Освобождение Украины от нацизма: что думают люди. Часть третья

О том, что изменилось на третьей неделе специальной военной операции российской армии на Украине в общей ситуации и настроениях местных жителей.

Как и при работе над предыдущими материалами:
https://webkamerton.ru/2022/02/osvobozhdenie-ukrainy-ot-nacizma-chto-dumayut-lyudi https://webkamerton.ru/2022/03/osvobozhdenie-ukrainy-ot-nacizma-chto-dumayut-lyudi-chast-vtoraya
автор опирался на информацию от знакомых, проживающих в южных районах Киевской области и Киеве, полученную благодаря общению через интернет-мессенджеры.

Исходя из мнений большинства моих собеседников, первый «шок», вызванный началом спецоперации, уже прошёл. Как минимум в тех районах, где непосредственные боевые действия не ведутся. Хотя людей, конечно, напрягают уже не только периодически воющие сирены воздушной тревоги, но и периодически слышащаяся отдалённая канонада, по слухам, от залпов «Градов».
В социально-экономическом плане ситуация у большинства моих собеседников относительно улучшилась. Очередей за хлебом практически нет, в отличие от последних дней февраля, когда большую часть выпеченного разбирали ещё на хлебозаводах, занимая очереди в расположенные там ларьки едва ли не затемно. Есть пока очереди за крупами, макаронами, ещё некоторыми товарами, но это вызвано не столько отсутствием подвоза, сколько нерасторопностью части местных коммерсантов.
Те, которые ищут способ найти популярные товары для продажи, его находят. То ли пробираясь окольными путями в полуокружённый Киев, то ли посылая автомашины куда-нибудь в Черкассы или Полтаву, где, опять же по слухам, военные действия (как минимум, в плане торговли) практически незаметны. 

Впрочем, повышение цен на бензин (там, где он ещё остался) минимум в полтора раза (с прежних 30 гривен за литр до около 45, по курсу на 16 марта для перевода в рубли эти цифры надо увеличить примерно вчетверо) вместе с немалым удлинением маршрутов привело к немалому удорожанию пусть и доступных продуктов. Мороженый хек, например (в самом «брутальном» виде, в замороженных блоках, а не в изящной вакуумной упаковочке а-ля супермаркет), вырос в цене до 120 грн/кг против «докризисных» 80-90 (по акциям бывало и 70 грн/кг). 
Твёрдые сыры в дефиците, те, что ещё есть, «подскочили» едва ли не вдвое – с 200 грн/кг до почти 400. Правда, мясо (по крайней мере, вблизи продолжающих работать мясокомбинатов) пока ещё почти не подорожало – свинина 130-150 грн/кг в зависимости от сорта. Дефицита колбас в магазинах также не заметно, что, впрочем, не скажешь о необходимых для их покупках деньгах в кошельках местных жителей. 
Правда, банкоматы и пункты выдачи наличных денег в некоторых магазинах после шока первых дней «наличку», пусть и не бесперебойно, стали выдавать. Но ведь для того, чтобы зарплаты оказались на «карточках», их ещё надо как-то заработать. 
С последним же откровенная «напряжёнка». Если бюджетники (те же учителя, например) продолжают получать свои оклады, даже не ходя на работу (школы с начала военных действий закрыты), то в «частном секторе» нарастающий кризис налицо. 
Не только в торговле, но и на производствах, ещё оставшихся после стремительного рывка «европейской державы» в состояние «великой аграрной державы» с убитой промышленностью, из-за проблем с логистикой работа либо стоит, либо лишь обозначается. С соответствующими последствиями для кошельков работников.

Между тем, «отечески заботливая» власть незалежной после обещанных с перепугу в первые дни конфликта «пряников» для населения теперь начинает относится к своим обещаниям всё более «философски». Тогда под лозунгами «превратим неньку в единый боевой лагерь» людям обещали не отключать мобильную связь, интернет, газ, свет, воду, не штрафовать за просрочку кредитных платежей, даже если у них не будет денег на их своевременную оплату. 
Увы, «патриотизма» у тех же «мобильщиков-интернетчиков» хватило всего на полмесяца вместо первоначально обещанного срока «минимум до конца марта». И уже в середине месяца абонентам начали приходить СМС-ки с требованием оплатить задолженность под угрозой отключения услуг. Как с горькой иронией рассказывали мне мои собеседники, при звонках в колл-центры им отвечали, что поскольку их населённые пункты «находятся вне зоны военных действий,– льготы им не положены». 
При этом никого не интересует, что отсутствие денег может быть вызвано не только боями в твоём городке, но и фактическим прекращением с началом конфликта работы многих фирм, прежде дававших людям заработок. Даром что ли даже украинский премьер Шмыгаль сообщал о «двукратном снижении ВВП с начала российской агрессии», а ведь чиновник, явно, занизил эту чудовищную цифру.
Самое трагикомическое, что вышеупомянутая «забота», по сути, никакой реальной финансовой помощи населению изначально и не несла! Долги по банкам, ЖКХ, услугам связи людям никто и не думал прощать, речь шла всего лишь о «реструктуризации» и «заморозке» текущих платежей. Но даже на это у нацисткой власти «великой европейской державы» оказалась «кишка тонка».

То же самое относится и к муссируемому все 8 послемайданных лет (правда, лишь оппозиционными политиками) решению продавать украинцам газ собственной добычи по себестоимости (всего-то около 50 долларов за тысячу кубометров) с минимальной наценкой. На это истинные хозяева «великой державы» из западных столиц отмашки не дают, равно как и на списание 90-миллиардного «незалежного» долга. 
Да, по апрель включительно физлица и коммунальщики ещё получают «голубое топливо» по цене (с доставкой) около 1000 гривен/100 кубометров (330 долларов за тысячу кубов). Но ещё в ноябре президент Зеленский подписал с МВФ меморандум, согласно которому с мая газ должен продаваться исключительно по рыночным ценам. Которые, напомним, недавно подскакивали на европейских биржах почти до 4 тысяч долларов за тысячу кубометров, но и после прекращения спекулятивного ажиотажа всё равно балансируют на отметке около полутора-двух тысяч долларов.
Между тем, на отопление  для квартир в многоэтажных домах с собственным газовым отоплением (те, чьи дома отапливаются централизованно, платят не меньше) в январе требовалось около 250 кубов газа – 2,5 тысячи гривен, больше 10 тысяч в переводе на рубли. А если платежки возрастут впятеро – то… впрочем, пресловутое «то» большинство предпочитают пока не представлять. Особенно те, кто живёт в добротных сельских домах, да ещё и построенных в последние годы «проклятой советской оккупации» – на их отопление требуется газа в разы больше, чем для квартир.

Увы, сведения о том, как в освобождённых от нацизма южных регионах Украины населению не просто списывают коммунальные и банковские долги, но и поставляют газ по внутрироссийским ценам, в ещё находящиеся под нацистами области не доходит. Хотя, конечно, винить в этом только власти не приходится, в конце концов, ныне почти у каждого есть как минимум смартфон, а телеграмм-каналы можно читать, не обращая внимания на бандеровские блокировки.
К сожалению, как поведали мне мои собеседники, объективная информация на оккупированных нацистами территориях по-прежнему не слишком востребована. Тем более что вопреки бодрым сводкам насчёт очередной разрушенной точным ударом телевышки, телевизоры украинцев по-прежнему продолжают ловить минимум несколько каналов. Включая и самый «отмороженный» из них «Украина-24», где попеременно выступают самые лживые и злобные пропагандисты с остальных украинских «фабрик лжи».
А потому вместо куда более актуальных размышлений о том, как с мая жить с газом по рыночным (то есть, пятикратно возросшим) ценам, головы большинства заняты пресловутой «российской агрессией» и её «успешным отражением доблестным украинским вийском» в ожидании скорой победы. 
По сёлам и городкам ходят байки, сложенные по одному шаблону. «Слышали выстрелы ночью? Это москали подумали было сунуться в обход нашего блокпоста, но хлопцы из территориальной обороны их уже всех положили, теперь вот думают, что с трупами делать». Ещё одним вариантом таких «сказок дедушки Панаса» (детской программы, выходившей на телевидении ещё Советской Украины) является чуть более гуманная концовка: «… обстрелянные москали скрылись в лесу, и теперь наши хлопцы их там вылавливают».

Не менее регулярно высказывают бредни о «героической украинской авиации, наносящей постоянные смертельные удары по колоннам оккупантов». Одна моя знакомая (увы, после Майдана, похоже, окончательно скатившаяся в откровенную бандеровщину) после ритуальных упрёков в «агрессии» и «почитании кремлевского тирана» даже спросила: «Я просто не понимаю, почему россияне не сдаются? Сидят же в своих военных лагерях голодные, окружённые нашими бойцами, под непрерывными ударами наших ВВС. Шансов прорваться обратно в Россию у них нет. Мы ж не звери какие-то, пленных убивать не будем, а у них хоть какие-то шансы выжить появятся».
Самое смешное, что в ходе этого диалога в «зазомбированности» был обвинён именно я. Вот что значит регулярно не просто смотреть нацистскую телепропаганду, но ещё и безоговорочно ей верить. Хотя на фоне столь бредовой картины окружающей действительности, пожалуй, меркнут даже хрестоматийные анекдоты о «прокуроре из шестой палаты – там, где раньше Наполеон был».

Сложно сказать, насколько широка на Украине прослойка носителей, пусть даже не пророссийских, но хотя бы более трезвых взглядов на ситуацию. Даже в разговорах со мной ощущалось, что многие говорят настороженно и не всё, что думают – мало ли, вдруг «СБУ подслушает». 
Тем более, бандеровские «паблики» полны смакования эпизодов суда Линча над «ведущими пророссийскую пропаганду (на улице, в магазине, поезде, прочих местах) о будущем поражении Украины», правда, пока вроде ещё без смертельных исходов. Хотя многие известные антибандеровские публицисты и политики уже похищены, и неизвестно, живы ли ещё…
Но можно сказать со стопроцентной точностью, пока Россия внятно не заявит, что будет с территорией нынешней Украины, её сторонники среди местных граждан так и будут продолжать «шифроваться». Потому что желание обеспечить «денацификацию» и «демилитаризацию», безусловно, нельзя не одобрить.
Но вот как обеспечить всё это при условии отказа «от оккупации» и «ликвидации нынешней украинской власти», подавляющее большинство даже самых умных людей решительно не понимают. При этом опасаясь повторения «Минска-2», на протяжении семи лет которого бандеровский Киев, подобно «коту Ваське» из басни Крылова, лишь «слушал да ел» курёнка, украденного вопреки бессильным нотациям повара. 

С тем же успехом можно было «обеспечить денацификацию» Третьего Рейха, оставив там после Победы прежний преступный режим. Ну, пусть даже не Гитлера, который уже успел покончить с собой ещё 30 апреля, а его официального преемника гросс-адмирала Деница, при поддержке рейхсфюрера СС Гиммлера. 
Так что одними только «боями местного значения» (в противовес которым киевская пропаганда тут же изобретает собственные фейковые «перемоги») и эпизодическим разрушением телевышек не обойтись. «Холодильнику не победить телевизор», особенно если благодаря гуманному отношению российской армии к ведению специальной военной операции пресловутые холодильники украинцев всё ещё наполнены достаточно сносно. Нужна решительная победа над нацистским режимом образца победного мая 1945-го, или хотя бы чётко заявленная готовность сделать это со всей решительностью.

 

Художник: А. Иванов.

5
1
Средняя оценка: 3.29717
Проголосовало: 212