Окно на восток: Сибирь духовная в петровскую эпоху

ОКОНЧАНИЕ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ

Возведение степных военных укреплений 

В 1717 г. подполковником Ф. Матигоровым Ямышевская крепость была восстановлена, и по чертежу инженера-фортификатора Календера острог был переделан в крепость...

В дальнейшем Ямышевская крепость имела гарнизон численностью 467 человек (две роты), под началом капитана. Уже в первой четверти XVIII века крепость стала важным пунктом торговли русских купцов со Средней Азией. Кроме того, в том же году на Иртыше для сообщения Ямышевской крепости с Омской под руководством тарского сына боярского Павла Свирского сооружена Железинская крепость.. 
В 1718 г. отряд Василия Чередова заложил Семипалатинскую крепость. В тот же год из Тобольска была снаряжена крупная экспедиция во главе с опытным фортификатором подполковником Прокофием Ступиным с отрядом из солдат, казаков, вооруженная артиллерией. П. Ступину приказано было «не затевать ссоры» с ойратами, и даже при нападениях с их стороны обороняться и стараться убедить в отсутствии «враждебных намерений против них». 

В 1718 г. подполковник Прокофий Ступин из Ямышевской крепости направил до озера Нор-Зайсан экспедицию в количестве 200 человек под командованием капитана Инея «для проведывания пути водою вверх Иртыша реки и осмотру лесов и пристанных мест, где можно построить по Иртышу реке крепость». Экспедиция от Ямышевской крепости прошла вверх по Иртышу на «малых лотках» до нынешнего Усть-Каменогорска за 6 недель, «да через Камень 6 дней, а от Камня до Зайсана озера 3 недели». Были обследованы берега озера, но не найдено мест, пригодных для строения крепости, «потому, что камень и песок, а лесов нет».
Эта экспедиция принесла первые для русской науки наиболее достоверные сведения об озере Нор-Зайсан и верховьях реки Иртыш. Осенью 1718 г. крепость Семипалатная под наблюдением подполковника П. Ступина была «укреплена и приведена в полное вооружение». Она в дальнейшем сыграла важную роль при продвижении в верховья Иртыша и Западного Алтая. Семипалатинск служил передаточным и обменным пунктом в торговле между Россией и Казахстаном, Средней Азией и Китаем.

Пётр I не забыл про золото…

Как уже упоминалось, в 1719 г. в Сибирь был отправлен гвардии майор И.М. Лихарев с поручением разобраться в причинах неудачного похода Бухгольца и выяснить насколько реально наличие так называемого «яркентского золота». Кроме экспедиционных задач ему поручалось в Сибири «там разыскать о худых поступках бывшего губернатора Гагарина… о нем, Гагарине, сказывать, что он, Гагарин, плут и недобрый человек и в Сибири уже ему губернатором не быть, а будет прислан на его место иной». Согласно указу Петра I Ивану Лихареву приказано было продолжить военный поход в верховья Иртыша: 

«…Как доброму и честному офицеру надлежит… всеми мерами освидетельствовать по сказкам помянутого Гагарина и подполковника Бухгольца о золоте…, подлинно ль оное есть и от кого он, Гагарин, сведал, тех людей сыскать, так же и других ведомцев. Ежели найдутся оные, ехать с ними до тех крепостей, где посажены наши люди, и там разведать стараться сколько возможно, дабы дойтить до Зайсана озера. И ежели туда дойтить возможно и там берега такие, что есть леса и прочие потребности для жилья, то построить у Зайсана крепость и посадить людей.
А как туда едучи, так и построя крепость, проведывать о пути от Зайсана озера к Иркети, сколько далеко и возможно ль дойтить, также нет ли вершин каких рек, которые подались к Зайсану, а впадали в Дарью реку и Аральское море. Сие все чинить, сколько возможно, а в газард не входить, чтобы даром людей не потерять и убытку не учинить. Также розыскать о подполковнике Бухгольце, каким образом у него Ямышевскую крепость контайшинцы взяли, также и о прочих его худых поступках свидетельствовать; и о том о всем, что тебе к тем делам будет потребно, Сибирской губернии к ландратам и прочим управителям послужной указ послан. Петр. Генваря 18 день 1719 году». 

Как видим, Петр I действовал планомерно не только на западном направлении. Разгромив главного своего противника шведского короля Карла XII, он приступил к освоению южных территорий Сибири. Его не остановили первые неудачи, и он сделал все, чтоб принесенные при этом жертвы не оказались напрасными. В результате южные укрепленные границы встали на пути степных кочевых народов, безнаказанно до этого разорявших русские крестьянские поселения. Тем самым он заложил основу для установления дипломатических и торговых отношений с ближайшими соседями Центральной Азии. 

Сибирь духовная

Но картина эпохи Петра была бы далеко не полной, если не рассмотреть духовную составляющую происходящих в России реформ и преобразований. Дело в том, что конфликт между иерархами церкви и государственной властью начался еще при отце Петра Алексеевича — Алексее Михайловиче Тишайшем. Возник он благодаря желанию патриарха Никона противопоставить себя царю. И, как известно, закончился для него довольно плачевно. Результатом стал церковный раскол, который тяжелым бременем лег и на плечи Петра. Нельзя сказать, что Петр не доверял церкви, но именно он положил конец патриаршеству в стране и возложил на себя прерогативу управления церковью. В результате был создан Святейший Синод, просуществовавший вплоть до 1917 г. 
Надо полагать, Петра не устраивала малограмотность рядового духовенства, в том числе и некоторых архиереев. Поэтому он обратил свое внимание на выпускников Киево-Могилянской академии, имевших куда более солидную подготовку, нежели представители московской школы. После того, как в 1700 г. пост Сибирского митрополита покинул в силу ряда причин Игнатий (Римский-Корсаков), сибирская митрополия долгое время находилась без главенства кого-либо. И лично Петр направил на Тобольскую кафедру Димитрия (Туптало), надеясь, что он наведет здесь должный порядок и организует школы для детей духовенства. Но в силу слабого здоровья тот отказался от поездки в Сибирь и управлял митрополией, пребывая в Ростове Великом (1701—1702 гг.) 

Поэтому через какое-то время Петр направил в Сибирь другого киевлянина, Филофея (Лещинского) (1702—1711 гг.) Именно он стал исполнителем указов Петра: открыл в Тобольске первую школу, с миссионерской целью совершил несколько экспедиций по Иртышу и Оби, в результате чего, по некоторым данным, окрестил до 40 000 местных язычников. Но из-за ухудшения здоровья он принял схиму и удалился на покой в Тюменский Троицкий монастырь. И на смену ему был направлен еще один представитель Малороссии Иоанн (Максимович) (1711—1715 гг.) 
По легенде, у него было столкновение с Александром Меншиковым, который, будучи в ярости, пообещал ему ссылку в Сибирь, на что митрополит Иоанн резонно ответил, что и тому никак не миновать Сибири. Известно, что с Петром у будущего сибирского святого установились доверительные взаимоотношения, и он даже предсказал, что русская армия во время решительного столкновения со шведами разгромит их. Так или иначе, но российский реформатор на важные посты подбирал людей, которым доверял и надеялся, что они не будут создавать за его спиной какие-то заговоры и не исполнять возложенных на них поручений. 

Завещание потомкам

В Сибирь митрополит Иоанн прибыл в преклонном возрасте, с подорванным здоровьем, но своим благочестием и воистину христианской любовью к ближнему быстро завоевал доверие не только тоболяков, но и всего проживающего за Уралом православного населения. Нашел он общий язык и с первым сибирским губернатором князем Гагариным, хотя ни разу не принял участия в торжествах по тому или иному случаю, проходящих у того в покоях. Скончался он во время молитвы у себя в келье, стоя на коленях, а уже через короткий срок его почитали как святого. Символично, что канонизирован он был Николаем II незадолго до отречения того от престола и стал последним русским православным святым в досоветский период. 
Филофей (Лещинский) возглавил сибирскую епархию после кончины митрополита Иоанна и какое-то время, будучи схимонахом, управлял ей до 1720 г. Скончался в Тюмени 31 мая 1727 г. на 77 году жизни. И также был причислен к лику святых...

Как видим, реформаторская деятельность Петра затронула в Сибири не только основы административного управления, но и духовную сферу. Украинские митрополиты находились на Тобольской кафедре значительную часть XVIII столетия, и лишь Екатерина II направила в Тобольск в 1763 г. выпускника Московской духовной академии Варлаама (Петрова). Но это уже другая историческая эпоха, впрочем, напрямую связанная с теми основами, что заложил первый российский император Петр Великий, сделавший Сибирь единой частью созданной им империи. 
…Личность и деятельность Петра I до сих пор вызывают жаркие споры среди как отечественных, так и зарубежных историков. Одни считают проведенные им реформы чересчур стремительными и до конца незавершенными, в то время как другие превозносят его как талантливого политика и военачальника. Так или иначе, гений Петра полностью изменил не только уклад российской жизни, но и вектор дальнейшего развития страны. 

Путь, по которому мы идем уже в течение трех столетий, был проложен им самим и его сподвижниками, на чьи плечи легла нелегкая судьба исполнять все задуманное первым российским императором. Потому и судьба многих из них оказалась столь трагична, что они продолжали жить и мыслить по старым канонам, в то время как сам Петр едва ли не на столетие предвосхитил будущее Российской державы, сковав прочной цепью все ее звенья от моря до моря. И дай нам Бог силы и мудрость сохранить в целости эту землю, завещанную нам предками… 

5
1
Средняя оценка: 3.18182
Проголосовало: 11