Роман Рэя Брэдбери: антиутопия с концовкой, дающей надежду. Часть II

Часть II. Феникс – символ романа (часть I в №134)

«Правильные люди» в романе Рэя Брэдбери

Одним из главных героев является Битти, начальник Гая Монтэга, занимающий в пожарной службе должность брандмейстера. Битти вполне понимает смысл своей «пожарной» деятельности. Битти – философ-циник. Он очень умен. Он все знает. Он уверен, что смысл уничтожения книг состоит в том, чтобы сделать всех счастливыми. Он объясняет Монтэгу, что без книг не будет никаких противоречивых мыслей и теорий и никто не будет выделяться, становиться умней соседа. А с книгами – «кто знает, кто может стать мишенью хорошо начитанного человека?». Жизнь граждан этого общества абсолютно избавлена от негативных эмоций – они только и делают что развлекаются. Даже смерть человека «упростили» – теперь трупы умерших кремируются буквально через пять минут, чтобы никого не беспокоить (кстати, процедура ликвидации умерших очень напоминает ту, которая описана в романе-антиутопии О. Хаксли). Битти вполне осознаёт, к чему катится их мир. Но, сознавая неправильность этого пути, он всё-таки делает выбор – приспособиться, стать таким, как все. Ниже я приведу наиболее яркие цитаты из высказываний Битти. 
Главный герой романа Монтэг начинает задумываться о жизни после нескольких встреч с упоминавшейся выше Клариссой. Он стремится разобраться в своих мыслях, начинает доставать из тайника запрещенные книги и читать отрывки из них. С Гаем Монтэгом происходят зримые метаморфозы. Он обращается к своей жене Милдред, пытается с ней обсуждать прочитанное. Но она типичный представитель современного «цивилизованного» общества, она не желает ни о чем задумываться, предпочитая находится в постоянном информационном дурмане (телевидение, радио, такие же, как она, подруги и т.д.). 

Кстати, на примере отношений между Гаем Монтэгом и Милдред автор романа показывает, что семья в ее привычном понимании уже перестала существовать. Муж и жена погружены в свои жизни, между ними полное отчуждение. Вот откровенное признание Гая Монтага: «Мне нужно поговорить, а слушать меня некому. Я не могу говорить со стенами, они кричат на меня. Я не могу говорить с женой, она слушает только стены. Я хочу, чтобы кто-нибудь выслушал меня»
Примечательно, что Гай и Милдред пребывают в браке уже десять лет, но никто из супругов не в состоянии вспомнить, как они встретились. У них нет детей, поскольку Милдред категорически против. Милдред ждет от своего мужа лишь денег. Для чего? – Для того, чтобы можно было установить телеэкран на четвертую стену и окончательно погрузиться в свой иллюзорный мир, где не нужны ни муж, ни дети. Кстати, у Милдред есть несколько подруг. В разговоре между собой они приходят к выводу, что высшее благо женщины – отсутствие мужа. 
Милдред, пребывая в состоянии дурмана, потребляет большое количество снотворных таблеток (достаточно бессознательно). В начале романа она приняла целый флакон таких таблеток. Ее удалось спасти. Выясняется, что число таких случаев таблеточных суицидов в городе за последние годы многократно возросло. Вот в таком состоянии «счастья» пребывают многие «правильные» граждане. Напомню, что в романе О. Хаксли «О дивный новый мир» обитатели «нового мира» регулярно потребляли наркотик под названием «сома». А у Брэдбери «правильные» граждане поддерживают своё «счастье» с помощью снотворных средств. 
Милдред в ужасе от откровений мужа, кричит, что он погубит и себя, и ее. Она отстраняется от него, надевая наушники, переключается на своих телевизионных «родственников» (что-то наподобие нынешнего общения в социальных сетях). Одним словом, возвращается в привычную ей «вторую реальность». 
Кстати, именно Милдред в конце концов доносит на своего мужа. Пожарная команда приезжает по ее вызову для того, чтобы сжечь дом Монтэга вместе с запрятанными в тайнике книгами.

Бунт Гая Монтэга

По указанию брандмейстера Битти главный герой Гай Монтэг сжигает собственный дом, а затем струей пламени из огнемёта сознательно убивает самого Битти. А также оглушает двух пожарных и сжигает механического пса, пытавшегося его уничтожить. 
Монтэг спасается от полицейского преследования, и погоню за ним транслируют в прямом эфире с помощью установленных на улицах камер. Репортёры следят за происходящим при помощи видеоустройства, установленного на вертолёте. Преследование транслируется по телевидению, и миллионы телезрителей воспринимают погоню как очередной сериал: «Если телевизионные камеры поймают его в свои объективы, то через минуту зрители увидят на экранах двадцать миллионов бегущих Монтэгов – как в старинном водевиле с полицейскими и преступниками, преследуемыми и преследователями, который он видел тысячу раз».
Очень похоже на сегодняшний день, когда миллионы зрителей в режиме online наблюдают настоящие военные действия, уличные бои, операции по захвату террористов и т.п. 
Монтэга преследует робот-собака. Еще один элемент научно-технической фантастики. Только выясняется, что сегодня это уже не фантастика, потому что полицейские на Западе действительно начинают использовать таких электронных «собак». Да и механическая собака из романа Брэдбери – намек на то, что в будущем самые разные роботы будут держать людей в напряжении, страхе и даже могут быть использованы для уничтожения неугодных граждан. 
Гай Монтэг благодаря помощи профессора Фабера находит за городом упомянутую выше группу диссидентов-повстанцев и присоединяется к ней. Примечательно, что члены группы опасаются держать при себе печатные книги, поэтому они предпочитают сохранять лучшие книги в своей памяти. Каждый из повстанцев помнит наизусть какое-либо литературное произведение и пересказывает его другим. Монтэг также помнит несколько отрывков из библейских книг – Екклесиаста и Откровения Иоанна Богослова
Вскоре после того, как Монтэг присоединился к группе повстанцев, на город была сброшена атомная бомба, и он был полностью уничтожен. Группа диссидентов счастливо избежала уничтожения. Члены группы отправились вверх по реке. Идя впереди, Гай Монтэг «чувствовал, что и в нём пробуждаются и тихо оживают слова». Теперь помощь группы будет очень нужна оставшимся в живых, ведь они – память человечества. Такова сюжетная канва романа. Как видим, есть надежда на возрождение традиционного общества. Антиутопия Рэя Брэдбери более оптимистична, чем романы Замятина, Хаксли и Оруэлла.

Роман Брэдбери – притча о птице Феникс

Брэдбери всегда обращал внимание на то, что поклонники и критики не вполне правильно определяют жанр его творчества, называя его научной фантастикой. Он говорил, что скорее это жанр «fantasy» (фэнтези), близкий к мифу, сказке или притче. Кстати, широкую популярность жанру принесла публикация в 1954-1955 гг. романа английского писателя Джона Толкина (1892 – 1973) «Властелин колец» (1). Брэдбери не столько интересовала материально-техническая сторона будущего общества, сколько состояние внутреннего мира человека. Он предупреждал человечество о грядущих опасностях, порождаемых развитием техники, стремлением к потреблению, комфорту, удовольствиям и «острым ощущениям». «451 градус по Фаренгейту» – не исключение. Это классический роман-фэнтези. 
Роман в то же время является антиутопией. Р. Брэдбери всячески высмеивает описываемый строй, произведение пропитано едкой сатирой. А вот писатели-утописты свято верят в совершенство рисуемой ими модели будущего. Наверное, Р. Брэдбери – наиболее известный из американских писателей-утопистов. Критики считают его то ли последователем, то ли учеником знаменитых английских мастеров антиутопии Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла. 
Впрочем, антиутопией роман был лишь в первые годы после его издания. Сейчас многое стало уже реальностью или станет в самое ближайшее время. Мы живем в мире пустоты, хотя нас окружают телевизионные мониторы, мы вооружены мобильными телефонами, часами висим в социальных сетях, листаем глянцевые журналы, общаемся по скайпу. Книга молодежи не интересна, она ее воспринимает как анахронизм. Вместо книги – видео, дайджесты, комиксы, клипы. Сознание человека становится фрагментарным, или клиповым. Некоторым уже и клиповая информация не интересна. Привлекательной альтернативой для них являются тусовки, клубы, бары. А затем – наркотики, желание выйти за пределы этого мира. В том числе с помощью суицидов. Мир несется и стремится куда-то, но куда именно, никто толком не знает. А чувство страха и одиночества все больше наваливается на человека. Все это было описано в романе Брэдбери, и все это стало реальностью. 

Заканчивая обзор романа, хочу кратко резюмировать его смысл. Автор романа выразил отношение к бездуховному обществу, которое променяло красоту и мудрость книги на индустрию удовольствий и беспамятство. Некоторые критики и почитатели Брэдбери сравнивают роман «451 градус по Фаренгейту» с притчей о птице Феникс, которая сгорала на костре, но всякий раз возрождалась из пепла. Один из членов группы диссидентов-повстанцев, писатель по имени Грэнджер, заговорил об этой птице: «Когда-то в древности жила на свете глупая птица Феникс. Каждые несколько сот лет она сжигала себя на костре. Должно быть, она была близкой родней человеку. Но, сгорев, она всякий раз снова возрождалась из пепла. Мы, люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущество перед ней. Мы знаем, какую глупость совершили. Мы знаем все глупости, сделанные нами за тысячу и более лет. А раз мы это знаем и всё это записано, и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества».     
Хотя легенда о птице Феникс берет свое начало в языческом мире, она получила новую интерпретацию в христианстве. Феникс выражает триумф вечной жизни и воскресение; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение – победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси Феникс трансформировался в Жар-птицу и Финиста. Роман повествует о том, как в пламени погибали книги, но все ради того, чтобы уничтожить человека, обречь его на геенну огненную. Это описание жизненного пути главного героя Гая Монтэга – пути преодоления стандартности мышления, разворота от превращения в зомби или биоробота, восстановления себя как человека. В романе возрождение, преображение Монтэга началось вроде со случайности – его встречи с упомянутой выше странной девушкой по имени Кларисса. Может быть, для кого-то такой же разворот может произойти после прочтения романа Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». 

 

Примечания:

1. Считается, что именно это произведение Толкина положило начало жанру современной фэнтези. Но примечательно, что роман «Властелина колец» публиковался в 1954-55 гг., т.е. уже после выхода в свет «451 градус по Фаренгейту» (1953 г.). То, что было до Толкина, обычно называют традиционной фэнтези. Впрочем, раньше такого слова не было, использовали слова «сказка», «миф», «легенда».  

5
1
Средняя оценка: 3.0118
Проголосовало: 339