Турецкая модернизация начала XX века: причины и последствия
Турецкая модернизация начала XX века: причины и последствия
Основные черты внешней политики Турецкой Республики начали формироваться ещё во времена национально-освободительной борьбы в 1919—1922 гг. — После поражения Османской империи в Первой мировой войне. В которой Турция участвовала на стороне Германии. Вослед чему западные государства-победители приступили к осуществлению разработанных ещё во время кровавой бойни планов раздела османов — с их правящей династией султанов-халифов.
Антанта оккупировала не только арабские территории, но также часть Анатолии с Фракией, большинство населения коих составляли собственно турки. Тут же поднявшиеся на борьбу против интервентов под руководством Мустафы Кемаля — популярнейшего генерала. Завоевавшего всеобщее уважение в результате успешного оперативного руководства во время Мировой войны. Отсюда, по имени лидера, — национально-освободительное движение стало называться — кемалистским.
В эти сложные годы преобладания западной идеи «кто сильней — тот и прав» (превалирующей в геополитике весь XX век), Турция выбрала новый вектор развития отношений с восточными соседями. В основе которых заложена была взаимная поддержка, стремление к независимости и национальному суверенитету. Чему в полной мере и всегда способствовал СССР.
Вообще Турция была одной из первых стран, завоевавших после войны национальную независимость в результате вооружённой борьбы против иностранной интервенции. В мусульманских странах её заслуженно считали Центром сопротивления общему врагу — Западу. В Анатолию приезжали их представители: мусульмане Ливии, Сирии, Ирака, Аравии, Неджда и др. Заявившие о сочувствии-симпатии делу турков. Выразив надежду на непременный успех. Так, в договоре 1921 г. с Афганистаном говорилось, что целью двух стран является активнейшая борьба во имя будущего всего Востока!
Республику тогда поздравили:
- Лидер движения за политическую независимость Египта Саад Заглул
- Лидер борьбы рифских племён Абд аль-Керим
- Иранский шах Реза Пехлеви
- Эмир Афганистана Аманулла-хан
- Лидер движения за создание национального гос-ва в Пакистане Мухаммед Али Джинна
Джавахарлал Неру писал об огромном международном значении борьбы турецкого народа за независимость. Махатма Ганди говорил о важном влиянии модернизации в Турции. Собственно, целью внешней политики Турции на этапе национально-освободительного движения было:
- обеспечение условий для создания независимого гос-ва,
- упразднение навязанных Османской империей капитуляций,
- равноправие возможностей для иностранного вмешательства с привилегиями иностранцев и местных производителей.
Западное «мы́шление» Ататюрка
Однако — сия цель не находила единодушия в стране. Провозглашённая Мустафой Кемалем идея национального суверенитета и республиканизма была в теократическо-султанской Турции весьма смелой. Она не могла не вызывать недовольства в значительных слоях общества. Даже отъявленные кемалисты изрядно сомневались в сохранении территориальной целостности собственно Турции. Опасались они также последствий сопротивления внутренних реакционных сил созданию государства на новой основе. Некоторые сторонники Кемаля [фамилию Ататюрк ("отец турок") ему присвоили в 34-м] настаивали на принятии «наименьшего зла», каковым считалось покровительство какой-нибудь великой державы или мандат с целью нейтрализации притязаний других держав.
Были сторонники и английского покровительства, и мандата США. Деятельность последних, кстати, была весьма активна. Мустафа Кемаль решительно отклонял все подобные планы и — был поддержан подавляющим большинством националистов, определявших внешнюю политику страны.
Обеспечение внешнеполитических условий для создания нового турецкого государства непосредственно касалось и осуществления провозглашённой Кемалем цели модернизации страны. Имевшей корни в сознании османской интеллигенции, ещё в XIX в. пропагандировавшей идеи европеизации Турции. Многие исследователи того периода подчёркивают — Ататюрк неумолимо выбрал западную цивилизацию. Предпочёл западное мышление: для того чтобы занять своё истинное место в мире.
В ходе национального движения Кемалем была выдвинута концепция относительно того, что завоевание политической независимости не является окончательной целью. Что для действительной независимости необходима полная самостоятельность во всех сферах жизни общества, в частности: экономической, финансовой, военной, правовой, культурной. Концепция полной самостоятельности была важнейшим фактором внешней политики Турции.
Хитрый подход
Для внешней политики со времени национально-освободительного движения были характерны три основных паттерна:
- реалистичный подход
- гибкость
- использование противоречий меж великими державами
Тактика Мустафы Кемаля обеспечивала Турции «поддержку США» в её противоборстве с европейскими странами и — «поддержку Франции» против Англии. Реалистичным (хитрым) подходом определялось и установление Кемалем в 1920 г. — в «чёрные дни Турции»(!) — диалога с Советской Россией. Особенное значение придавалось в Турции поддержке Советской Россией прав турецкого народа на свободу и национальную независимость. Что нашло отражение в официальном признании подготовленного кемалистами и провозглашённого в 1920 г. турецким парламентом Национального обета, — против осуществления целей которого державы Антанты боролись с оружием в руках. В свою очередь, Советская Россия в ответ на обращение Кемаля оказывала Турции финансовую и военную помощь, несмотря на собственные очень и очень не маленькие проблемы в Гражданской войне.
Борьба за новую Турцию
Улучшению международного положения способствовало то, что в Национальный обет был включён принцип создания нового государства в границах только собственно турецких, османо-исламских территорий, сохранения целостности Анатолии и Румели (Фракии). Эти границы были в основном очерчены Мудросским перемирием 30 октября 1918 г. между Антантой и Османской империей. За эти границы новой Турции и пришлось воевать националистам, так как Мудросское перемирие было нарушено союзниками, стремившимися и после него осуществить свои планы раздела не только арабских территорий Османской империи, но и собственно Турции.
Новым фактором во внешней политике было непринятие Кемалем панисламизма, туранизма и осуждение экспансионистской внешней политики Османской империи. Облегчению задач, стоящих перед турецкой дипломатией, способствовали военные успехи кемалистов в 1921—1922 гг. Непреклонность турок в отстаивании своих национальных интересов уже в 1921 г. привела к некоторым уступкам со стороны англичан, к уходу итальянцев и французов из некоторых оккупированных ими районов. Другими важным факторами при этом были разногласия между Англией и Францией, а также между ними, с одной стороны, Италией — с другой: по их территориальным и экономическим притязаниям в Турции; и сомнения дуэта Франция-Италия в том, что Англия пойдёт на осуществление их претензий, которые были согласованы ранее.
Победы турок на фронтах сопровождались установлением полуофициальных контактов меж представителями держав Антанты и кемалистами. Немалую роль играл весомый прорыв международной изоляции Турции в 1921 г. в результате почти одновременного подписания дружественных договоров с Афганистаном и Советской Россией. Способствовавших усилению Турции на фронтах войны.
Мир после долгих войн
Укреплению позиций Турции на международной арене способствовала гибкость её политики, проявленная на мирной конференции в Лозанне (1922—1923 гг.). Где турецкая дипломатия упорно отстаивала интересы страны и вместе с тем пошла на вынужденные уступки по некоторым важным для неё вопросам, таким как 1)демилитаризация черноморских проливов и установление международного контроля над осуществлением их режима; и как 2)принадлежность районов Мосула и Александретты. В длительном процессе лозаннского урегулирования турки прибегли к переговорам за рамками конференции и с англичанами, и с французами, — использовав для давления на них контакты с американцами. Также имея возможность опираться на позицию Советской России, которая полностью отвечала интересам Турции.
Реализм в политике кемалистов проявился не только в определении ими границ новой Турции пределами собственно турецких территорий, населённых преимущественно турками, но и в том, что добиваясь в Лозанне сохранения этих границ, они учитывали военно-политическую ситуацию и шли на упомянутые уступки. Реалистичный подход в вопросе о границе принёс Турции столь необходимый для восстановления и развития экономики длительный мир после более чем 10-летнего периода итало-турецкой (1911—1912), двух балканских (1912—1913), Первой мировой и национально-освободительной войн.
Международное положение значительно изменилось в результате того, что в Лозанне было обеспечено международное официальное признание независимости и национального суверенитета. Важной победой в Лозанне, способствовавшей независимому развитию, было упразднение унаследованных от Османской империи капитуляций — особого режима для иностранцев; ликвидация финансового контроля Европы.
Особенность международного положения после Лозанны заключалась также в том, что бывшие противники в освободительном движении приобрели статус соседей благодаря получению определённых прав на территории бывшей Османской империи, которые в национальном обете были включены в границы турецкого национального государства. В том числе:
- Англия благодаря иракскому мандату,
- Франция — из-за сирийского мандата.
- Италия сохранила за собой острова, расположенные на расстоянии не менее трёх миль от турецкого берега.
Предстоял нелёгкий процесс нормализации отношений с этими государствами, так как турки считали районы Мосула, включённого в иракский мандат, и Александреттского санджака — Хатая, находившегося в составе сирийского мандата, исконно турецкими территориями.
До решения оставшихся после Лозанны спорных проблем принадлежности этих земель, выплаты Турцией долгов Османской империи — страна находилась в значительной изоляции на международной арене. Турция не была услышана в Совете Лиги наций во время обсуждения мосульского спора, решение по которому (1925) было не в пользу Турции, а в интересах Англии. Турция, как и во время освободительной войны вновь убедилась, что единственной великой державой, осуществлявшей с ней дружественные отношения, был Советский Союз. Неслучайно на следующий же день после принятия Лигой наций решения по Мосулу — Турция подписала (17 декабря 25-го) Договор о дружбе и нейтралитете с Советским Союзом. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ