Верная служба корабля Революции
Верная служба корабля Революции
17 ноября 1948 года крейсер «Аврора» прибыл к месту стоянки – к Петровской набережной Ленинграда. Но даже спустя 120 лет после введения в эксплуатацию легендарный корабль продолжает вызывать глубокий интерес и уважение людей.
Активное участие «Авроры» в боях за Ленинград прекратилось 4 октября 1941 года, когда попадание снаряда, выпущенного из тяжелой пушки немцев, сделало крупную пробоину в борту корабля, после чего он осел на мелководье практически по верхнюю палубу. Вскоре экипаж был переведен на берег, на борту оставалась лишь дежурная смена, несущая вахту возле единственного оставленного на месте зенитного орудия и флага. Остальная артиллерия была перевезена на берег еще раньше и успешно сдерживала огнем мощных 130-мм корабельных орудий наступление гитлеровцев в самые тяжелые первые недели осады.
Флаг, кстати, на «Авроре» так и не спустили. Что по гордому морскому обычаю, принятому с незапамятных времен во флотах всех стран, означает отказ военного корабля от капитуляции и готовность к продолжению даже безнадежного, с точки зрения голой логики, боя.
Немцы об этом обычае знали тоже, а потому продолжали обстреливать даже полузатонувший крейсер практически до самого конца блокады города – когда Красная Армия погнала их на Запад, поближе к логову фашизма. Но моряки продолжали нести вахту у флага своего корабля и своей Советской Родины, рискуя жизнью и вновь поднимая флаг, если во время обстрела врагу удавалось сбить этот священный символ. Так же, как это уже было однажды в истории «Авроры», когда в сражении под Цусимой корабельный флаг японские снаряды сбивали 6 раз! Но каждый раз матросы-герои устанавливали его обратно, показывая противнику готовность продолжать сопротивление. Как знать, не по этой ли причине именно «Аврору» командующий крейсерским отрядом адмирал Энквист под конец сражения выбрал своим новым флагманским кораблем, на котором и смог вывести с боем остатки русской эскадры из несчастливой для нее морской битвы…
Героизм моряков уже почти безоружного крейсера в 1941-44 годах был совсем не напрасным. Корабль за этот период получил полтора десятка попаданий только тяжелых снарядов противника, а ведь практика что морских, что сухопутных артиллерийских боев показывает: на одно удачное попадание приходится в разы (если не на порядки) больше промахов. И каждый такой промах тяжелого снаряда немецкой пушки в обстановке ленинградской блокады – это невыпущенный снаряд по городу, то есть неразрушенные дома, спасенные жизни людей…
***
Восстановлением легендарного «Крейсера Революции» занялись вскоре после окончательного снятия немецкой блокады в январе 1944 года. 20 июля, после проведения подготовительных работ, специалистами по подъему затонувших судов была восстановлена плавучесть поврежденного корабля. Правда, еще несколько месяцев ушло на его очистку от нанесенного внутрь за годы полузатопления ила, неотложную заделку пробоин и другие подобные работы.
Лишь в мае 1945 года крейсер был отбуксирован для полноценного ремонта на Адмиралтейские верфи. Там на него было установлено и вооружение – 14 152-мм пушек Канэ, находившихся на борту по состоянию на 1915 год.
Конечно, в боевом отношении это было, что называется, «допотопное старье», которое было заменено на «Авроре» на более современные 130-мм пушки еще в 1923 году. Но ведь крейсер уже и не собирались восстанавливать в качестве полноценной боевой единицы Советского Военно-Морского флота!
Его-то, по большому счету, и после окончания русско-японской войны использовали лишь в качестве учебного судна для курсантов военно-морских училищ, тот же статус был возвращен кораблю и в период между окончанием Гражданской войны до начала Великой Отечественной. А возвращение «Авроры» в боевой состав в Первую мировую было больше вынужденным и ограниченным.
Увы, крейсера такого типа уже не были современными даже в 10-х годы XX века, не соответствуя требованиям по скорости, типу ходовой установки и многим другим важным для полноценных боевых кораблей моментам. Для огневой поддержки своих войск в прибрежных районах, борьбы с тихоходными тральщиками противника – еще куда ни шло, но в схватки с равноценными по классу современными судами «Авроре» уже лучше было не встревать…
И в 1944 году крейсер решили возвратить в строй тоже в качестве учебного судна. Причем уже не в мобильном, но только в стационарном варианте – на флоте это принято называть «блокшивом» или плавучей казармой, учебной базой, постоянно пришвартованной к берегу.
Правда, перед этим «Аврора» приняла участие еще в двух важных мероприятиях. Первым были съемки фильма «Крейсер “Варяг”» в 1946 году, где она «сыграла роль» этого, тоже легендарного корабля, покрывшего себя бессмертной славой. А вторым – торжества по поводу 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции, когда крейсер временно стал на то самое место, откуда 25 октября 1917 года произвел исторический залп, изменивший судьбы мира.
***
В Интернете можно встретить мнение, что установка «Авроры» напротив Ленинградского Нахимовского училища была вызвана, в первую очередь, тем, что, дескать, его юным воспитанникам не хватало места, поскольку помещения этого учебного заведения были в значительной степени разрушены в военные годы.
При всем уважении к подобной гипотезе все же представляется, что «стесненные жилищные условия» нахимовцев были не главной причиной передислокации в их распоряжение целого, хоть и устаревшего, крейсера. Свыше 400 учеников были приняты на первый курс «нахимовки» еще летом 1944 года, каждый год их число увеличивалось на сотни новых будущих морских офицеров. А «Аврора» прибыла им на помощь лишь в ноябре 1948 года – когда в училище уже состоялся первый выпуск.
Куда более основательной выглядит гипотеза о том, что заслуженный корабль был отдан нахимовцам именно для того, чтобы они с самого начала привыкали к специфике будущей службы морских офицеров, когда значительная часть времени проводится не на суше, а на кораблях, в плавании. С юных лет привыкать жить в кубриках по морскому распорядку, готовить пишу в нарядах не на кухне, а на камбузе, стоять учебные вахты. Да и получать самые общие представления об устройстве пусть устаревших, но все равно еще вполне боеспособных морских орудий.
С каждым новым годом после победы Октября отношение к «Авроре» становилось все более уважительным и выходящим за рамки «учебного пособия» для нахимовцев и использования в редких торжественных мероприятиях. Уже с начала 50-х годов силами ветеранов-авроровцев и просто неравнодушных энтузиастов на корабле стал организовываться музей.
В 1956 году он обрел уже официальный статус, став филиалом Центрального военно-морского музея, в 1960 году Совет Министров СССР признал крейсер «кораблем-музеем», охраняемым государством. Спустя год его борт покинули последние нахимовцы, продолжение обучения которых на корабле-музее действительно стало уже не совсем уместным.
Тем не менее «Аврора» продолжала состоять в списках советского ВМФ, имея, пусть небольшой, но вполне справляющийся со своими задачами экипаж в несколько десятков человек. На корабле каждое утро производился подъем военно-морского флага. С 1967 года этот флаг был украшен уже двумя орденами – Красного Знамени (им корабль наградили еще в 1927 году) и Октябрьской революции. Главной деталью второго ордена было изображение самого легендарного крейсера.
***
Первый капитальный ремонт судна был сделан в 1984-87 гг. – в его ходе была заменена изъеденная коррозией подводная часть, модернизированы некоторые корабельные узлы и агрегаты. Что с учетом второго капремонта в 2014-2016 гг. используется отдельными критиками для регулярного очернения корабля-музея. Дескать, там же все – почти сплошной новодел, о каком историческом экспонате может идти речь, зачем туда, вообще, народ ходит?
Конечно, подобные «размышлизмы» могут вызвать лишь насмешку. Сколько, например, в стране владельцев раритетных автомобилей – и «Жигулей»-«копеек» выпуска начала 70-х, и даже «Волг», а то и «Побед», выпущенных сразу после войны.
А ведь у очень многих таких моделей из «родного» остался порой разве что шильдик на радиаторе и еще кое-какие детали. Остальное – это куда более поздние запчасти, вареное-переваренное днище, «пороги», а то и весь кузов. Но это ничуть не мешает хозяевам продолжать любить своих верных и надежных «лошадок», а по техпаспорту они официально считаются автомобилями выпуска именно что многодесятилетней давности.
А например, боевое знамя военной части, если оно не попало в руки врага, – будь оно даже все посечено пулями и осколками или повреждено огнем, все равно считается сохраненным символом воевавших под ним бойцов, знаком их несломленной доблести и героизма. И ничуть не «новоделом», если даже его потом приходится восстанавливать в специальных мастерских едва ли не с нуля.
***
Так что не мнимый новодел крейсера «Аврора» не дает спокойно спать ее критикам, враждебно настроенным что к советской истории, что к независимой политике современной России. На самом деле, их просто душит злоба от сохраняющегося и у большинства россиян, и у массы зарубежных гостей северной столицы уважение и живой интерес к крейсеру-легенде. К слову сказать, единственному крейсеру-музею в Европе.
Ладно, 28 миллионов посетителей «Авроры» за первые 45 лет ее существования в качестве музейного экспоната злопыхатели могут попытаться обосновать «издержками советской эпохи». Когда посещение «Крейсера Революции» было практически неотъемлемой частью культурной программы всех гостей Ленинграда – что советских граждан, что приезжих из-за рубежа. Но как тогда объяснить нижеприведенные цифры, опубликованные уже после последнего возвращение «Авроры» на вечную стоянку у Петроградской набережной в 2016 году?
«Самый посещаемый филиал нашего музея – это “Аврора”. В среднем в 2017 году в день на “Авроре” бывало около двух тысяч человек, это предел технических возможностей музея пропускать посетителей», – пояснил Нехай.
Всего, по его словам, по итогам года крейсер принял более 400 тыс. посетителей. Весь комплекс Центрального военно-морского музея со всеми филиалами посетили в 2017 году более 1,35 млн человек – вдвое больше, чем за год до этого.
А, «так это же была 80-я годовщина Революции»? Хотя вроде какое отношение имеет это обстоятельство для граждан страны, которые, по утверждениям антисоветчиков разных мастей, только и плачут по несравненной России, «которую мы потеряли»? Но вот и спустя время после круглой даты – «по словам руководства музея, в 2019 году Центральный военно-морской музей и его филиалы посетили более 1 млн человек (треть приходится на “Аврору”)».
А ведь билеты на легендарный корабль совсем уж дешевыми не назовешь – 200 рублей для льготников, 500 рублей – для обычных посетителей. Пусть даже один день в месяц отдельные льготные категории людей и пропускаются туда абсолютно бесплатно.
И экскурсоводы теперь уже не делают в ходе осмотра акцент на революционной роли крейсера, рассказывая в целом об историческом периоде, охватывающем три войны – Русско-японскую, Первую мировую и Великую Отечественную. И революционной теме посвящен, по сути, лишь один музейный зал на корабле – из 9 имеющихся.
Только ведь настоящие патриоты страны и сами могут разобраться, что в долгой жизни «Авроры» стало ее главным свершением. Бой в Цусимском сражении, где, конечно, моряки героически дрались с врагом, но который закончился вынужденным отходом после катастрофического разгрома большей части нашей эскадры, с последующим интернированием корабля до конца войны. Это единодушно было расценено большинством российского общества, как позор царизма и чуть было не привело к победе Первой русской революции 1905-07 годов.
Или же все-таки исторический выстрел комендора Огнева из носового орудия, открывший новую эру в мировой истории и давший на обломках самодержавия толчок новой могучей стране? Армия которой не только победила самое страшное зло в истории человечества – фашизм. Но потом еще и за считанные недели поставила точку в тянувшейся уже четыре года войне на Тихом океане, принудив, наконец, к капитуляции чрезмерно возгордившихся потомков победителей при Порт-Артуре и той же Цусиме.
Так что недаром при возвращении крейсера с ремонта в 2016 году в торжественной церемонии принимали участие первые лица страны.
На его корпусе продолжают оставаться красные звезды. А на кормовом флагштоке с этого момента развевается хотя и принятый в 1992 году для Военно-Морского флота России Андреевский флаг, но на него было возвращены изображения двух заслуженных советских орденов, которым была награждена «Аврора» – Красного Знамени и Октябрьской революции. Бессмертным символом которой и стал легендарный корабль, продолжающий нести свою бессменную вахту на Неве…
Художник: А. Дягилев.