Исчезнувшие усадьбы Смоленщины... Окончание
Исчезнувшие усадьбы Смоленщины... Окончание
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ
Именно в эти годы появляется серия любительских фотографий Рудлова, выполненных старшим братом Ксении Щербовой, Константином де Лазари. Это любительские снимки, технологией исполнения которых Константин овладел в совершенстве. Изображения построек, снимки большого семейства на природе, в беседках, интерьерах, дают представления о времени процветания усадьбы...
И одновременно отражают достаточно простой быт, сельскую архитектуру без апломба. Барский одноэтажный дом был простых форм: «средственной архитектуры», как сказано в экономических примечаниях. Деревянный, рубленый, обшитый неокрашенными досками, на кирпичном фундаменте, имел в центре фронтон с крыльцом и четырьмя колоннами дорического ордера. Как внешний вид дома, так и его интерьеры достаточно просты, не перегружены излишествами. Усадьба находилась в непосредственной близости от деревни Песешни, в объектив порой попадали и крестьянские дети.

Праздник у господского дома, приглашены музыканты. Середина 1900-х гг.
Крестьянские дети деревни Песешни, 1900 гг.

Интерьер помещичьего дома. На кушетке Ксения и Василий Щербовы с племянницей,
напротив брат Ксении — Константин де Лазари, 1910-е гг.
Подворная статистическая перепись селения Рудлово, проведенная весной 1917 г. (ГАСО. Ф. р-653, Оп. 2, Д. 580, Л. 1) сообщает:
Собственник Василий Степанович Щербов, дворянин, великоросс, хозяйство частное.
Члены семьи (кем приходится С.В.Щербову, возраст):Мужчин 5:
- Хозяин 45
- Сын 18 кадет [Николай]
- Сын 12 гимназист [Степан]
- Шурин 37 подполковник [Александр Николаевич де Лазари]
- Работник 22 учитель [?]
Женщины 9:
- Племянница 11 институтка [Александра (Долли)]
- Жена 40 [Ксения Николаевна Щербова]
- Дочь 16 институтка [Ольга]
- Тетя 66 [возможно, Наталья Николаевна Гурьева]
- Дочь 15 институтка [Татьяна]
- Дочь 13 институтка [Вера]
- Теща 70 [Александра Александровна де Лазари]
- Сноха 36 [Евгения Иосифовна де Лазари]
- Племянница 13 институтка [Нина]
Здесь следует сделать небольшое примечание к позиции «тетя 66 лет». Это весьма любопытная теневая персона Рудлова. Известно, что у супруги Эммануила Васильевича Щербова, Анны Гурьевой, была младшая сестра Наталья Николаевна Гурьева. В 1882 г. она указана в метрической книге церкви села Кучерова как «девица из сельца Рудлово». По всей видимости, она так и проживала в усадьбе, переходя вместе с имением от одного владельца к другому. Единственное разночтение — возраст, в 1917 году тёте должно было быть 73 года, однако в подобных документах нередки были неточности, кроме того, сама тётя могла снизить себе возраст на 7 лет. А хозяин имения, В.С. Щербов, едва ли знал, сколько лет тёте, которую получил от отца, а отец от старшего брата. На семейных снимках описываемого периода среди членов семьи присутствует особа, которая подходит под характеристики тёти. Учитывая что, по мнению подружек её молодости, «Наташа была очень хороша собой», — то дама на фотографии вполне сохранила приятные черты, несмотря на возраст.

Обитатели усадьбы Рудлово. Слева направо: София де Лазари, А.А. де Лазари (Энгельгардт), Нина и Долли де Лазари,
Константин де Лазари, Николай Щербов, в узорчатом пиджаке Н.Н. Гурьева,
Евгения де Лазари (Кобылецкая), Александр де Лазари 1910-е г.
В карточке статистической переписи перечислен и сельскохозяйственный инвентарь имения:
- плуги однолемешные 8,
- сеялки 1,
- молотилки 1,
- косилки 1.
И скот:
- лошади старше 4 лет 8,
- быки старше 2 лет 1,
- коровы старше 2 лет 4,
- нетели старше 1½ года 2,
- овцы и бараны взрослые 7,
- свиньи и боровы старше 1 года 2,
- подсвинки от 4 мес 4.
После смерти Василия Степановича семья недолго оставалась в имении, покинула его окончательно примерно в конце 1919 г. Это согласуется и с документами советского времени, датируемыми 1 апреля 1919 г., в которых идет речь о Рудлове, как о месте возможного размещения районной больницы. (Деверилина Н. Под сенью муз в усадьбе Беззаботы // Край Смоленский. 2023. № 5. С. 10.) В 1922 г. эмигрирует в Польшу Константин Николаевич де Лазари, вывозя с собой часть семейного архива Щербовых — де Лазари. Этот архив хранится сегодня в семье его внука, Анджея де Лазари.
О некоторых личностях, проживавших в Рудлово, можно рассказать более детально.
Ксения Николаевна Щербова (1877—1969, де Лазари) по линии своей матери была из рода Энгельгардтов, находившихся в родстве с Потёмкиным. Им был создан фонд для будущих поколений, что давало потомкам рода право бесплатного обучения в учебных заведениях России. Ксения де Лазари была так называемой своекоштной воспитанницей Екатерининского института в Санкт-Петербурге с 16 сентября 1890 г., пансионеркой гр. Браницкой с 1 августа 1891 г., выпускницей 1896 г. По окончании института она выходит замуж за В.С. Щербова. В семье было шестеро детей, но младший ребёнок, Эммануил, умер в младенчестве.
Константин Николаевич де Лазари (1869—1930), старший брат Ксении, одно время служил в Польше, обзавёлся там имением, куда смог впоследствии эмигрировать. В 1898 г. он является корреспондентом МАЭ — Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Будучи в это время начальником Лепсинского уезда Семиреченской области (Казахстан), он изучал жизнь казахов, сделал множество фотографий их быта, что явилось ценным дополнением коллекции МАЭ. Считая, что образ жизни этого народа быстро изменится, К.Н. де Лазари предупреждал, что «…нужно торопиться возможно полнее иллюстрировать жизнь кочевников в настоящее время. Ввиду этого я желал бы снять для Музея побольше фотографий, для чего не пожалею ни труда, ни личных средств насколько возможно». (АРАН. Ф. 142, Оп. 1 — до 1918 г. № 52, Л. 12 — 14.)

Александр Николаевич де Лазари, 1903 г.
Александр Николаевич де Лазари (1880—1942), младший брат Ксении, указан в переписи 1917 г. как подполковник. Судьба его была трагична. Он принял революцию и дослужился в советской армии до чина генерал-майора, но в 1941 г. был арестован и в 1942 г. расстрелян как «участник антисталинского заговора» и «польский шпион» (в 1956 г. реабилитирован). Преследованиям подверглась также его жена, Евгения Иосифовна (1882—1949, Кобылецкая). Александр де Лазари занимался историей военного дела, исследованиями о применении химического оружия во времена первой мировой войны. (А.Н. де Лазари. Химическое оружие на фронтах Мировой войны 1914—1918 гг. Краткий исторический очерк. Научная редакция и комментарии М.В. Супотницкого. Москва, 2008.)

Николай Николаевич де Лазари.
Семья де Лазари, слева направо: Ксения, Н.Н. де Лазари, Александр,
Валентина Дылева (1-я жена Константина де Лазари), А.А.Энгельгардт, Вера. Начало 1890-х гг.
Николай Николаевич де Лазари, тесть В.С. Щербова, жил в Рудлово с 1897 по 1901 гг. В эти годы им подготовлен обширный мемуарный труд «Наброски на бумагу», куда вошли сведения о родословной де Лазари, о временах службы автора, исторических событиях, встречах с известными личностями его времени. Рукопись не окончена, а начинается она следующими словами:
«Достигнув того предельного возраста, когда становится понятна жизнь, невольно обращаешься ко всему прошлому, и воспоминания об этом прошлом, быть может никому не нужные, составляют потребность в борьбе с настоящим. Остановившись на этой мысли, мне желательно ознакомить детей моих с этими воспоминаниями, которые представляются набросками на бумагу того прожитого, что осталось у меня в памяти и что угнетало меня под конец моей жизни. “Дай Бог памяти”. Так могу и я ныне сказать, приступая к этим наброскам. Начну от самых малых лет моей жизни, что только установится в памяти моей на 57 году от рождения».

Первая страница мемуаров
Мемуары написаны по-русски, но для их прочтения потребовалось фактически совершить перевод, настолько сложно было написание букв и слов. Работа завершилась публикацией книги (2014 г., Лодзь), вместившей в себя мемуары и пояснения к ним. Книга издана Анджеем де Лазари на польском и русском языках.
Н.Н. де Лазари был похоронен при Благовещенской церкви села Дубосищ. Впоследствии кладбище было разорено. Единственный чудом сохранившийся камень — надгробие Н.Н. де Лазари. Камень лежал в д. Дубасище у подножия церковного холма, пока на него не обратил внимание кто-то из краеведов.

Надгробие Н.Н. де Лазари. Фото 2012 г.
Об этой находке было упомянуто на форуме www.SmolBattle.ru. Текст на камне сообщал: «Генерал-майор Николай Николаевич де Лазари. Родился в 1834 году 21 марта. Скончался в 1901 году 24 февраля». Сообщение случайно увидел правнук Н.Н. де Лазари, Анджей де Лазари, живущий в Польше. Поэтому в 2012 г. для участия в торжественном водворении надгробия на вершину холма состоялась совместная поездка потомков Щербовых и де Лазари по Смоленщине с посещением Дубосищ, Рудлова, а также Коробца — имения родственников-Опочининых.
В Рудлове нашли остатки кирпичных фундаментов помещичьего дома и заброшенное кладбище с захоронениями уже советского периода. В настоящее время ещё остаются местные жители, родившиеся в Рудлове, однако точного времени исчезновения усадьбы и деревни установить не удалось. Наиболее позднее упоминание относится к 28 декабря 1978 г. Газета «Знамя», орган Ельнинского РК КПСС и районного Совета народных депутатов, оповещая об образовании избирательных участков по выборам в Верховный совет СССР, среди населённых пунктов, относящихся к Дубосищенскому избирательному участку № 124/643, указывает и Рудлово.
Автор статьи выражает благодарность
исследователям Анджею де Лазари и Илье Шипову,
сведения которых позволили уточнить и обогатить
материалы об усадьбе Рудлово.
Примечание:
В статье использованы материалы из книги «Наброски на бумагу Николая де Лазари», изданной Анджеем де Лазари (2014 г., Лодзь).
Иллюстрации: фотографии из семейных архивов Опочининых, де Лазари, Щербовых, Воровских.