Белорусский фильм о Мариуполе: больше, чем фильм…
Белорусский фильм о Мариуполе: больше, чем фильм…
Документальная лента белорусского режиссера Олега Долгополова и автора сценария Ксении Лебедевой (на фото), вышедшая на 1 канале белорусского ТВ 18 мая, видится явлением не только местной кинематографии, но затрагивает глубинные основы и народного сознания, и «большой» политики…
Действительно, если даже бегло посмотреть в Интернете видео самых разных размеров и жанров, освещающие события вокруг боев в теперь уже российском Мариуполе весной 2022 года, — список получится очень впечатляющим. Причем — представленный точками зрения участников обеих сторон противостояния. Собственно, об огромной важности этой темы свидетельствует хотя бы то, что бандеровская «агитка» по поводу «зверств и разрушений российских оккупантов в героически защищавшемся украинском городе Мариуполь» в этом году даже получила главный приз американской киноакадемии — Оскар — в номинации документальных фильмов. Став первой в истории «поделкой» от укро-авторов, удостоенной популярной в определенных кругах золотой статуэтки, не без основания считающейся многими слегка модифицированным «идолом» древнеегипетского бога смерти. Понятно, что самые свободные и независимые на свете американские «киноакадемики» просто так данное убожество родом из такой же «великой и незалежной» державы своей наградой бы не почтили. Тут ведь, как и с выбором той же Украины «победителем Евровидения» (а еще раньше — с назначением Нобелевских премий по литературе, по странной случайности присуждавшихся почти исключительно антисоветчикам и русофобам), — «рулит» исключительно «политическая целесообразность». Так что раз кино о Мариуполе, снятом укро-нацистами, наградили, — значит, тема эта по-прежнему считается «Вашингтонским обкомом» архиважной. Что, соответственно, требует и столь же талантливого и активного противодействия пропаганде укро-нацистов и их западных хозяев со стороны противостоящих им здоровых сил человечества.
Конечно, сказать, что Ксения Лебедева стала на этом поприще первой — не приходится. Уже с 2022 г. на экраны начало выходить немало документальных лент от российских кинематографистов, в том числе снятых сотрудниками самых топовых российских телеканалов. Безусловно, большую часть из них могли смотреть и граждане Белоруссии. Тем более что многие ведущие российские каналы доступны там даже в обычном эфирном телевещании, — а о кабельных сетях и спутниковом ТВ и говорить не приходится. Да в общем, даже кто-то и не смог посмотреть фильм на вышеупомянутую тему — для желающих всегда к услугам вездесущие видеохостинги. Необязательно даже Ютуб, все больше цензурируемый своими антироссийски настроенными владельцами, — российские ресурсы в Белоруссии тоже вполне доступны.
***
Только тут вот какое дело… В той же Украине ведь до 2014 г. российское телевидение тоже было в целом вполне себе доступным. В крупных и не очень городах, где проживало около двух третей населения, и ОРТ, и РТР, и НТВ, и многие другие топовые каналы входили в пакеты даже самых «демократических» по цене пакетов кабельного ТВ. И даже в небольших поселках и деревнях, где такое ТВ было не слишком распространенным, даже не самые богатые люди вполне могли позволить себе установить спутниковую «тарелку» — и смотреть с ее помощью и российское телевидение тоже. Вот только по оценкам тогдашних украинских мониторинговых служб, рейтинг даже самого популярного российского канала ОРТ в том же Киеве редко превышал 8 %. Притом что основная часть аудитории предпочитала смотреть местные, откровенно прозападные телеканалы. Результатом последнего, в общем, и стали события путча на Майдане зимой 2013/2014 годов. В большинстве поддержанного жителями и укро-столицы, и большинства западных, северных и центральных областей — как минимум давно мечтавших о «вожделенном еврочленстве» с якобы полагающейся в комплекте к оному «еврохаляве». Конечно — белорусы не граждане «великой и незалежной», их отношение к России куда более дружественное. Так что больше половины предпочитают дружбу с Российской Федерацией — однако речь идет все же о партнерстве двух независимых государств. В то время как доля тех, кто хотел бы вхождения Белоруссии в состав РФ, по оценкам социологов, не превышает максимум 10 %.
Отсюда несложно сделать вывод и о том, что такое отношение является в том числе и следствием соответствующей работы местных медиа — и самого влиятельного из них: телевидения. Которому, как видно, белорусы доверяют больше, чем передачам из пусть дружеской, но все же другой страны. В этой связи нельзя не заметить, что отношение Минска к решительному повороту Москвы к поддержке соотечественников в Крыму и на Донбассе в 2014 г. назвать «однозначным одобрением» тоже было довольно сложно. Достаточно сказать, что российский статус Крыма официально не признан Белоруссией до сих пор — пусть Александр Лукашенко публично и признал его в 2021 г., но без соответствующих юридических формальностей.
А например, заявление белорусского лидера осенью 2019 г. о том, что «Великая Отечественная война была для Белоруссии чужой», наделало очень много шума. Да, в общем, даже без этого конкретного факта гуманитарная политика белорусских властей в отношении освещения важных для общей истории России и Белоруссии событий нередко вызывает законное недоумение российских экспертов. Как, например, попытки переименовать Великую Отечественную в «белорусскую отечественную» войну — или причисление мятежа под руководством польского националиста Кастуся Калиновского в 60-х годах 19 века к «важнейшим победам белорусского оружия»
***
Так что на вышеупомянутом фоне фильм Ксении Лебедевой выглядит действительно «прорывом». Сразу по нескольким причинам. Во-первых, снят он не просто абстрактными и малоизвестными «белорусскими кинематографистами», а талантливым сценаристом Агентства телевизионных новостей (главной «фабрики сюжетов» ведущих каналов государственного телевидения), получившей в среде местных «змагаров» (аналога украинских «майданщиков») по своему даже уважительное прозвище «Черная пантера белорусской пропаганды». Видно, очень уж «насолила» Ксения Петровна своими передачами этой публике. Да и ее «спонсорам» тоже — недаром пресловутые «санкции» были введены против нее не только в ЕС, но и в ряде других стран западного «лагеря».
Во-вторых, момент, могущий показаться «дежурным» для российских телезрителей (но являющийся едва ли не «разрывом шаблона» для белорусских реалий) — немалая часть видеоматериалов, вошедших в ленту, принадлежит уже погибшему в боях за Донбасс белорусскому добровольцу Сергею Лановенко. Да и сама Ксения не раз говорила, что ее творение посвящается в том числе и памяти героя… Но ведь еще в 2014 году председатель КГБ Белоруссии Валерий Вакульчик заявил, что его ведомство будет возбуждать уголовные дела за «наемничество» против любых граждан республики, воюющих на Донбассе, — вне зависимости от стороны, на которой те сражались. И пусть со временем на действия добровольцев-белорусов, помогавших Народной милиции ЛДНР отражать агрессию укро-нацистов, белорусские правоохранительные органы и предпочитали чаще «смотреть сквозь пальцы», — но все же подобное двусмысленное отношение назвать идеальным было сложно. Для решительного поворота в правильном направлении потребовались горькие уроки едва не победившего путча, организованного Западом в республике в ходе президентских выборов 2020 г. Когда в самые критические дни популярному среди большинства сограждан «Батьке» пришлось не просто самому взять в руки автомат, но вручить его и своему 15-летнему сыну, продемонстрировав готовность сопротивляться мятежникам до конца. А уже совсем недавно создавать добровольческое народное ополчение пришлось и внутри самой Белоруссии. Слишком уж много концентрируется вблизи ее границ и вооруженных до зубов украинских нацистов, — и их «идейных братьев» из числа бежавших после поражения путча 2020 г. из республики «змагаров». Так что опыт добровольцев, сражавшихся против нацизма на полях Донбасса, оказался очень даже востребован — как и отказ от сомнительной практики приравнивать таких людей к «наемникам».
***
На этом фоне еще одним «прорывом» выглядит и подход, взятый Лебедевой при работе над фильмом «Мариуполь». Ксения не вступает в бессмысленную полемику с укро-нацистскими «слезовыжималками» на тему «разрушенного до руин российскими войсками города». Разве что приводит свидетельства нескольких местных жителей насчет того, что очень любила стрелять по якобы «своему» городу украинская же артиллерия и минометы. Но при этом попытка отрицать неизбежные разрушения, вызванные боевыми действиями и российской армии, не делается. Вместо этого сценарист делает куда более сильный ход, показывая истинную суть так называемых «героических защитников Мариуполя».
В первую очередь — из числа боевиков печально известного карательного подразделения «Азов», состоящего из преимущественно харьковских неонацистов, «взятых под крылышко» украинского МВД в качестве его штатной боевой единицы. «Коричневых» настолько, что даже американские сенаторы в 2017 г. добились исключения этих головорезов из числа получателей американской помощи. Очень условного, конечно, — никто ж реально не запрещал уже киевским политикам перераспределять получаемые из США деньги и оружие кому угодно, в том числе и «азовцам». Значительная часть экранного времени «Мариуполя» посвящена именно этим нелюдям. И применявшимся ими бесчеловечным пыткам и издевательствам над жертвами из числа мирного населения, выбранными нацистами для показательных расправ в годы 8-летнего пребывания города под украинской оккупацией. И очень скрупулезного демонстрирования татуировок этих мразей, полностью соответствующих эмблемам их «старших братьев» из гитлеровской НСДАП, СС и ее отдельных подразделений вроде дивизии «Мертвая голова». За которые и ныне в той же ФРГ можно получить весьма немаленькие тюремные сроки. Жаль только местным — политическая, финансовая и военная поддержка иностранных нацистов, похоже, почитается в нынешней, якобы «денацифицированной» Германии, не преступлением, а доблестью. «Это уже не ново, — что тут может быть интересного»? Да как раз для белорусской аудитории, прежде особо «не избалованной» однозначной симпатией официальных белорусских телеканалов к борьбе донбасчан против «коричневой чумы», такой прием очень даже мощный по своему воздействию!
Потому что как бы не колебалась временами «генеральная линия» правящей белорусской элиты в отношении якобы «не своей войны 1941—45 годов», но война эта, в ходе которой погибла треть белорусов, навечно вошла в их культурный (чтобы не сказать «генетический») код. Где на уровне подсознания намертво «прошита» память о Хатыни и тысячах других зверски уничтоженных вместе с их жителями белорусских деревень. Палачи которых как раз и носили татуировки с теми самыми «мертвыми головами», «волчьими клюками» и прочим нацистским оккультизмом. Тем более что ту же Хатынь сжигало в первую очередь как раз отребье из переброшенных гитлеровцами туда полицаев из украинских шуцманшафт-батальонов — эсэсовцы осуществляли там лишь самое общее руководство.
***
Так, без формального озвучивания правильных тезисов, белорусские зрители получают очень убедительный ответ на тезисы — и насчет «не своей Великой Отечественной», и насчет «а надо ли было так интенсивно воевать в Мариуполе?». Ответ, заключающийся в том, что война с инфернальным злом нацизма не просто была «своей войной» для живших в 40-х годах 20 века белорусов. Она же продолжается и сейчас против новой «вспышки коричневой чумы», пусть и с уже другими носителями смертельной заразы, молящихся не только на самого Гитлера, но и на его «пророка», гитлеровскую марионетку Бандеру.
Одновременно фильм исчерпывающе объясняет, почему для победы над этим злом приходится идти на жертвы, касающиеся ни в чем не повинных мирных граждан. Потому что, увы, другого способа уничтожить «чумных крыс», засевших в городской застройке и использующих мирное населения в качестве «живого щита», кроме как постоянные штурмы нацистских «логовищ», военная наука еще не придумала. Как и во время освобождения Белоруссии летом 1944 г., в ходе блестящей операции «Багратион», немало городов из-за необходимости преодоления ожесточенного сопротивления гитлеровцев Красной Армии тоже доставались в виде руин разной степени выраженности. Но руины можно расчистить, города потом отстроить. А вот оставить своих граждан под оккупацией — означает не только опасность новых «Хатыней». Даже «лайт-версию» с насильственным угоном людей на работы в Третий Рейх в годы Великой Отечественной (или их добровольную «трудовую эмиграцию» в качестве бесправных «гастарбайтеров» современного «Четвертого Рейха»-ЕС). Еще страшнее риск духовного перерождения прежде нормальных и здравомыслящих людей в зомбированных нацисткой пропагандой «патриотов» образца контингента дивизии СС «Галичина», готовых воевать якобы за свою «неньку». На самом деле — за геополитические интересы зарубежных «партнеров», давно за бесценок скупивших мало-мальски ценные отечественные активы. А ведь даже при нынешней белорусской власти доля граждан с прозападными симпатиями уже доходит до четверти населения — радикальные «змагары» представляют лишь «верхушку айсберга» этой опасной тенденции…
Так что белорусский фильм «Мариуполь» — он не только о Мариуполе. Он и о том, что «не спрашивай, по ком звонит колокол…» — чужая беда, если не принять эффективных мер по ее предотвращению у себя, очень скоро может стать и своей собственной. А потому, пока не поздно, белорусское общество должно решительно стать единым фронтом в борьбе с нацизмом, независимо от конкретной национальной принадлежности и его представителей, и их «кукловодов». Иначе очень скоро война и руины могут придти и в Белоруссию тоже. В этом, как по мне, и видится главный посыл фильма Ксении Лебедевой.
На обложке: Ксения Лебедева — белорусский журналист и телеведущая. Специальный корреспондент отдела экономических новостей главной дирекции Агентства телевизионных новостей. Ведущая авторской информационно-аналитической рубрики «Это другое» на канале Беларусь 1.
Ещё один текст о фильме — авторства Константина Якубовича.