Ярополк Святославович — последний языческий князь
Ярополк Святославович — последний языческий князь
С князя Ярополка Святославича — начинаются первые значимые междоусобицы на Руси, внутренних раздоры, в которых порой гибли самые близкие — братья, соратники, наследники великих родов. Судьба князя Ярополка, старшего сына знаменитого Святослава Игоревича, стала одной из самых трагических и в то же время переломных в истории ранней Руси. Его краткое княжение ознаменовалось не только борьбой за власть и гражданской войной, но и первыми попытками объединить под своей рукой земли по новым государственным принципам.
Ярополк родился, по всей вероятности, около 952—954 гг., когда его отец, князь Святослав, уже утвердился в Киеве как реальный правитель Руси после регентства своей матери — княгини Ольги. Мать Ярополка летописи не называют по имени, хотя существует предположение, что ею могла быть одна из жён Святослава, происходившая из знатного славянского или древлянского рода. В отличие от своего младшего брата Владимира, сына ключницы Малуши, происхождение Ярополка было, вероятно, более «законным» — он считался сыном княжеской жены, что придавало ему право первородства.
Воспитанием юного князя занимались дружинники и воспитатели, которых назначала Ольга. Воспитание проходило в строгом воинском духе, — Святослав, как известно, презирал дворцовые удобства, предпочитая походную жизнь, простоту и дисциплину. Он учил сыновей жить «по-воински»: без излишеств, роскоши, в постоянной готовности к походу. Этот суровый уклад оказал решающее влияние на характер Ярополка: он вырос столь же мужественным, каким был его отец Святослав, решительным. Однако при этом Ярополк был склонным к вспышкам гнева и неумению лавировать в политических интригах.
После гибели Святослава в 972 году — в печально известной засаде печенегов на днепровских порогах — власть в Киевской Руси разделили его три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк занял главный престол в Киеве как старший по праву. Средний брат Олег получил древлянскую землю со столицей в Овруче, а младший Владимир — Новгород. Так начался период триумвирата, просуществовавший недолго: каждый из сыновей Святослава стремился к верховной власти, и Русь, ещё недавно грозная и сплочённая под рукой Храброго князя, оказалась на пороге междоусобицы. Поначалу отношения между братьями оставались внешне мирными. Ярополк, сидя в Киеве, сохранял статус старшего и верховного, что признавалось его братьями формально. Однако за этим равновесием скрывалось напряжение. Киевская знать, дружинники и варяжские воеводы не были едины: часть поддерживала Ярополка, часть — Олега, а в северных землях всё сильнее крепла самостоятельность Новгорода, где княжил Владимир.
Борьба с братьями
В 977 году напряжение между Киевом и древлянами вылилось в открытый конфликт. Летописи повествуют, что причиной стал случайный инцидент между дружинами Ярополка и Олега. В ПВЛ говорится, что некий воевода Лют, находившийся на службе у Ярополка, без разрешения вторгся на древлянскую территорию. Олег, защищая свои границы, убил Лютa. Ярополк, воспылав гневом, собрал войско и выступил против брата, не желая прощать убийство своего дружинника. Сражение произошло у стен города Овруча. Олег был разбит и погиб — по преданию, при попытке скрыться он упал с моста и был задавлен своими же воинами в узкой крепостной переправе. После этого Ярополк взял древлянские земли под свой контроль. Однако победа оказалась пирровой: гибель брата легла на его совесть тяжёлым грузом. Летописец пишет: «И плака Ярополк по брате своём Ользе, и печалися велице».
В то же время современники видели в этих событиях не просто личную трагедию, а начало распада великокняжеской династии. Киев вновь оказался в центре притяжения сил, которые тянули страну в разные стороны: варяжские дружины, славянская знать и купцы действовали каждый в своих интересах. Гибель Олега дала Ярополку контроль над большей частью Руси, но оставался один соперник — Владимир, князь новгородский. Младший брат, чувствуя угрозу, бежал «за море», в Скандинавию, чтобы собрать варяжскую дружину. В Новгороде он оставил наместником своего дядю Добрыню, опытного и хитрого политика. Пока Владимир готовился к возвращению, Ярополк укреплял власть в Киеве. Он проводил политику централизации, стремился к восстановлению контроля над торговыми путями, налаживал отношения с византийскими купцами. Историки считают, что при нём начались первые осторожные контакты с христианской церковью. Возможно, на него сильно влияли христианские советники, находившиеся при дворе Ольги и её преемников. Однако в 978 году Владимир вернулся в Новгород с наёмным варяжским войском и начал наступление на Киев. Города один за другим переходили на его сторону. Судьба Ярополка решалась стремительно.
Летописи сообщают, что решающая драма разыгралась в Киеве. Владимир направился к городу с войском, и Ярополк, не имея достаточных сил, вынужден был отступить в Родень, небольшую крепость на Роси. Владимир, оставив часть дружины под Киевом, послал к брату своего воеводу Блуда — того самого, кто ранее был приближённым Ярополка, но теперь тайно переметнулся к Владимиру. Блуд убедил Ярополка, что сдаться — единственный шанс сохранить жизнь. Князь, поверив обману, согласился на встречу. Когда он вошёл в покои, где его ожидали посланцы Владимира, один из варягов пронзил его мечом. Так в 978 году погиб Ярополк Святославович, последний прямой наследник Святослава на киевском престоле.
Оценки правления
Историки не сходятся во мнении, насколько достоверны сведения летописей. Одни видят в гибели Ярополка жестокую, но неизбежную часть борьбы за объединение Руси; другие — братоубийство, навсегда запятнавшее Владимира. Н.М. Карамзин писал: «Тень Ярополка, пролитая кровью, встала между потомками Святослава, и Русь долго ещё несла на себе печать того злосчастного преступления». Современные исследователи указывают, что версия о заговоре воеводы Блуда могла быть приукрашена позднейшими книжниками, стремившимися оправдать Владимира. Однако сама логика событий — борьба за единовластие — была свойственна раннефеодальным государствам к которым теперь относилась и Русь, и не оставляла шансов для мирного исхода.
В «Повести временных лет» он предстает фигурой не столь значительной — не столь героической, как Святослав, и не столь легендарной, как Владимир. Но именно при нём впервые возникла идея единой киевской власти, не основанной только на военной силе, а на праве старшинства и законе наследования. Имя Ярополка встречается и в скандинавских сагах под искажённым вариантом Jarpolkr. Это свидетельствует о том, что его фигура была известна далеко за пределами Руси. Ярополк остался в памяти потомков как князь трагической судьбы. Его правление было слишком коротким — около шести лет — чтобы проявить себя в реформаторской деятельности, но достаточно насыщенным, чтобы оставить след в летописях. Он пытался быть государственником: укреплял княжескую власть, стремился к централизации и, возможно, при более длительном правлении мог осуществить христианизацию Руси. Некоторые византийские источники упоминают, что Ярополк мог поддерживать переписку с представителями Константинополя, интересуясь обрядами и политическим устройством империи.
После гибели Ярополка народная память сохранила о нём образ князя-мученика. Уже в XI веке в Киеве существовала устойчивая традиция считать его смерть несправедливой. В некоторых поздних летописных сводах Ярополка называли «страстотерпцем», что характерно для тех, кто погиб без сопротивления, доверившись слову. В 1044 году, при князе Ярославе Мудром, останки Ярополка и Олега были перенесены в Десятинную церковь. Тогда же им были устроены новые захоронения с христианскими обрядами, что символически уравняло их с остальными предками династии. Этот акт Ярослава воспринимался как попытка искупить вину рода Рюриковичей за братоубийство. В XVII веке в Киево-Печерском патерике появились первые тексты, где Ярополка прямо именовали святым, хотя официальной канонизации Русская церковь не проводила.
После убийства старшего брата Владимир занял киевский престол и в последующие годы провёл масштабные реформы, в том числе крещение Руси в 988 году. Однако начало его власти всегда сопровождалось тенью преступления, убийством брата. Современники не забывали, какой ценой он получил власть.
Можно сказать, что падение Ярополка стало последним актом эпохи языческой Руси, а власть Владимира открыла новую — христианскую страницу. Гибель старшего сына Святослава завершила династический кризис, но одновременно позволила государству сделать шаг вперёд — от военной дружины к централизованному княжению. В масштабах истории Ярополк Святославович занимает промежуточное место между эпохой походов и эпохой просвещения. Его жизнь — это зеркало переходного времени, когда древнерусская знать только начинала осознавать, что власть должна быть не личным трофеем, а институтом, опирающимся на порядок и закон. Его политика централизации, попытки взаимодействия с Византией, миролюбие после войны с древлянами — всё это говорит о государственном мышлении, редком для X века. Ярополк не был великим завоевателем, но мог стать тем, кто создал бы устойчивую модель наследования власти на Руси, если бы не преждевременная смерть.
В судьбе Ярополка — проекция судьбы самой Руси: молодое государство, ещё не окрепшее, было разорвано внутренними противоречиями и борьбой за престол. Однако в этой борьбе вызревали семена будущего порядка, сохранился правящий род Рюриковичей, Русь созрела для принятия христианства.
На обложке: худ. В.П.Верещагин, великий князь Ярополк