
Илларион Голицын

Народный художник России Илларион Владимирович Голицын получил Государственную Премию 2003 года. А его брат, открыватель важнейших месторождений профессор Михаил Владимирович Голицын, практически на моих глазах завершил энциклопедию «Угли России». Бесценны были даже его беглые присказки вроде: «Нас, Голицыных, на Бородино было двадцать, погибло двое, а в декабристы попал только Валериан». Интонация «Нас, Голицыных…» — словно речь о родне, гулявшей вчера у него на даче в подмосковном Дмитрове. О декабристе Валериане: как о перепившем, подгулявшем, но все равно любимом племяннике. Просто, непринужденно и монументально. Всем бы нам так же непринужденно залиговывать себя, предков, СССР, Российскую Империю и Федерацию… Сохраняемые сквозь века общие черты внешности, характеров довершают впечатление: словно ты сидишь за столом с фельдмаршалом Александром Голицыным. Да и боярин Андрей Голицын, член Семибоярщины, хоть и не так понятен, — но все ж не инопланетянин! Представим хоть отчасти. Так, порой бессознательно россияне сшивают полотно своей истории. Общие черты Голицыных, Чичериных позволили их потомкам достойно прожить годы Революции, Гражданской войны, достичь успехов в СССР, затем и в новой России. Сферы приложения их талантов поражают широтой, «разбросом»: кажется, гениальные гены, скрученные в пружинках их ДНК, способны «выстрелить» в любом направлении! 
Меня роскошь этих знакомств толкала к обобщениям, «Закону», — но главному сюрпризу, «ньютонову яблоку» еще только предстояло упасть. Не раз цитируя философа Бориса Чичерина, зная, конечно, о невероятном его племяннике, красном наркоме Георгии Чичерине, я как-то не связывал, не предполагал, что звучавшая в динамиках всей страны и в моих наушниках — талантливейшая рок-певица и автор песен Юлия Чичерина — из той же дивной династии! Вообще-то, «династия» — это родня плюс какая-то общая сфера: «рабочая династия», «королевская». А тут — философ, нарком, рокер… Кто придумает более невероятный разброс?! Общее — лишь щедрая мера таланта. Но вглядевшись, различишь ещё черты сходства: социальный темперамент и… зоркий патриотизм. То, что подтолкнуло Бориса из древнейшего дворянского рода пойти на «купецкую должность», когда это остро понадобилось Москве, а Георгия — создавать наркомат Иностранных дел. 
А Юлю? — Сочинять и на всю страну петь «Ту-лу-ла», «Жара», «Блюдца», «Комета»? Печатными знаками никак не объяснить обаяние, веселый драйв этих песен, не доказать их… нужность стране. Тут подошел бы старый советский музо-журнал «Кругозор»: рассказы, беседы и гибкая пластинка меж страничек. А пока сошлюсь на огромные тиражи её альбомов, аудитории концертов, две высшие музыкальные награды «Золотой граммофон» (2000, 2002 гг.), Премию «Муз-ТВ»… Светлая Память и поклон земной итальянскому чичероне Атанасио, что не оставил Софью Палеолог, рискнул, поехал, раскрыл сердце далекой стране. Стал нашим Афанасием, родоначальником Чичериных и помог мне доформулировать сей «Закон Голицына-Чичерина для российской элиты»: 

Широкий до снисходительности взгляд на сословные ограничения 
+ подлинный, органический патриотизм 
+ непризнание «непреодолимых пропастей» меж Российской Империей, СССР, РФ 
= Успех на всех поприщах своей страны. 

А моя удача и честь — несколько бесед с Юлей Чичериной, до и после концертов в её уникальном подмосковном «доме с треугольными окнами».

  

«Мой Сталинград» в клубе «Мумий Тролль»

Юлия Чичерина освоила самые разные форматы и площадки: успешно выступает с джазовым ансамблем, симфоническим оркестром, рок-группой на стадионах (играет на гитаре, ударных). А бывает — сольно с акустической гитарой для 15-20 бойцов на передовой под натянутой маскировочной сетью. В 2020-м перед её выступлением в «центровом» московском музыкальном клубе я расспрашивал о недавнем выступлении на Koktebel Jazz Party: 

И.Ш.: Скажите о Вашей коктебельской, получается… «джаз-банде». 

Ю.Ч.: Я очень подружилась с Сергеем Головней, гениальным джазовым саксофонистом, он приезжает ко мне в гости и играет тут на природе, ему подпевают птицы и мои собаки, это космический опыт, нечто непостижимое пока для меня. Он импровизатор, учит меня смелости, не боится предстать таким, какой он есть. Ведь все мы стараемся выглядеть лучше, чем на самом деле. Безупречные заученные партии музыкантов, страх ошибиться и опозориться перед всеми, заставляет нас лицемерить и тянет на дно. Импровизация очищает, мне кажется это и есть связь с Господом, в эти моменты, когда ты не думаешь ни о чем, как в бою. Он играет нами…


Пьём чай...

Тот концерт в Коктебеле прошел по многим ТВ-каналам, а вот «джазовый джем» на природе близ её подмосковного дома можно лишь вообразить. Дом с гигантскими треугольными окнами (проект её супруга Сухраба Раджабова), лес соседнего заповедника и полная ферма-зверинец с подвывающими собаками. Собачий старейшина Рекс (по-моему: дворняга на базе овчарки) сопровождал Юлю и на этот клубный «сэйшен» в центре Москвы и многочисленных поездках на Донбасс, можно сказать: её «роуди» (член гастрольной бригады). 

И.Ш.: Юлия, в октябре Вы будете выступать с симфоническим оркестром? 

Ю.Ч.: Да, очень жду встречи с героическими музыкантами Донецкой филармонии и не менее героическими зрителями.

В Донецкой филармонии будет та же программа, которую исполняли в мае? Свои песни, наверно, отбирали сами, а для первого отделения «Легенды русского рока», такого попурри от «Кино» до «Сплина» — Данил Милка? 

«Легенды…» — программа Даниила Милки, а в октябре будет мой сольный концерт «Мой рок-н-ролл» с новыми композициями, которые еще не звучали в донецкой филармонии. Даниил сейчас работает над аранжировками, он виртуозно ориентируется в музыке любого направления, все, за что он берется, отлично получается. 

Кто были по возрасту, составу слушатели в филармонии?

Абсолютно разные люди, некоторых я встречала и на передовой. Много моих друзей разного возраста, дети, пожилые люди. Слушают по-другому, чем в России, это моя общая с ними история, совместное творчество и зрителей, и музыкантов. На некоторых песнях все плачут, на некоторых встает весь зал. Очень эмоционально и трогательно проходят эти концерты. Не развлечение, досуг — там становится понятно, насколько это важно для них, насколько переплелась наша судьба, это гиперреализм новейшей истории. Эти песни о них, об их боли и твердости духа…

Поделившись газетной публикацией той беседы, получил быстрый ответ: 

«Игорь, привет! Рекс не дворняга а военная собака — малинуа, бельгийская овчарка, американская линия, служебная, одна из умнейших пород, это та собака, которую даже Трамп недавно рекламировал, которая в Париже спасала кого-то там и погибла героически, самая популярная среди спецов во всем мире. В самом начале, в 2015-м году, укропы ставили фотку, где мы с Рексом в детдоме, и писали, что я обучаю юных террористов работе с боевым псом. У Рекса дети и внуки служат в ЛНР и ДНР — очень круты, так что он еще и отец солдат».

А недавно этот героический пес, отец своей династии, верных собак ЛДНР — закончил свою земную службу. Сопровождал он Юлию на тот концерт в клубе, запомнившийся мне абсолютной, военной выдержкой ее группы... Хотя до СВО еще полтора года, но Чичерина, пылкая радетельница за Русский мир, за соотечественников, игрою случая попавших в 1991 году под власть бандеровцев, уже написала цикл песен и с 2014 года исполняла их в окопах под Донецком (с ещё не взятым аэропортом) и здесь, в престижном московском клубе:

«Где-то далеко ведут бой в чужих городах» (песня «Рвать»).

И:
    
«Воздуха мало, легкие рвет тишиной;
Я пропускаю удар за ударом.
Но звезды должны сиять над Москвой;
А Солнце — светить над Уралом!»

Это из песни «Мой Сталинград», а клуб-то в самом начале Тверской, то есть, — выглянув, можно проверить: сияют ли ещё кремлевские звезды? Но когда напряжение, просьбы и выкрики «Жару!», «Ту-ла-лу!» «Блюдца!» достигли какого-то понятного Юле предела, она махнула группе, и в финале прозвучали те хиты её юности, периода наших наивных надежд «на спокойную жизнь». Но… единение, «сшивание по оси времени» — и есть Миссия Голицыных, Чичериных. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Автор репортажа с певицей
5
1
Средняя оценка: 4.55556
Проголосовало: 9