Семейные разборки на похоронах, или Прыжок в прошлое

Страх, паника, предубеждение...

Фильм «Отчаянные наследники»-2023, 18+. Испания

Жанр: комедия, детектив
Слоганы: «Твоя мать была сокровищем…»; «Денег полно, а достоинства никакого»; «Камбучо — что может быть круче!»
Режиссёр: Хуана Масиас
Сценарий: Кристобаль Гарридо, Адольфо Валор
Продюсеры: Антонио Асенсио Мосбах, Мерседес Гамеро, Палома Молина
Оператор: Андреу Ребес
Композитор: Ванесса Гарде
Художники: Анна Пухоль Таулер, Изис Веласко
В главных ролях: Инма Куэста, Диего Мартин, Сара Саламо, Альфонсо Бассаве, Пере Понсе, Бетси Турнес

Собственно, сия комедия уходит корнями в итальянские фантасмагории дель арте средних веков — театрализованные, маскарадные, с откровенным чёрным юмором, яркими красками исподнего, подноготного в человеческих отношениях. Особенно в отношениях родственных. Завязанных на лжи, прикрытой хитрыми улыбочками. Ласково оттеняющими неистовую жажду денег, денег, денег!..
Последний раз подобную феерию закулисных мизансцен — бахтинского карнавала недоговорённостей — лицезрел (и описал) во фр. «Великой магии» режиссёра Ноэми Львовски. Притом что некоторые сюжетные линии «Наследников» пересекаются с французскими аллюзиями. Ведь Париж (относительно) рядом. Так, ресторан сына одной из главных героинь — служанки Ампарито — называется «Ницца»: в память о былой несостоявшейся любви с одной из дочерей хозяев большого летнего ранчо. В декорациях которого развивается действие костюмировано-театрализованного спектакля. 
Фильм — об упомянутой верной, к тому же крайне честной — няне. Живущей в богатом-богатом доме одной богатой-пребогатой каталонской семьи Гальярдо. Няня обслуживала поместье и его обитателей много-много лет. Год за годом, десятилетие за десятилетием. Но…
Дети хозяев выросли, прошло время. И — Ампарито умерла. Отец семейства (Гонзало Де Кастро) с трудом уговаривает всех ехать на похороны (всем в облом). Сам — по какой-то непонятной причине отказавшись. Тут-то и затевается клубок секретов, тайн и невообразимых разоблачений этой непростой неспокойной семейки. Уже по дороге в дом детства две сестры и брат принимаются перемывать друг другу кости, вспоминая про наследство, про тяжкую неблагодарную работу (а трудятся они все на своего отца). Даже не подозревая, что их ждёт по прибытии…

  • Первая сестра — «жрёт радугу и срёт сахарной ватой», — по словам её родственничков. Т.е. легкомысленная, легковерная.
  • Вторая — алчно хочет заграбастать папину фирму. 
  • Третьему (брату) — шеф (отец) не даёт никаких серьёзных поручений в их семейном бизнесе. По всей вероятности, нисколько не доверяя.

В общем, с увертюры и до финала — как и следует «порядочному» дель арте: комедии положений — в фильме постепенно раскрываются характеры всех участвующих в нём персонажей. Распахиваются полностью — наизнанку: со скрипом да наружу! Со смехом и со слезами, с отчаянием и… страстью вспыхнувшей из недр подсознания Любви. 
Приехавших встречает сын гувернантки Ампарито — Томаз (Альфонсо Бассаве). Он — действующий игрок на поле жизни. Только сам ещё того не ведает. Впрочем, как и никто другой. Традиционная средневековая комедия перемежается с «модерновой» шекспировской трагедией. Маски сбрасываются с огромной неохотой; исподволь обнажая суть вещей, событий, мнений. Не выпуская зрителя из цепких лап жаркого испанского солнца, взрывных эмоций, чарующе обострённой красоты женских лиц: и молодых, и пожилых. 

Испания, её маркеры в ленте:

  • Отменные виды: изящные домики, природа, море
  • Морские пейзажи-переливы (операторская работа на высоте)
  • Великолепная Музыка с заглавной буквы
  • Танцы (кто бы сомневался)
  • Акцент — на блеск нарядов, движений, выразительную мимику артистов

Как пример испанской идентичности, один трек из фильма:

Итак, бывшие шустрые ребятишки, — ныне взрослые тёти и один дядя, — собрались в чудном летнем домике, где провели детство: все трое. Туда же примчал нотариус, зачитавший завещание умершей няни, точнее, просьбу (ведь имущественно завещать ей абсолютно нечего). Просьба была в том, чтобы её похоронили в семейном хозяйском склепе хозяев. И поскольку она предвидела, что «её дети» по-любому откажут с вожделенным пантеоном, она сотворила следующий нетривиальный шаг: оставила каждому по письму с тайными пожеланиями. И тут понеслось…
Эти послания «оттуда» умершей Ампарито морским солёным ветром унесли бывших маленьких шалунишек в их прошлое — с грешками и приключениями, поцелуями-признаниями. А кое-кого — и совсем в недалёкое вчера — со «скользкой» изменой собственной жене. Причём сын Ампарито — Томаз — невольно тоже оказался впутанным в их старые проказы, — притом обвинённым в вещах, коих не совершал.
Думаю, для обзорной обрисовки сценического антуража я рассказал достаточно. Пора и заканчивать. Единственно, пара-тройка «технических» вопросов… Навроде:

Мнемонических слоёв картины:

  • Как и положено в детективах, пусть и комедийных, происходит целостное распознавание личностных фасонов, натуры и привычек всех участников дель арте.
  • Сплошные нескончаемы интрижки. Как и предписано комедийной классикой. 
  • Очень качественный юмор. Что выводит картину на уровень крупнейших испанских режиссёров Альмодовара, Аменебара, Сауры.
  • Нетривиально, плотно и довольно витиевато (одномоментно — ровно) сшитый сюжет. Чего в нынешних «прямолинейных» лентах, кстати, не хватает.

И совершенно понятно, что секрет самой-пресамой стержневой кино-интрижки держится практически до финальных титров: таков закон криминального жанра. Вывод же, который можно сделать на основе просмотренного, в общем-то, несложен: «Никогда не надо искать одобрения всех вокруг одновременно. Это не главное! Первостепенное — слушать друг друга. И — любить. Ну, хотя бы уважать».
Знаете, дорогие друзья, у меня есть некий зрительско-читательский принцип жизни. Ежели ранее прочитанное поутру внезапно всплывёт, память захочет вернуться к полуночным книжным (киношным) чувствам-перипетиям, значит, что-то там зацепило. Значит, что-то в материале есть нужное мне — запоминающееся. Ценное. Так же и тут — утро я встретил смеясь, — въяве ощутив вчерашний весёлый драйв от цветного калейдоскопа солнечных зайчиков испанского фильма-«дель арте». Спасибо! 

5
1
Средняя оценка: 3.3
Проголосовало: 20