Германия. Русские рождественские зарисовки

Вообще подготовка к Рождеству здесь стартует в ноябре, когда открываются рождественские ярмарки. Дата запоминающаяся — 11 ноября, в 11 часов 11 минут. До наступления Рождества есть ещё один любимый детворой праздник — день святого Николая (der Nikolaus ist da). Вечером 5 декабря дети у двери оставляют носок, ботинок или просто мешочек. Ночью Николай кладёт туда сладости, маленькие подарки, мандаринки. Трогательно и весело.

Рождественские ярмарки в Германии берут свое начало еще в 13-м веке. Естественно, традиции их соответствуют возрасту и не меняются. Здесь продаются свечи, керамика, игрушки, сувениры… Но главное — хорошо отдохнуть и покушать. Покататься на карусели, поучаствовать в конкурсах и аттракционах — святое, как говорится, дело. Ну и, конечно, глинтвейн, чай, кофе и сосиски в самых разных комбинациях и видах приготовления.
Предпраздничное время — это период красивых украшений городских улиц и домов, повсеместных оригинальных иллюминаций, да и сама атмосфера становится более легкой и по возможности веселой. Правда, последнее время с этим явный напряг. То пандемия, то мигранты, у которых свои праздники, то война на Донбассе…А ее кровавый пылесос втягивает не только вооружение, но и деньги, и настроение… Тем не менее рождественские ярмарки никто не отменяет, и там конфеты и пряники, печенье, пироги-штоллены, шоколад, невзирая на рост цен, покупаются «на ура», как того требуют традиции. Продаются не только сладости. Шерстяные носки, варежки, шапки, чашки и тарелки, книги о Рождестве и его традициях — всё это обязательно присутствует на рождественских прилавках. А еще деревянные сувениры — Щелкунчики, которыми удобно колоть орехи… В общем, много чего интересного и разного. 
А с первого декабря начинается Адвент, что означает «Пришествие». Это название периода перед Рождеством, которое было принято у христиан Католической церкви. Обязательным атрибутом Адвента является еловый венок с четырьмя свечами, украшенный шишками, кусочками высушенного апельсина, мишурой. В первое воскресенье Адвента зажигают одну свечу. Во вторую неделю должны гореть уже две, и так далее, до самого Рождества:

  • Первая «Свеча Пророчества» символизирует библейские предвещания появления Спасителя.
  • Вторая «Вифлеемская» — зажигается в память о путешествии Марии и Иосифа в Вифлеем и о рождении Младенца Иисуса.
  • Третья свеча посвящена пастухам, которые первыми нашли Младенца и поклонились ему.
  • Четвертая «Свеча Ангелов» символизирует божественную сущность Спасителя.

Кстати, венок этот в начале 19 века придумал гамбургский пастор Иоганн Вихерн. Он учредил приют для неблагополучных и брошенных детей. Вот они в ожидании праздничного волшебства часто спрашивали, сколько осталось дней до Святого вечера. Чтобы дети считали самостоятельно, Вихерн смастерил подобие венка из старого колеса от телеги, украсил его хвойными веточками, двадцатью четырьмя маленькими красными и четырьмя большими белыми свечами. Каждое утро зажигалось по одной маленькой свечке, а по воскресеньям — ещё и по большой. Венки Вихерна полюбились повсеместно и детям, и взрослым. Сегодня это обязательный атрибут рождественских традиций, правда, обходятся, в основном, только четырьмя большими свечами. Мы и вовсе обходимся без свечей. Но традиции уважаем. 
Уже в начале декабря принято делать предпраздничную генеральную уборку, завершающуюся украшением квартиры. На стол кладут красивую скатерть и хвойный венок, в вазу ставят пару еловых веточек, на полках появляются фигурки и свечи. Да и внешне дома превращаются в «выставку» рождественского декора: деревья и балконы оформляются разноцветными гирляндами. На двери навешивают венки, украшенные яркими лентами. Подоконники украшают светящимися домиками и фигурками. Стёкла расписывают снежинками, рисунками. На улицах появляются «пасущиеся», сверкающие огоньками олени и зайцы. В окна домов и на балконы по сияющим лестницам лезут мерцающие Деды Морозы Weihnachtsmann. Красиво и необычно.

***

Вообще если пройтись в эти дни по городу, в большинстве окон видны горящие электрические свечки. Поначалу показалось, что это меноры, и мы подумали: «Ты смотри, сколько здесь поклонников иудаизма». Но это оказались Schwibbogen — дуги из свечей, которые не всегда были рождественским атрибутом. Их изобрели немецкие шахтёры, которые уходили работать задолго до восхода солнца, а возвращались уже в темноте. Лампочки на дугах олицетворяли тоску по солнечному свету, которая для шахтеров естественна во всех странах. Раньше эти конструкции изготавливались только из металла, сейчас их чаще делают деревянными. Светятся на подоконниках эти дуги Schwibbogen, словно указывая дорогу к рождественскому дому запоздалым путникам и гостям. 
Еще одна звезда Рождества в Германии — цветок Пуансеттия или «молочай красивейший». Горшочки с этим растением продаются в изобилии во всех супермаркетах. Дома их ставят рядом с рождественским венком или на другом видном месте. Пуансеттия отличается ярко красными верхними листьями, которые, словно соцветие, распускаются над зелеными. Сочетание красно-зеленого и красота домашнего цветка сделали его настоящим символом рождественской Германии, хотя его родина — Мексика.
Не знаю, как относятся в Мексике к такой рождественской традиция, как Adventskalender — картонный, красиво разрисованный календарь с окошками, которые нужно открывать по одному каждый день с 1 до 24 декабря. Но в Германии это общепринято и любимо. За дверцами таких календарей спрятаны подарки. Детей ждут конфеты или шоколадки, печенье или мини-игрушки... А есть календари и для взрослых — там сувенирные флакончики с одеколонами или косметикой, в общем, вариантов много… Популярными такие адвент-календари сделал мюнхенский типограф Герхард Ланг. В детстве он постоянно спрашивал у матери, когда наступит Рождество. Та в ответ сделала из картона конструкцию с 24 окошками, в которые разложила печеньки и конфеты. Повзрослев, Герхард в 1920 году организовал типографское производство таких адвент-календарей. Идея понравилась всем. 

 

Интересно, что лишь треть немцев (по результатам опросов) посещает рождественскую службу в церкви. Но празднуют все основательно. Это — главный праздник. Новогодняя ночь — в большей степени лишь повод встретиться с друзьями, сходить на вечеринку, в клуб или ресторан. И обязательно запустить в небо петарды и салюты. Как говорит сосед, «пускают деньги на ветер». И это не иносказание, это правда. После полуночи где-то с полчаса над всей страной небо расцвечено пусть не алмазами, но яркими, красочными и громкими залпами. Видно, любовь к стрельбе — в крови.
В предпраздничной суете бюргеры не забывают о подарках для родных и близких. Кто-то заказывает их в многочисленных интернет-магазинах, но многие любят по старинке изучить прилавки и витрины торговых центров, заодно и посидеть в тамошних кафе за чашечкой кофе и… правильно, с булочкой, сосиской или с кухеном — куском пирога. Покупают чаще всего какие-либо нужные вещи или книги, популярны подарочные карты известных магазинов, где можно потом выбрать что-то на свой вкус. Довольно часто дарят просто деньги. Дешево и сердито? Скорее, дорого и с добротой. Дети помимо сладостей получают игры, одежду, полезные вещи… Или тоже деньги. Обмен подарками происходит вечером 24 декабря, чаще всего за праздничным столом. 
«В лесу родилась елочка» немцы не поют, да и песни этой явно не знают. Но елки любят. Рождественская ёлка (Christbaum или Tannenbaum) — с давних пор обязательный атрибут празднования Рождества и Нового года. Кстати, зародившись в Германии, обычай украшать вечнозелёное дерево обрёл популярность и в России. С 19-го века перед дверьми христианских церквей разыгрывали сцену грехопадения Адама и Евы. В роли дерева и выступала ёлка с привязанными к ветвям красными яблоками. Украшенные ёлочки устанавливают на улицах, площадях, в торговых центрах, ресторанах. Убранство — соответствующее атмосфере праздника. В домах нынче чаще можно видеть искусственные елки, которые бывают самых разных размеров и вариантов. Но есть в продаже и настоящие лесные красавицы. В нашем подъезде, судя по всему, если устанавливаются, то искусственные. По крайней мере, возле мусорного бака выбрасываемых деревьев не встречал. Самые дешёвые рождественские сосны и ели стоят от 20 € за метр. Красиво жить не запретишь…

Ещё до начала адвента в винных отделах супермаркетов появляется глинтвейн, по-немецки — глювайн (Gluhwein), ароматизированный горячий алкогольный напиток на базе красного сухого (полусухого) вина, сахара или мёда, корицы, гвоздики, аниса, кардамона, муската, лимонной корки и т.д. Содержание алкоголя в глювайне по правилам должно быть минимум 7 %, но не более 14,5 %. Прочитал, что за осень-зиму немцы выпивают порядка 40 миллионов литров глинтвейна. Выбор в магазинах широкий — продаётся он обычно в стеклянных литровых бутылках с яркими этикетками. Цены на качественные напитки начинаются от 6 € за литр. Закусывать они тоже любят. А кто же не любит… 
Говорят, что раньше на рождественском столе должно было быть 7-10 блюд с обязательным присутствием запеченного гуся с яблоками. Плюс тушеная свинина, овощное рагу и так далее. Сейчас любовь к запеченным птицам не уменьшилась. Но в гостях у немцев мы не были, рождественского стола не видели. Могу предполагать, что он обильный. Хотя сказать, что германское меню как-то сильно отличается от среднеевропейского — трудно. Разве что по обилию уксуса практически везде, где возможно. Да ещё очень отличается кислая капуста Sauerkraut от знакомой нам квашеной. С непривычки вообще кажется несъедобной, очень кислой. Её подают с сосисками, колбасами, рёбрышками. И конечно, с пивом. С уважением здесь относятся к блюдам из свинины, всевозможным колбаски, сосискам, соусам, намазкам. В качестве закусок подают сыры, салаты, маринованные овощи... Гарниром часто становятся кнедлики — картофельно-крахмальные шарики, которые, по мнению немцев, идеально сочетаются с мясными блюдами и соусами. Субъективное мнение. К этому нужно привыкнуть. А без привычки — восторга кнедлики не вызывают. 
Любят здесь картофельный салат Der Kartofelsalat. К порезанной отварной картошке добавляются на выбор: маринованные огурцы, репчатый лук, жареный шпик (колбаски), петрушка, заправка (майонез, йогурт или оливковое масло с зерновой горчицей и специями). Что сказать… На любителя. Вообще картошку уважают в любом виде и неограниченном количестве. И на рождественских ярмарках в палатках с угощениями главное блюдо — картофельные драники с яблочным муссом. Неожиданное сочетание, но вполне вкусное. Не было бы вкусно — не готовили бы. В принципе, все овощи всегда — фавориты обеденного стола. И редиска, и помидоры с огурцами, и паприка, и все виды капусты, и морковка — всё не менее любимо, чем, к примеру, свинина. 

Не менее важен и сладкий стол. Тут признанный и непререкаемый авторитет — рождественский кекс штолен с изюмом, цукатами, орехами, корицей, сахарной пудрой. Не знаю, есть ли смысл готовить его дома, когда он в изобилии во всех супермаркетах. Цена, конечно, соответственная — в среднем, от 10 евро. Но вкус того стоит. Хотя, бока, живот и прочие места с энтузиазмом ждут такую подпитку и реагируют на нее активным ростом и повышенной пышностью. Вкуснота требует жертв. Примерно то же можно сказать и о плам-пудинге — традиционном десерте. Обычно он (если не покупается в магазине) готовится за неделю до Сочельника. В основе пудинга — сливочное масло и сухофрукты. Чернослив, изюм, курага и другие фрукты заливаются ромом или коньяком. Потом перемешиваются со взбитыми яйцами, сахаром (мёдом), орехами, тёртым яблоком, мукой, сухариками. Готовится десерт на паровой бане в течение часа, а потом несколько дней «дозревает». «Вкус специфический, во рту тает». На рождественских полках также обязательны имбирные пряники, песочное печенье «спекулятис», мармеладные и марципановые звезды и шарики, шоколадки во всех видах и вариантах… Дома с детьми чаще всего пекут сахарно-песочное печенье «плэтцхен». Специально для него продаются самые разные формочки — от елочек и звездочек до всяких замысловатых фигурок, которые потом покрываются глазурью, помадкой, раскрашиваются до состояния произведения искусства, тем более, сотворенного руками родной детворы.

***

Первый раз я встретил эту пожилую пару года три назад в парке. Они шли, держась за руки, и громко разговаривали. Вернее, говорила она, а он угрюмо слушал. Уровень громкости позволил определить, что говорила дама на русском языке (тогда это было еще в диковинку), и потому локаторы мои тут же пришли в состояние повышенного внимания. Я шел вслед за ними и слушал: 
— Ты понимаешь, она же любит его. У нее большое сердце. А он, подлец, не ценит этого. Что ты хочешь от него — эстрадник. В голове — всякие «Фаина-на-на» и «Пропала шляпа». А она — Шукшина, великая актриса…
Я с изумлением понял, что речь идет о любовном романе Федосеевой-Шукшиной и Алибасова. Завершил обсуждение супруг, мрачно произнесший: «А мне до лампочки». — Ну, вернее, он выразился иначе, но по содержанию похоже. «Боже, — подумал я, — в этом маленьком немецком городке милые люди, явно тоскующие по своей Родине, не нашли иной темы как обсуждать интимные отношения музыканта и киноактрисы, живущих в далекой Москве… Сказать им — удивились бы». — Хотя чему удивляться. Интернет связал время и расстояние так, что кажется — его (расстояния) и нет вовсе. Ведь всё рядом, в мониторе, телефоне… И эти мои мысли подтвердила дама, перешедшая на обсуждение качества и быстроходности интернета, роутера и выбора сайта с российскими телевизионными каналами. 
Второй раз я их встретил уже спустя три года, в том же парке. И опять они шли, держась за руки, и голос дамы разносился, как из громкоговорителя, но русская речь уже не была столь необычным явлением, как раньше. Украинские беженцы сделали ее почти обыденной, даже в этом городишке на западе Германии. Прислушаться к родной речи не составляло труда, и, главное, тема оказалась знакомой. Дама внушала супругу: 
— Лолиточка не виновата, она не была голой, она выступала в лосинах, ее оговорили, она такая талантливая, а подлец Цекало ее бросил. 
И так далее. Муж слушал по обыкновению угрюмо, и завершил ожидаемо:
— А мне на нее наплевать. И опять немного по-другому сказал. Но примерно так. 
— И вообще, пусть она идет в ж.
— Ах, ты черствый человек…
И пошли дальше, держась за руки. Кто бы передал Милявской, что ее наряд вызывает оживленное обсуждение в германской глубинке. Вот что интернет животворящий творит. Кстати, тогда в парке пара остановилась возле книжного шкафа, я тоже не прошел мимо.

Эти шкафы стоят в нескольких местах города, и оттуда можно брать книги себе в подарок. А можно и наоборот — положить, чтобы кто-то взял себе то, что ты уже прочитал. Конечно, почти сто процентов книг на немецком языке. Но встречаются изредка и на русском. В тот день неразговорчивый супруг выудил из шкафа детектив Донцовой. Он был доволен. Думаю, и автору, если бы она узнала об этом, было бы тоже приятно. Читают… 
И наконец, совсем недавно я увидел эту пару в китайском ресторане со шведским столом. Они там с компанией родственников отмечали чей-то день рождения. Ресторан пользуется популярностью среди русскоязычной аудитории, частые гости здесь также поляки, турки, бывшие жители балканских стран. Об этом мне рассказала русскоговорящая украинская беженка, работающая официанткой. Немцы, по ее словам, здесь бывают не часто. И зря. Стоит удовольствие около 30-ти евро на человека. В течение трех часов народ наедается до отвала. Как говорится, «первое, второе, третье и компот». И бокал вина. Всё вкусно, с пылу с жару. Вот только атмосфера праздничного, вальяжного ресторана здесь не ощущается. Ближе к заводской столовой с комплексным обедом. Может, поэтому немцы и обходят стороной заведение. Но и без них оно не пустует. В тот вечер уже знакомая мне пожилая дама, видимо, отведав всё, что душа желала, настойчиво (и громогласно) предлагала супругу отчалить в направлении дома. На что он резонно отвечал, что три часа еще не исчерпаны, и можно повторить то ли сладкое, то ли что-нибудь из острого… «Хватит, уже обожрались и так, — не менее резонно отвечала супруга, при этом напоминая, что близится время любимых программ — «Пусть говорят» и т.д. Довод был признан неубедительным. Но напоминание о вечерних играх очередного тура Лиги Чемпионов переломило ситуацию. 
Супруг с сожалением окинул взором, как он сказал, просторы праздника живота, и они пошли собираться. Тем более добираться им предстояло автобусом. И если еще несколько лет назад автобусы соблюдали график движения с точностью часового механизма, то сейчас опоздание на 5 минут — это уже норма. Как говорится, Восток — дело тонкое, а Востока в Европе становится всё больше. После их ухода я еще пообщался с уже знакомой официанткой, родители которой живут в полтавской области. Мне было интересно узнать, а на Рождество людей в ресторане много, или праздник (тем более семейный) не предполагает наслаждения общепитовскими, хоть и китайскими деликатесами… Выяснилось, что она работает чуть больше года и как раз застала прошлогоднее Рождество, которое степенью заполненности обеденного зала не сильно отличалось от нормы: «Это немцы предпочитают провести рождественский вечер дома. А наши посетители этих традиций не придерживаются. Разве что поляков тоже меньше было». — Что ж, «наши люди в булочную на такси не ездят». Но в китайский ресторан в святой вечер — запросто… 

***

В общем, праздник — он хорош всегда и везде. Да и вкусы, судя по всему, в разных странах не так уж сильно отличаются. Все любят покушать вкусно и сытно, посидеть за столом весело, порадоваться жизни и выпить за здоровье. Казалось бы, живи и радуйся, дружи, сотрудничай, торгуй… Так нет же. Почему? Это уже другая история.
А я продолжу тем, что после вкусного обеда по закону Архимеда все любят отдохнуть, полежать под пледом на диване, с какао и печеньками, посмотреть кино, благо нынешние телевизоры даже без кабельных сетей способны найти в интернете массу фильмов и развлекательных передач. Вот рекомендации из немецкого журнала, который положили нам в почтовый ящик:

Классическое рождественское кино:
Kevin — Allein zu Haus (1991) / Kevin — Allein in New York (1992) (Один дома)
Das letzte Einhorn (1982) (Последний единорог)
Der kleine Lord (1980) (Маленький лорд Фаунтлерой)
Drei Haselnüsse für Aschenbrödel (1973) (Три орешка для Золушки)
Sissi-Trilogie (1955-1957) (Трилогия Сисси)

Для веселого Рождества:
Der Grinch (2018) (Гринч)
Zwei Weihnachtsmänner (2008) (Два Деда Мороза)
Es ist ein Elch entsprungen (2005) (Сбежавший лось)
Buddy — Der Weihnachtself (2003) (Эльф)
Bad Santa (2003) (Плохой санта)

Для романтичной атмосферы во время каникул:
Alles ist Liebe (2014) (Это всё любовь)
Liebe braucht keine Ferien (2006) (Отпуск по обмену)
Die Familie Stone — Verloben verboten! (2005) (Привет семье!)
Tatsächlich… Liebe (2003) (Реальная любовь)
Während du schliefst (1995) (Пока ты спал)

Мультики для Рождественской атмосферы волшебства:
Die Eiskönigin — Völlig unverfroren (2013) (Холодное сердце)
Disneys Eine Weihnachtsgeschichte (2009) (Рождественская история)
Charlie und die Schokoladenfabrik (2005) (Чарли и шоколадная фабрика)
Mickys fröhliche Weihnachten (1999) (Микки: Однажды под Рождество)
Nightmare Before Christmas (1993) (Кошмар перед Рождеством)

Рождество — это и время недлительных путешествий (если, конечно, кошелек позволяет). По статистике, около трети немцев позволяют себе рождественские поездки. Адреса самые разнообразные, от лыжных курортов до отдыха в отелях и санаториях на водах. Но это дело индивидуальное и субъективное. Главное — наличие праздничного настроения, которое от места пребывания хоть и зависит, но не кардинально. И потому — будем верить в лучшее, в хорошие новости, благополучие и дружбу на фоне крепкого здоровья. Рождество — время волшебства, пусть все пожелания сбываются.

5
1
Средняя оценка: 4.85714
Проголосовало: 7