Феодализм. Пирамида, которую построил Папа

Римских Пап того периода было примерно трое: Стефан III, Адриан I и Лев III. Еще точнее, «пирамиду» евро-феодализма они построили вместе с императором Карлом Великим (годы жизни: примерно 747—814, о годах правления — отдельно).

Ну, а точнее, с точки зрения материализма-марксизма: её вообще никто (персонально) не строил…

«Создалась эта Социально-экономическая формация — в силу развития материально-производительных сил. Феодализм пришел на смену рабовладельческому строю, потом сам был побежден и вытеснен капитализмом» и т.д. Почему названы три Папы, да еще «примерно»? Не только потому, что Стефан Третий по другим расчетам был — Стефан Четвертый, и не только от того, что он имел анти-Папу Константина (в смысле: в его понтификат часть католиков признавала Константина). Просто период становления (как и гибели) сильно размыт в веках. Начало феодализма в Европе обычно считают от III до V веков нашей эры, окончание привязывают к окончанию Средневековья или к Французской революции. К тому же почти не обращают внимание, что в той железно зазубренной последовательности, от рабовладельческого строя к феодализму перешла лишь часть Европы, а другая: напрямую — от родоплеменного строя (до Севера, Востока Европы рабовладение не доходило). Но это не существенно для темы очерка, речь пойдет не о плавных экономических движениях, а о дискретных, «разовых», институциональных преобразованиях, у которых, конечно, были авторы: это император Карл Великий и современные ему Папы, католическая церковь в широком смысле.

Не замечаемые ныне осколки феодализма

И хотя карл-марксовы формации сменились уже несколько раз: капитализм — социализм —снова капитализм (чего он уж предвидеть не мог) — следы тех давних преобразований в очень занятном виде сохранились и по сей день.

Упоминаю это не для критики тезки великого императора, а лишь подчеркивая: экономические отношения, определявшие «формацию», оказались текучими (причем — туда-сюда текучими), а зато некоторые институциональные приметы феодализма вошли в менталитет твердо, надолго, по сей день и, наверно, еще на века. Не только феодальные титулы короли, герцоги, графы и т.д., оказавшиеся в нескольких странах нужными и в 21 веке, но и… внезапно: этикет, правила вежливости, вплоть до обращения «позвольте» и воинского звания генералиссимус. 
Что феодального в «генералиссимусе»? Необходимость этого звания следует из главного институционального свойства феодализма: наличия иерархии. Той, упомянутой в заглавии «Пирамиды», которую и выстроили в Европе Карл Великий и папы Римские: император — короли—герцоги—князья—маркизы—графы—бароны—виконты… Да, устойчивость отношений сеньор-вассал обеспечивалась экономически: передачей «феода» (земельный надел) сеньором — вассалу, за который он принимал обязанности служить сеньору. Но иерархичность (вассал часто был сеньором для нижестоящих вассалов) и деликатность тех отношений, дошедшая до куртуазности, породила строгий, подробный этикет. Рыцарь в узком смысле слова — был внизу той иерархии, «пирамиды»: это вассал, у которого уже нет своих вассалов. Но в самом широком смысле — все, начиная с императора, были «рыцарями», носителями рыцарского духа, доблестей. Но быть одновременно сеньором и вассалом можно лишь в ограждении этикета, защите достоинства вплоть до мельчайших нюансов поведения, строгих правил — в том числе памятного «вассал моего вассала — уже не мой вассал».

А первый парадокс, предваряющий рождение звания генералиссимус, был в том, что феодальная служба означала почти всегда службу военную, но строгости этикета порой противоречили военной целесообразности. Эпизод знаменитой битвы при Креси увековечен летописцами, но подобные случались часто. Французские рыцари прискакали к королю Филиппу VI со срочными донесениям, но не посмели нарушить этикет — первыми обратиться к королю. И дождавшись, наконец, обращения короля, рыцари спорили меж собой о праве первым начать речь. И это все посреди отчаянно проигрываемой битвы.
Звание генералиссимус (за исключение позднейших словоупотреблений) и было неким технологическим средством, когда в Тридцатилетнюю войну в битвах сходились коалиции немецких государей. Курфюрсты, герцоги, графы, ландграфы, маркграфы… приводили свои полки, включали их в армию коалиции. Но как можно, не теряя престижа(!), какому-либо графу, курфюрсту выслушивать при своих подданных — приказ другого графа?! Если б в битве командовал император — еще ладно. И тогда талантливому, лучшему полководцу Католической Лиги, но не знатному Альбрехту фон Валленштейн и придумали звание: Генералиссимус («наивысший, генерал генералов») Священной Римской империи. С соответствующим статутом, следуя которому слушать приказы уже не было унижением. Позже это красивое звание присваивали по разным причинам, порой как политическую побрякушку. Но все-таки его происхождение — это даже НЕ за выигранные битвы, а мера ПЕРЕД битвой, чтоб избежать хаоса при следовании феодальному этикету… 

По его следам в современных правилах вежливости специального исследования не проводил, но они и так легко угадывается. Например, в простом «Позвольте пройти» — сидит корень — «воля». То есть просьба или даже приказ «Извольте…», но при этом щепетильное подчеркивание: «Это никак не умалит Вашу Волю, Ваш Статус! Вы же по своей собственной Воле разрешаете мне пройти». Яркий, хотя и сатирический пример усвоения феодально-рыцарских обычаев. Российские дворяне истово их поддерживали, но к концу 19 века, среди общего обветшания, устаревания этикета и его носителей, то бишь дворянства, родилась дивная фраза. Выталкивая из ресторанов, трактиров пьяных, буянивших господ, официанты, половые обращались: «Позвольте вам выйти вон!»… 
Отношение к женщинам и правила их поведения, поцелуи рук… — всё это родом тоже из феодализма. Капитализм, социализм — лишь упрощали, сокращали тот этикет, даже не претендуя (кроме нескольких гротескных попыток) на создание своего. Так феодальные обычаи (перевод греческого «этикет») и стали общечеловеческими. Рукопожатие, вкладывание рук или руки в протянутую руку другого человека. Первым протягивает старший по возрасту или положению — это тоже от ритуала оммажа (феодальной присяги сеньору).
Церковь была духовным отцом рыцарства и в целом военного сословия, что закреплялось присягами на верность, обрядом освящения оружия перед его вручением. Верность означала исполнение долга: служить Богу, соблюдать мир в государстве, охранять от насилия невоенное население: священников, купцов, крестьян, детей, женщин. Кодекс рыцарских доблестей включал: 

  • мужество, отвага (фр. prouesse)
  • верность, преданность (фр. loyauté)
  • великодушие (фр. largesse)
  • благоразумие (фр. le sens)
  • учтивость, куртуазность, хорошие манеры в обществе (фр. courtoisie)
  • честь (фр. honneur)
  • вольность, свободу (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном) (фр. Franchise — угадали нынешнюю «франшизу»?)

Влияние церкви на складывние феодальных отношений — постоянное, «фоновое» — имело, однако, и знаковые моменты. Так в 1204 году испанский священник Педро Альфонсо свел весь массив обычаев и правил поведения в книге «Дисциплина клерикалис». Напрямую она касалась, как следует из названия, — священнослужителей всех рангов и монахов, но именно на её основе начали составлять аналогичные пособия по гражданскому этикету для Франции, Германии, Англии, северо-итальянских княжеств. 

Рождение Империи

Подняв и кратко рассмотрев некоторые осколки феодализма, подчеркнув его имманентную иерархичность, можно перейти и к эпохе зарождения той «Пирамиды». 

После гибели Западной Римской империи и примерно до середины VIII века Римские папы были светскими подданными Восточной Римской империи («Византии»). Богословские разночтения, мечты о мировом лидерстве Римского понтифика еще только намечались, а пока светской, военной защитой для Рима среди волн набегов германских племен был Константинополь. Но его проблемы (тяжелые войны с азиатскими соседями) нарастали, защита слабела. 
Власть и сила одного из племен, лангобардов (эпонимы Ломбардии) были особенно тяжки для Рима, но, по счастью, на севере пошла успешная христианизация Королевства франков. Их король Пипин Короткий разгромил короля лангобардов Айстульфа, часть завоеванных земель передал папе Стефану III и признал его правителем нового государства: «Наследие Святого Петра» (апостол Петр — первый епископ Рима, от него Папы ведут свой счет. Впервые духовный глава западного христианского мира стал светским владетелем, хотя и весьма слабого государства).
Благодарный Стефан III 28 июля 754 года провел в Сен-Дени церемонию коронации Пипина и миропомазания его жены и сыновей Карла и Кароломана. Он — под страхом отлучения от церкви — запретил вельможам и народу избирать себе королей не из этой новой династии: Каролингов (в честь отца Пипина — Карла Мартела). Когда лангобарды в 756 году вновь осадили Рим король Пипин вновь пришел на помощь.
Сын его Карл, будущий Вели́кий, сначала чередовал поддержку Рима и союзы с лангобардами. Женился на дочери их короля Дезидерате, но в 771 году развёлся, отправил её к отцу. Собрав огромную по тем временам армию (30-40 тыс. чел) в сентябре 773 года Карл перешел Альпы. Лангобарды укрепили перевалы, но в новой решающей войне, похоже, проявилась и степень влияния Папы Адриана. Его слово отчасти деморализовало войска и в целом лангобардское королевство. Верона, Павия (столица) быстро сдались, их король Дезидерий был отвезен в… еще не Францию — Франкское государство, — где был пострижен в монахи. 

В апреле 774 года папа Адриан I встречал Карла и армию франков. Церемония отражала искреннюю религиозность короля Карла и выросший авторитет церкви: прежде чем подойти к руке Адриана, король поцеловал ступени лестницы храма Святого Петра. Став «королем франков и лангобардов», Карл в 774 году заложил фундамент будущей (нескоро) «Священной Римской империи германской нации» объединив королевства по обе стороны Альп. 
Далее он продолжал войну с язычниками-саксами, отвлекаясь на восстания лангобардов (всё более слабые). Тяжесть саксонских кампаний вынуждала Карла переходить к обороне, создавая «укреплённые рубежи», марки (так появились и маркграфы). Саксов поддерживали вест и остфалы, борьба германских языческих племен с христианским германским племенем франков — ось политики тех десятилетий.
Третьим направлением усилий Карла после Италии, Германии — стала Испания: мешанина мусульманских союзников-врагов и… неукротимые баски. Одно из крупных поражений Карла, под Сарагосой, в итоге обернулось созданием самого, пожалуй, знаменитого «культового» произведения о складывавшемся рыцарском духе, кодексе поведения: «Песнь о Роланде». — Героический арьергард спас отступавшую армию Карла от более тяжкого разгрома и на многие века прославил его командира — Роланда (маркграф бретонский Роутланд) и даже место того сражения — Ронсевальское ущелье. В Германии Карл привел к подчинению герцога Баварии, а позже столкнулся впервые и с негерманскими племенами: аварами (обры русских летописей) и славянами. Главный союзник, папа Адриан, сделал еще один шаг к созданию «пирамиды феодальных титулов» Европы: помазал (благословив назначения) юных сыновей Карла — королями. 

«Строительные блоки» феодальной пирамиды

Тут пора отвлечься от походов Карла — к наверняка возникшему вопросу: что они создали с Папой, если короли и королевства существовали в Европе и задолго до этого?

Дело в словоупотреблении. Королями ранее называли выборных вождей крупных племен. Хотя они порой и пытались передавать полномочия сыновьям, но все равно — в обстановке древней «военной демократии», шумных собраний воинов, гремевших оружием (аналог голосования). Например отец Карла — Пипин Короткий провёл в 751 году в Суассоне собрание франков, избравшее его королём. Римские папы, священники, хронисты (летописцы), единственные тогда держатели грамотности в Европе, перебирая античное наследие, себе взяли титул высших древнеримских священников: понтифекс — «строитель, покровитель мостов», так что «понтоны» — однокоренные титулу Пап. Подобрали они титул и вождям, — идущий от древнего латинского слова rex (рекс, регис). Так называли правителей Древнего Рима задолго, еще до Империи и до Римской республики. В российской традиции тех древних правителей называли «цари» (Тарквинии, Сервилий, Нума Помпилий…). А само слово rex происходит скорее всего от праиндоевропейского rḗǵs («вождь») и, кстати, родственен санскритскому радже.

Но в России труды святых Кирилла и Мефодия, давших восточным славянам письменность, не пропали даром! И западному «рекс» утвердился кирилличный аналог: «король». Это сильно искаженное «Карл», — дошедшее до славян имя Карла Великого, кстати, — первого короля, с ними воевавшего… Скромный передатчик тех филологических штудий, я все же не могу удержаться от продолжения народного, почти юмористического. Вечно воюя с западными монархами, признавали их титул, но в своем, славянском звучании: «король». А латинское rex (рекс) отдали… Выкрикните громко сей «титул» на какой-нибудь… собачьей площадке, и к вам, наверняка подбежит, виляя хвостом, — его гордый носитель… 
Итого. После «феодальной реформы» Карла и его Пап-современников короли превратились из выбираемых на сходках племен вождей — в наследственных монархов. Теперь, если вдуматься, три главных события в их жизни были связны с Богом, и Римские папы во всех трех случаях — как бы «проколировали» и предъявляли народам эту связь. 

Первое: отцу будущего монарха надо было создать семью. 
Второе: самому будущему монарху, наследнику, надо было родиться в семье короля. 
Третье: по смерти отца королю надо было благословиться на царствование. 

Все три момента были недействительны без церковных процедур, таинств: венчание его родителей, крещение наследника, помазание на царствование. Сын, рожденный вне церковного брака (бастард) не мог стать королем — отсюда и значительная часть приключений феодальной эпохи. Редкие исключения: разводы, усыновления бастардов — всё это так же (раз)решала только Церковь, Папа. И поскольку король эпохи феодализма — был «детищем Папы», он и мог присваивать этот титул главам новых королевств, учреждаемых или в процессе дробления Империи, или при вхождении какой-либо территории в католический мир. Так мы и добрались до оснований того момента, когда Папа Иннокентий IV предложил королевские титулы русским князьям: Даниил Галицкий согласился, Александр Невский отказался. 
Стоявшие на ступень ниже королей ге́рцоги тоже происходили из племенных вождей. К употребимому у нас близок только германский herzog, а французский duc (в т.ч. дюк Ришелье), английский duke, итальянский duca, идут от латинского duco «веду». Ниже их — графы, превратившиеся так же из командиров племенных подразделений — в территориальных чиновников Карла с подразделениями: пфальцграф (управление дворцом пфальц и прилегающей местности), маркграф (управлял укрепленным рубежной областью —маркой). Еще ниже — шевалье, барон и виконта («помощник», однокоренной церковному викарию). Со временем должности стали титулами. Приведена феодальная пирамида обобщенно-европейская, отдельные страны вносили существенные различия. Принятые обращения:

  • к королю/королеве — Ваше Величество;
  • к принцу/принцессе или герцогу королевской крови — Ваше Высочество;
  • к герцогу/герцогине и князю/княгине — Ваша светлость;
  • к графу/графине, маркизу/маркизе — Ваше сиятельство
  • к остальным — Ваша милость.

Внезапная коронация

Юбилейный 800 год действительно выделился в хронологическом ряду…

Нет, заговор знатных римских фамилий и арест папы Льва III, требования отречься, угрозы ослеплением… — на какую-то исключительность не тянули: римские будни. Но в тот раз Карл (пока король) был неподалеку. Папа сумел сбежать и добраться до его резиденции. Выдающийся советник Карла, ученый, поэт Алкуин настоятельно рекомендовал вмешаться, и Карл почти полгода разбирал в Риме взаимные претензии Льва III и римской знати, решил дело в пользу Папы. И 25 декабря, на Рождество, во время праздничной мессы в базилике Святого Петра — Папа Лев неожиданно(?) подошел к Карлу и возложил ему на голову императорскую корону. Вся свита и стоявшие в соборе римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император!» — Хронисты упоминают растерянность и даже недовольство Карла, утверждавшего позже: Я не пошёл бы даже в храм, несмотря на Рождество, — знай о таком «экспромте» Папы.

Что стояло за этой скромной неготовностью? 

Император в мире, Европе — тогда был один — в «Риме № 2»...

Краткая предыстория. Последний император единой Римской империи Феодосий I перед смертью в 395 году разделил её на Западную и Восточную. На Западе в Риме стал править его сын Гонорий, на Востоке, в Константинополе, другой сын — Аркадий. Варвары нападали на обе части, но на Востоке нашли свой устойчивый «модус вивенди» (оказалось — на тысячу лет). А на Западе, кроме прочего подкачала… демография. Развитая цивилизация как враг деторождения — феномен древний. Императоры вводили почетный статус «Отец трех сыновей»: вырастивший их имел какие-то привилегии, почет. Но вскоре дошло до коррупции в этом деле, звание покупали. Или даже императоры его даровали — за какие-то иные заслуги, порой реальные. Над патрициями, свершившими на благо Рима что-то значительное и потребовавшими в награду те «Права отца троих», сатирики горестно острили: «А не проще было бы…» 
От варваров защищались отрядами обученных других варваров. Именно бывшие на службе Рима, «но передумавшие» — стали тяжелейшей проблемой. В 401 году напали вестготы во главе с Аларихом, ранее состоявшем на римской службе. Были отбиты с помощью вандалов (германское племя такое). Вандал Стилихон был последним деятельным защитником Рима. 
Позже Рим (город) несколько раз брали, разграбляли. Очередного германского вождя Одоакра римский Сенат (странно сохранившееся жалкое подобие) признал: патрицием, подлинным римлянином и предложил «императорствовать». Но подумав, оглядев предлагаемую «империю», Одоакр отказался и в 476 году отослал в Константинополь знаки императорской власти: диадему и пурпурную мантию… Finita. 
Следующие века империя в Европе была одна — Восточная («Византия»), — и решиться стать вторым, несмотря на все свои королевские успехи, Карлу было очень непросто: вот что стояло за той нерешительностью в базилике Святого Петра.

Первые «трещины на льдине» христианского мира

Ранее был рассказ о том, почему городов — «апостольских кафедр» — на Востоке оказалось четыре (Иерусалим, Александрия, Антиохия, Константинополь), а на Западе только — Рим. И как, почему епископы «апостольских кафедр» стали соответственно: Патриархами и Папой. Богословские споры Востока и Запада, а чаще их общая борьба с ересями принадлежали периоду еще единой христианской церкви. Разночтения накапливались, но именно в эпоху первого возрождения Западной Римской империи они подкрепились политической волей светской власти, то есть Карла Великого. 
Хронисты фиксировали, как осторожно он принял благословение на императорство, как пытался успокоить Константинополь. Но то, что хронически восстававшие против него итальянцы вступали в союз с византийцами, указало ему на потенциально главного противника — Константинополь. И государственный взгляд Карла подсказал ему пункт, по которому можно наиболее радикально отделить свою Западную церковь. 

Filioque

Подозревают, что Филиокве впервые возникло в Испании как защитная мера против ариан, отрицавших Троицу, единосущность которой им решили подтвердить тем, что якобы Дух Святой исходил не только от Отца, но и от Сына. Испанская церковь вставила Filioque в символ веры ещё на Толедском соборе (589 г.), откуда пошло определение: «испанская новинка». Далее оно распространилось к франкам, и весьма понравилось окружению Карла Великого, скорее всего как пункт противостояния Константинополю. Но Римские папы поначалу (исторический факт!) упорно сопротивлялись добавлению Filioque. Даже короновавший Карла Великого папа Лев III писал ему в 808 году, что считает Filioque относительно приемлемым пунктом, но все же изменяющим общую (пока) формулировку Символа Веры. Знаменитые серебряные таблички Льва III в соборе св. Петра содержат текст Никео-Цареградского символа, гласящего о Святом Духе: «Верую… в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и сославимого». Без Filioque. 
В Константинополе сначала не уделяли внимания Filioque, но когда уделили — выступили резко против: «Любые изменения могут вноситься в Символ Веры только Вселенским собором». Сигналом были «перетягивания каната» в Болгарии: миссионеры из Германии учили новому Символу Веры, из Византии — правильному, старому, без Filioque. Собор в Константинополе 867 года объявил об отлучении папы Римского Николая, который перешел от нейтралитета Папы Льва к резкому противостоянию. Механизм Великого Разделения церквей был запущен.

Папы эпохи Карла Великого

Стефан III (или IV) (понтификат 768—772 гг.). Родился на Сицилии в семье простолюдина. Монах-бенедиктинец. Соперничество антипап Константина и Филиппа косвенно способствовало его возвышению. Весь понтификат папа Стефан боролся с лангобардами, помогал франкским королям.
Адриан I (772—795 гг.). Римлянин, потомок римского консула, герцога Теодата. Также Верный союзник короля франков Карла Великого. Но при нем вернулось единство с Востоком, во многом благодаря византийской императрице, будущей святой Ирине. На Втором Никейском (VII вселенском) соборе под председательством Константинопольского патриарха послы папы были приняты с почетом. Характерно, что Карл почувствовал в этом угрозу организовал контр-собор во Франкфурте.
Лев III (795—816). «Каролингское возрождение» во многом связано с усилиями Папы. К императорскому двору приходили талантливые люди той эпохи. Переписка древних рукописей монахами была оставлена на поток. Монастырские школы стали предтечами университетов Европы. В сельском хозяйстве утвердилось прогрессивное трехполье, развивались архитектура, техника. При всем подчинении Карлу все же Лев ІІІ отказался включить в Символ веры тезис Filioque.

Конец эпохи

Впервые восстановивший Западную империю Карл по сей день упоминается с эпитетом «Отец Европы» (лат. Pater Europae): основатель династии Каролингов, «отец Каролингского возрождения». 

Еще до кончины его поджидал весьма поучительный поворот исторического сюжета. Германские племена, в том числе франки, покорили Западную Римскую империю — сильные, обучаемые, с прекрасной демографией — вытеснили утонченных римлян. Но в самые последние годы Карла явились из Скандинавии еще более могучие, неукротимые племена (первыми были даны, эпонимы Дании, покорители Англии) викинги, норманны. Вскоре они появятся в России как варяги.
Император умер в январе 814 года, похоронен в дворцовой церкви Ахена. Наследовал ему сын Людовик Благочестивый, при преемниках которого империя, основанная Карлом Великим, распалась. При всей энергичной помощи Папам (но и столь же энергичном вмешательстве в их дела), эпитетами Великий, Отец Европы, — канонизирован Карл не был. Через полтора века испытывавший к нему особую симпатию император (уже другой — «Священной Римской империи германской нации») добился-таки канонизации Карла в 1166 году. Считается, что именно для этого он поставил в Риме антипапу Пасхалия III (1164—1168). 
Столь почитавший Карла император был, безусловно, самый известный (спроси любого!) в России: германский император Фридрих I. Известный благодаря названному в честь него военно-стратегическому Плану 1940-х годов. Тогдашний правитель Германии, испытывавший к Фридриху I такой же пиетет (за лихие нападения на славян, Константинополь) как Фридрих — к Карлу… он и потребовал назвать План именем его исторического прозвища: «Барбаросса». Однако обе инициативы закончились печально: для одного соавтора «Плана Барбароса» — подвалом магазина в Сталинграде, пленом, для второго — вынужденной дегустацией цианистого калия в берлинском бункере. 

Но и их кумир Фридрих I Барбаросса (во время Третьего Крестового похода купаясь в турецкой речушке, утоп) так и не смог увековечить своего кумира: поставленного им антипапу Пасхалия III вскоре прогнали, папа Александр III (1159—1181) не признал Карла святым, и позже к теме канонизации императора франков католическая церковь не возвращались.

5
1
Средняя оценка: 4.25
Проголосовало: 4