Врёшь, не возьмёшь! За пределами возможностей…

Во всём мире деменцией болеют более 55 миллионов человек.

Фильм о том, как правильно, грамотно и деликатно подойти к разговору об этой беде. Не об излечении, нет: сие невозможно в художественном произведении. Всего лишь — о сострадании. И — Любви. И хоть тема лично мне не близка как наверняка многим зрителям, кинолюбителям, но… Сам посыл.


Кадр из фильма (здесь и далее)

Само душевное движение и тёплое расположение режиссёра — заставляет низко склонить голову пред титанически хорошо проделанной работой большого мастера, огромного коллектива создателей превосходного явления искусства: 

«Великая Лилиан Холл»-2024, The Great Lillian Hall. США

Жанр: драма
Слоганы: «Я всегда разбрасывалась деньгами как сумасшедшая!», «Такие как она уже не рождаются…»
Режиссёр: Майкл Кристофер
Сценарий: Элизабет Селдес
Продюсеры: Брюс Коэн, Мари Холлидэй, Стивен Роджерс
Оператор: Саймон Дэннис
Композитор: Мак Квейл
В главных ролях: Джессика Лэнг, Кэти Бейтс, Лили Рэйб. Джесси Уильямс, Пирс Броснан, Майкл Эдвард Роуз, Синди Хоган, Кит А. Болден

Сценарист(ка) «Великой Лилиан» Элизабет Селдес — племянница протагониста этой картины: Мэриэн Селдес. Два слова о ней…


М.Селдерс

Мэриэн (по рождению Холл) Селдес (1928–2014) — телевизионно-театральная, кино-радио актриса. В 1996-м её портрет водружён в Зал театральной славы USA. 

Биография, коротко:

Её дед — российский иммигрант. Отец — нью-йоркский журналист. Семья — сверхтворческая: учительско-публицистическая. Так что неудивительно — с малых лет Мэриэн мечтала стать актрисой. И понятно что — голливудской. В двадцать лет она уже на Бродвее (после окончания театральной школы).
Бескрайние сценические подмостки — её стихия. Несколько раз номинированная на американскую «Золотую маску» — получила-таки престижнейшую премию «Тони» в 1967 году. [Также попала в Книгу рекордов Гиннеса-US — за 1 809 выходов на сцену в спектакле по пьесе А.Левина «Смертельная ловушка». Ни разу не взяв паузы!] Одновременно участвуя в десятках, сотнях телепрограмм, радиопередач. Снимается в кино — около двадцати ролей: «Величайшая история, когда-либо рассказанная», «Улыбка Моны Лизы», «Секс в большом городе» etc. 1970–90-е — преподаёт театральное искусство. С 2000-х — университетский профессор. 

Драма «Великая Лилиан Холл» довольно ожидаемая картина (байопики в большом приоритете в Новом Свете). Вызвавшая немало культутрегерских споров. Героиня уже в возрасте. Её вполне можно назвать легендарной — живой классик сцены, как говорится. Показана тщательная (не без шуток и приколов) подготовка исполнить роль Раневской в чеховском «Вишнёвом саде». 
Поначалу всё идёт неплохо, но… Чем ближе час премьеры — Лилиан становится хуже. Прогрессирующая деменция. Не оставляющая шансов никому в дольном мире, увы… К тому плюсуется её ничем не ограниченный перфекционизм, воспитанный тягучими, долгими театрально-актёрским годами. Постоянным ухаживанием за собой, неизменным взглядом на себя как бы со стороны: сверху-снизу — будто рассматривают папарацци. Сформирована сим образом беспрецедентная женская стойкость. Стойкость преподавателя, профессора. 
Эти две вещи, разнохарактерные ипостаси неистово бьются друг с другом: желание быть лучшей, изящнейшей дамой — с одномоментно откуда ни возьмись появляющейся (из недуга) безмозглой забывчивой старухой. Война на износ. Похоже, она истерично кричит болезни: «Врёшь, не возьмёшь!» 

 

Создатель всемирно и всемерно известных культовых фильмов и сериалов знаменитый режиссёр М.Кристофер («Ночной портье», «Иствикские ведьмы», «Элементарно») не раз сталкивался с байопиками. Например, с историей супермодели Джии Мари Каранджи в телефильме «Джиа». Где героиню победили наркотические страсти и страшная ВИЧ-болезнь: что выставлено неким сценарным манером напоказ. 
Тут — другое. В «Лилиан» пришлось действовать очень аккуратно, тщательно взвешивая фразы, диалоги, кадры: за что режиссёру доподлинно скажут спасибо сочувствующие люди, причастные к нелёгкой медицинской проблематике.
Причиной тому документалка 2017 г. режиссёра Р.Роджерса «Мэриэн» (состоящая из интервью), вышедшая через три года после кончины актрисы. Многие критики и тем более современники, друзья Селдес признали ленту недостойной проката — и даже оскорбительной в каком-то роде. Потому как она напирала на крайне неприятные «болезненные» вещи, — уйдя от повествования блестящей жизни, карьеры и блистательных поворотов отнюдь и отнюдь не простой судьбы Мэриэн. 
Что, в общем-то, и подвигло племянницу актрисы — Элизабет — приняться за реальную историю истинно великой «Лилиан Холл». Ради творческого начала заменив настоящее имя Мэриэн — на Лилиан. Ведь фильм сугубо художественный — требует иного подхода, чем строгие жанровые рамки документалистики. 
Фильм, повторимся, именно о поздних годах Лилиан-Мэриэн. Театральные, закулисные фантасмагории затмевают творящееся вокруг: за дверями Храма «выдуманной» жизни. Актриса — вся в объятиях Мельпомены, её страстей и неистовых ахов-вздохов: от неизбывных трагедий — до комедии. Ни на секунду, даже в обыденности, не выплывая из содержательного типажа галантности, красоты и обаяния. Образа — голливудской звезды, за которой наблюдает-смотрит(!) вся Планета, не иначе.


Дж.Лэнг

Семидесятипятилетняя Джессика Лэнг, играющая Лилиан, сама довольно легендарна и знаменита — у неё в бэкграунде не менее культовые роли [более ста]: «Кинг-Конг 1-й, 2-й»; «Тутси»; «Американская история ужасов», мн. др. — от 1970-х — до наших дней. Реальная мегастар!

В фильме по диагонали просвечиваются четыре ипостаси Лилиан:

  • Чеховская Раневская;
  • Интервьируемая — для документального кино (отсылка к упомянутой неудавшейся документалке);
  • Нелёгкие отношения с гувернанткой Эдит (К.Бейтс);
  • Ещё более напряжённая связь с дочерью Маргарет (Л.Рабе).

Режиссёрская деликатность видна в пунктуальном, «мягком наезде» камеры на семейные перипетии. Звезда есть звезда! Мать есть мать — дочь есть дочь. И несомненно, побеждает в сей дилемме актёрский фанатизм, — раскрученный до пароксизма. Что и привело, в принципе, к проблемам с памятью. Тем не менее борьба с деменцией, воплощаемая в чудесном преображении на сцене, поражает зрителя. Искупает нерадивую мать. Сочувствует несчастьям ребёнка — уже взрослой дочери — и окружающим её волнительным событиям.
Трагедия в фильме перемежается с неким скрытым воодушевлением, что напитано боевым характером прототипа — Мэриэн Селдес. В бытность свою наведывающуюся в театр даже со сломанным плечом в возрасте восьмидесяти лет. 

Основная идея фильма. Точнее, идеи:

  • Конфликт: дочь-мать (мать эмоционально отсутствует в судьбе дочери).
  • Конфликт: хозяйка-служанка (беспомощность-безоглядность пред старой верной подругой-домуправом).
  • Трагедия: потерять карьеру — либо остаться в строю несмотря ни на что!
  • Тотальная безнадёга = циничному юмору, что приводит зрителя в восхищение.
  • Режиссёр вроде как отдаёт дань трудоголизму и упорству глобально и визуально всем, причастным к этой сложнейшей профессии — актёр. Увы, с обывательского, «черномазого», как шутил Чехов, взора — профессии легкомысленной…

Я бы сравнил картину с русской «Время года зима» режиссёра С.Устиновой. Трогательно поведавшей о личном опыте общения с улетающей в «потустороннее» матерью, «словившей» Альцгеймера. Тут и мужество, и отчаяние, и вера в Любовь с большой буквы. 
Этим — любовью & состраданием — и завораживает лента «Великая Лилиан Холл». Этим — она вошла зрителю в незатронутые суетой глубины души, долго не отпуская, отзываясь в памяти аллюзиям доброты и честности — после выхода из кинотеатра. И главное — служением прекрасному, конечно. Катастрофично-экзстенциальной магии артистического искусства… Чего я касался, и не раз. И буду писать и писать ещё. Спасибо!

 


Официальный постер картины

5
1
Средняя оценка: 2.94118
Проголосовало: 17