Зелёные Святки
Зелёные Святки
31 мая 2015
2015-05-31
2017-04-20
133
Юрий Милославский
Зеленые Святки
День Св. Троицы. Пятидесятница
«Сошествие Святаго Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, - говорится в заметках известного в Русском Церковном Зарубежье, а теперь и в Отечестве, инока-иконописца Григория (Круга). - Возникшее в определенных условиях, имеющее свое начало, оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут».
Трижды за историю нашего спасения Третья Ипостась Божия - Дух Святый - видимо, слышимо и ощутимо для твари являла Себя «споклоняема и сславима со Отцем и Сыном», - ибо «глаголавшаго Про¬роки» Духа Свята мир ветхозаветный знал всегда: Он был «во всякой душе чис¬той, без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела» (еп. Инно¬кентий Херсонский). Дух Святый Божий невидимо пребывал во Святая Святых Иерусалимского храма, - но отошел, когда Господь «испустил дух» на Кресте; знаком отшествия и предвестником гибели Иерусалима стало грозное знамение: «...завеса в храме [отделяющая Святая Святых - ЮМ] раздралась на-двое, сверху до низу (Матф., 16; 37-38); описание этого события мы находим не только в Евангелиях, но и в талмудическом трактате, где указывается и достаточно точная дата произошедшего – за сорок лет до разрушения храма, т.е., в 30-м году по РХ , в год Распятия.
Нам была дарована Тройческая полнота в Богоявлении (Крещении Господнем) на Иордане; позже Дух Святый озарил апостолов нетварным светом Фаворским в чуде Преображения; и, наконец, «огненныя языки, раздаяше, в соединение всех призва» - в Сионской Горнице на Пятидесятницу. Но самая возможность принятия человеком – даров Святаго Духа - имеет своим истоком встречу Живоначальной Троицы в образе Трех Странников о праотцем Авраамом- другом Божиим.
"И явился ему Господь у дубравы Мамвре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыко! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт., 18,1-3).
Как следует из Писания, к Трем Мужам Друг Божий обратился в единственном числе. Затем Авраам «побежал к стаду, и взял теленка нежного и хорошего» (Быт.,18; 7). Однако, - продолжает иной иудейский трактат, «теленок выскользнул из его рук и скрылся в пещере Махпела [т. е. «двойной. удвоенной» - великой святыне мусульман и иудеев – ЮМ]. Проникнув в пещеру Авраам остановился, пораженный чудным видением: озареныe огнем лампад, в гробнице покоились Адам и Ева, и благоухание исходило от первородной четы. Эту пещеру Авраам избрал местом вечного упо¬коения для себя и для жены своей Сарры».
Свет Духа Свята, воспринятый праотцем как лампадный, озарил спящих во гро¬бе первосотворенных, - и этот свет до поры предварял неугасающее, покуда пребывали там Иосиф и Мария с Младенцем, - сияние под сводами Рождественского вертепа, затем - ослепительный блеск на вершине Фавора - и, наконец, огни над апостольскими главами в Сионской Горнице.
Дубрава Мамвре находилась на склонах лощины к западу от тогдашнего Хеврона. А Дуб Мамврийский (или иначе Авраамов), под сенью ветвей которого праотец принимал Таинственных Гостей, чу¬десным образом уцелел и поныне, передав жизнь многочисленным отросткам.
«Стар, очень стар этот Патриарх исчезнувших лесов Палестины, - сказано в путевых очерках известного русского путешественника и этнографа А. В. Елисеева (С русскими паломниками по Святой Земле весной 1884 года, СПб, 1885). - Много посохло его, но он все-таки живет и, хотя не каждый год, но приносит плоды... . Маститому дубу, по самым старательным моим вычислени-ям, никак не менее 4-5 000 лет, судя по числу слоев его третичных и чет¬вертичных ветвей, разрезы коих мне приходилось наблюдать». Добавим, что Алек¬сандр Васильевич был наблюдателем чрезвычайно въедливым, придирчивым, сугубо подозрительным и крайне недоверчивым. Если б в нем зародилось самомалей-шее: чувство того, что какие-нибудь «монахи» пытаются ввести паломников в заблуждение – его гневное перо разнесло бы обманщиков в пух и прах; кни¬га Елисеева буквально переполнена подобными разоблачениями и обличениями, - кстати, не всегда справедливыми.
Христианские авторы XVII ст. упоминают о Дубе Авраамовом в своих «проскинитариях», притом что указуемое ими месторасположение дерева в точности совпадает с теперешним.
Знаменитый игумен Даниил, посетивший Св. Землю при короле Иерусалимском Бoлдуине Первом, рассказывает: "А от Вифлеема на юг лиць Хеврон пещера Сугубая и дуб Мамбрийский. ... Есть же дуб-от у пути на близу, тамо идучи на правой руце; и стоит красен на горе высоке. ...И ту стоял шатер Авраамов близ дуба того к востоку лиць. И есть дуб-от не велми высок, кроковат (кроколоват, т.е. раскидист – ЮМ) и част ветми и плод мног на нем есть».
Участок земли, на котором возрос Дуб Мамврийский, был, - вместе с прочими важнейшими участками на Св. Земле, - приобретен в русское владение приснопамятным архимандритом Антонином (Капустиным) – начальником Русской Духовной Миссии.
Урочище «Хирбет-эн-зибта», на которую предание указывало как на библейскую дубраву Мамвре, принадлежало семейству некоего Ибрагима Шаллуди (или Ш'луди) История покупки Дуба стоит того, чтобы остановиться на ней поподробнее.
Арх. Антонин, тогда еще сравнительно недавно назначенный начальником Миссии, в очередной раз проявляет свои, внушающие уважительный трепет, качества: деловую хватку, упорство, и понимание местного, как теперь иногда выражаются «культурного кода».
Открыто приобретать землю в этих краях допускалось лишь для подданных Оттоманской империи. И вот здесь-то и сыграл свою роль знаме¬нитый некогда миссийский драгоман (толмач, переводчик) Яков Егорович Халеби.
- Яков Егорович украсил мою жизнь, - сказал о нем обыкновенно не склонный к чувствительным восклицаниям о. Антонин Капустин.
«Зимой 1868 года он [Халеби - ЮМ] явился в Хевроне под видом купца из Алеппо. Я. Е. осторожно играя- свою роль, якобы закупая товары, вращаясь среди хевронских торговцев, пробыл там довольно долго. Наконец, после длительных и томительных переговоров, комбинаций, предосторожностей, бесчисленных бакшишей, Шаллуди продал участок земли с Дубом Якову Егоровичу, на что был не¬медленно составлен законный владельческий акт.» (Архимандрит Киприан Керн. О. Антонин Капустин. Белград, 1934).
22 мая 1871 года у Дуба Мамврийского была совершена первая Литургия, и по сегодня, на третий день Пятидесятницы миссийское духовенство совершает Литургии на переносном престоле под деревом — от коего пошли все наши троицкие березки.
Большой трехпрестольный храм во имя св. Праотцев был начат постройкою только в 1907 году, при начальнике Миссии архимандрите Леониде (Сенцове). Завершились работы – только в 1925 году.
«Легко восстановить, как шли Странники,- говорится в путеводителе «Святая Земля» (Париж, 1960). - Скорее всего, они спустились в хевронскую долину с северо-запада, и Авраам, сидевший в полдневный жар в тени своего шатра, увидел их на склоне горы, на которой теперь стоит русский собор и дом для паломников.».
Архимандриту Киприану, чью книгу мы выше упомянули, еще от очевидцев пришлось слышать о встрече верного драгомана Халеби с отцом Антонином в Ирусалиме. «О. архимандрит ожидал приехавшего у входа в зал на лестнице в здании Миссии. Как только Яков Егорович увидел еще снизу фигуру он Анто-нина, он радостно взбежал на лестницу, помахивая договором и крича: 'Дуб – русский, дуб - русский!' О. Антонин радостно раскрыл ему свои объятия и расцеловал.»
P.S.
Из дневниковых заметок 1983 года:
Неохватный, бугорчато-корявый ствол Дуба Мамврийского окован железными обручами и зацементирован; но еще лет двадцать пять тому назад он стал растрескиваться и вдоль и поперек, на что ука¬зывал еще покойный настоятель Свято-Праотеческого храма о. игумен Игнатий (Ракша); он же поведал автору этих строк о поверии, согласно которому полное увядание древа Авраамова связано с концом земного мiра.
...Ствол разошелся на несколько ответвлений. Лишь, примерно, четвертая часть ветвей по-прежнему покрыта темноватыми некрупными листьями. ... Тот, кому посчастливится, получит на память один-два плотных кругловатых желудя.
Бережно спрятав их, счастливец осенит себя крестным знамением, глядя на образ Пресвятыя Троицы, прикрепленный к реберчатой мощной коре.
«Сошествие Святаго Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, - говорится в заметках известного в Русском Церковном Зарубежье, а теперь и в Отечестве, инока-иконописца Григория (Круга). - Возникшее в определенных условиях, имеющее свое начало, оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут».
.
Трижды за историю нашего спасения Третья Ипостась Божия - Дух Святый - видимо, слышимо и ощутимо для твари являла Себя «споклоняема и сславима со Отцем и Сыном», - ибо «глаголавшаго Про¬роки» Духа Свята мир ветхозаветный знал всегда: Он был «во всякой душе чис¬той, без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела» (еп. Инно¬кентий Херсонский). Дух Святый Божий невидимо пребывал во Святая Святых Иерусалимского храма, - но отошел, когда Господь «испустил дух» на Кресте; знаком отшествия и предвестником гибели Иерусалима стало грозное знамение: «...завеса в храме [отделяющая Святая Святых - ЮМ] раздралась на-двое, сверху до низу (Матф., 16; 37-38); описание этого события мы находим не только в Евангелиях, но и в талмудическом трактате, где указывается и достаточно точная дата произошедшего – за сорок лет до разрушения храма, т.е., в 30-м году по РХ , в год Распятия.
.
Нам была дарована Тройческая полнота в Богоявлении (Крещении Господнем) на Иордане; позже Дух Святый озарил апостолов нетварным светом Фаворским в чуде Преображения; и, наконец, «огненныя языки, раздаяше, в соединение всех призва» - в Сионской Горнице на Пятидесятницу. Но самая возможность принятия человеком – даров Святаго Духа - имеет своим истоком встречу Живоначальной Троицы в образе Трех Странников о праотцем Авраамом- другом Божиим.
"И явился ему Господь у дубравы Мамвре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыко! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт., 18,1-3).
Как следует из Писания, к Трем Мужам Друг Божий обратился в единственном числе. Затем Авраам «побежал к стаду, и взял теленка нежного и хорошего» (Быт.,18; 7). Однако, - продолжает иной иудейский трактат, «теленок выскользнул из его рук и скрылся в пещере Махпела [т. е. «двойной. удвоенной» - великой святыне мусульман и иудеев – ЮМ]. Проникнув в пещеру Авраам остановился, пораженный чудным видением: озареныe огнем лампад, в гробнице покоились Адам и Ева, и благоухание исходило от первородной четы. Эту пещеру Авраам избрал местом вечного упо¬коения для себя и для жены своей Сарры».
Свет Духа Свята, воспринятый праотцем как лампадный, озарил спящих во гро¬бе первосотворенных, - и этот свет до поры предварял неугасающее, покуда пребывали там Иосиф и Мария с Младенцем, - сияние под сводами Рождественского вертепа, затем - ослепительный блеск на вершине Фавора - и, наконец, огни над апостольскими главами в Сионской Горнице.
.
Дубрава Мамвре находилась на склонах лощины к западу от тогдашнего Хеврона. А Дуб Мамврийский (или иначе Авраамов), под сенью ветвей которого праотец принимал Таинственных Гостей, чу¬десным образом уцелел и поныне, передав жизнь многочисленным отросткам.
«Стар, очень стар этот Патриарх исчезнувших лесов Палестины, - сказано в путевых очерках известного русского путешественника и этнографа А. В. Елисеева (С русскими паломниками по Святой Земле весной 1884 года, СПб, 1885). - Много посохло его, но он все-таки живет и, хотя не каждый год, но приносит плоды... . Маститому дубу, по самым старательным моим вычислени-ям, никак не менее 4-5 000 лет, судя по числу слоев его третичных и чет¬вертичных ветвей, разрезы коих мне приходилось наблюдать». Добавим, что Алек¬сандр Васильевич был наблюдателем чрезвычайно въедливым, придирчивым, сугубо подозрительным и крайне недоверчивым. Если б в нем зародилось самомалей-шее: чувство того, что какие-нибудь «монахи» пытаются ввести паломников в заблуждение – его гневное перо разнесло бы обманщиков в пух и прах; кни¬га Елисеева буквально переполнена подобными разоблачениями и обличениями, - кстати, не всегда справедливыми.
Христианские авторы XVII ст. упоминают о Дубе Авраамовом в своих «проскинитариях», притом что указуемое ими месторасположение дерева в точности совпадает с теперешним.
Знаменитый игумен Даниил, посетивший Св. Землю при короле Иерусалимском Бoлдуине Первом, рассказывает: "А от Вифлеема на юг лиць Хеврон пещера Сугубая и дуб Мамбрийский. ... Есть же дуб-от у пути на близу, тамо идучи на правой руце; и стоит красен на горе высоке. ...И ту стоял шатер Авраамов близ дуба того к востоку лиць. И есть дуб-от не велми высок, кроковат (кроколоват, т.е. раскидист – ЮМ) и част ветми и плод мног на нем есть».
.
Участок земли, на котором возрос Дуб Мамврийский, был, - вместе с прочими важнейшими участками на Св. Земле, - приобретен в русское владение приснопамятным архимандритом Антонином (Капустиным) – начальником Русской Духовной Миссии.
Урочище «Хирбет-эн-зибта», на которую предание указывало как на библейскую дубраву Мамвре, принадлежало семейству некоего Ибрагима Шаллуди (или Ш'луди) История покупки Дуба стоит того, чтобы остановиться на ней поподробнее.
Арх. Антонин, тогда еще сравнительно недавно назначенный начальником Миссии, в очередной раз проявляет свои, внушающие уважительный трепет, качества: деловую хватку, упорство, и понимание местного, как теперь иногда выражаются «культурного кода».
Открыто приобретать землю в этих краях допускалось лишь для подданных Оттоманской империи. И вот здесь-то и сыграл свою роль знаме¬нитый некогда миссийский драгоман (толмач, переводчик) Яков Егорович Халеби.
- Яков Егорович украсил мою жизнь, - сказал о нем обыкновенно не склонный к чувствительным восклицаниям о. Антонин Капустин.
«Зимой 1868 года он [Халеби - ЮМ] явился в Хевроне под видом купца из Алеппо. Я. Е. осторожно играя- свою роль, якобы закупая товары, вращаясь среди хевронских торговцев, пробыл там довольно долго. Наконец, после длительных и томительных переговоров, комбинаций, предосторожностей, бесчисленных бакшишей, Шаллуди продал участок земли с Дубом Якову Егоровичу, на что был не¬медленно составлен законный владельческий акт.» (Архимандрит Киприан Керн. О. Антонин Капустин. Белград, 1934).
22 мая 1871 года у Дуба Мамврийского была совершена первая Литургия, и по сегодня, на третий день Пятидесятницы миссийское духовенство совершает Литургии на переносном престоле под деревом — от коего пошли все наши троицкие березки.
Большой трехпрестольный храм во имя св. Праотцев был начат постройкою только в 1907 году, при начальнике Миссии архимандрите Леониде (Сенцове). Завершились работы – только в 1925 году.
«Легко восстановить, как шли Странники,- говорится в путеводителе «Святая Земля» (Париж, 1960). - Скорее всего, они спустились в хевронскую долину с северо-запада, и Авраам, сидевший в полдневный жар в тени своего шатра, увидел их на склоне горы, на которой теперь стоит русский собор и дом для паломников.».
Архимандриту Киприану, чью книгу мы выше упомянули, еще от очевидцев пришлось слышать о встрече верного драгомана Халеби с отцом Антонином в Ирусалиме. «О. архимандрит ожидал приехавшего у входа в зал на лестнице в здании Миссии. Как только Яков Егорович увидел еще снизу фигуру о. Антонина, он радостно взбежал на лестницу, помахивая договором и крича: ‘Дуб – русский, дуб – русский!’ О. Антонин радостно раскрыл ему свои объятия и расцеловал.»
.
P.S.
Из дневниковых заметок 1983 года:
.
Неохватный, бугорчато-корявый ствол Дуба Мамврийского окован железными обручами и зацементирован; но еще лет двадцать пять тому назад он стал растрескиваться и вдоль и поперек, на что указывал еще покойный настоятель Свято-Праотеческого храма о. игумен Игнатий (Ракша); он же поведал автору этих строк о поверии, согласно которому полное увядание древа Авраамова связано с концом земного мiра.
...Ствол разошелся на несколько ответвлений. Лишь, примерно, четвертая часть ветвей по-прежнему покрыта темноватыми некрупными листьями. ... Тот, кому посчастливится, получит на память один-два плотных кругловатых желудя.
Бережно спрятав их, счастливец осенит себя крестным знамением, глядя на образ Пресвятыя Троицы, прикрепленный к реберчатой мощной коре.