К 35-летию культового фильма «Привидение»
К 35-летию культового фильма «Привидение»

«Привидение», другое название — «Призрак», англ. Ghost — художественный фильм режиссёра Джерри Цукера, вышедший на экраны 35 лет назад, в 1990 г. Фильм получил ряд наград и номинаций, в том числе пять номинаций на премию «Оскар» в 1991 г., две из которых оказались победными: за лучший оригинальный сценарий и лучшую женскую роль второго плана для Вупи Голдберг. Лента стала самой кассовой в 1990 г., собрав 217 млн долларов в США и 290 млн долларов в других странах.
Необходимое — сокрыто…
Самое необходимое знание закрыто от человека, бьющегося над разгадкой жизни и смерти все века своего существования, последние — особенно яро… Фильм «Привидение» — играет нашими чувствами, на клавишах их исполняя мелодию надежды…
Убийство среди улицы — благородного героя: впрочем — обычного, но — порядочного и честного пыряет ножом парень с классической внешностью бандита, и герой бежит за ним, вдруг понимая, что не так что-то, совсем не так… Он возвращается к своему телу, над которым плачет девушка его, и, понимая, что умер, проводит рукой по собственному лицу. Рука проходит сквозь материальное тело.
Он жив: он — светящаяся сущность — есть сгусток сознания, которое не определить научно; сгусток памяти, эмоций, чувств, и, способный проходить через материальные преграды, передвигаться быстро, не способен, однако, вступить в контакт ни с кем из продолжающих жить во плоти.
И его никто не увидит; однако он — голосом внедрится в сознание экстрасенса-мошенницы, блистательная Вупи Голдберг! — и… закружатся дела. Завернутся приключения. …Сведенборг утверждал, что, умерев, человек не сразу понимает, что с ним случилось: постепенно догадываясь о совершающемся переходе… Почему нам не дано познать в ощущениях — мир будущего продолжения? Мир посмертья? Почему наука упорна в отрицание оного? Нету средств изучения?
Фильм блестящ: и режиссура, и композиция кадра, и актёрская игра, и операторская работа — всё согласовано, выверено математически-ювелирно. Всё играет. Всё — даёт надежду.
Выполнив, что должна, душа, исполняемая Патриком Суэйзи, отправляется в мир сияний: там видны люди, возможно, там ждут родные, умершие раньше…
Фильм — мучительность надежды: должно же быть так! Не в сплошные ж сады рая верить, не говоря — про чертей со сковородками… Не может же быть, чтобы сложнейшее человеческое устройство, включающее лабиринты памяти, чары чувств, даже — перлы привычек, обилие эмоций — пропадало, растворялось бесследно?
Фильм длится. Его хочется пересматривать, цепляясь за такие зыбкие веточки надежды, хочется почему-то, думать, — что продиктован своеобразно: режиссёру и сценаристу, некоторыми силами, — каких мы не можем физически видеть, и какие таким образом доносят весть, стремясь избавить человечество от страха смерти.