Выхода нет: Квазимодо из казахского Нотр-Дама

От создателей «5:32». Сериал «1286». Казахстан, 2023 г.

Генеральный продюсер: Алишер Утев 
Режиссёр-постановщик: Алишер Утев 
Авторы сценария: Алишер Утев, Сергей Литовченко, при участии Аменова Амира и Рахметалиева Алена.

В ролях: Аман — Олжас Далелхан, Дана — Ақниет Орынтай, Қазбек — Нышанбек Жубанаев, Хасан — Ақжол Мамыр и др.
Слоганы: «Я вас не понимаю, чего вам ещё нужно, рабы?». Или: «Мы поставили под сомнение величие Бога».

«1286» — номер Суры из Корана: 
«Он сказал: “Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаху,
и я узнаю от Аллаха то, чего вы не знаете”».

Казахские фильмы всегда славились хорошо прочерченной криминальной темой. Это и «5:32» А.Утева. И старые проверенные «Решалы» (правда, российского производства, но — казахских реж. Ж.Бадмацыренова, Р.Асхаева). Это и сатаевские «Бизнесмены»-2018, и «Братья»-209 того же А.Сатаева. «Вперёд!»-2022 Е.Нургалиева. «Должник»-2022 Р.Шарафеддинова.
Хорош казахский режиссёр Адильхан Ержанов: «Чёрный, чёрный  человек», «Жёлтая кошка», «Штурм», «Ласковое безразличие мира».
Знаете, меня прям-таки «убил» кадр из «1286», когда Зверь, Чудовище с заглавной буквы (иначе произнести нельзя) едет на машине, слушает прекрасную казахскую мелодию и… принимается вдруг рыдать. Зверь плачет. Маньяк-убийца, называющих своих рабов «ското́м», — сентиментален? Значит, какая-то кроха здравого смысла осталась в его душе? Что этим хотел подчеркнуть автор? Давайте разберёмся, дорогие друзья… 

Конец 90-х. Простая казахская семья. Муж-жена. Мать-отец. Тёща, любительница криминальных новостей, и оттого «вечная страдалица», — болеет… Дед тоже еле шаркает.
В семье у Амана (О.Делелхан), врача городской поликлиники, нелады с супругой. Что ж, бывает. Тяжко жить большой семьёй. 
После весёлой пятничной расслабухи у першего приятеля, по дороге домой доктора Амана похищают какие-то сомнительные личности. И — продают в рабство к натуральному Чудовищу: Горбуну из подлинной преисподней. 
Четыре дня врач провалялся в отключке на страшном солнцепёке. В клетке. В чьём-то большом незнакомом дворе: чужом дворце Нотр-Даме.
Очнулся…

Тут возникают невообразимые вещи.

За всеми ними — невольниками под наименованием «скот» — числятся кликухи: Черепаха, Баран, Олень, Собака, Свин, Бегемот и т.д. Не имена, названия. Мало ли кто вспомнит своё ли, чьё-то имя — следует жестокое наказание.
Чтобы «животные» не убежали, Хозяин сразу (по «приезде») подрезает им сухожилие над пяткой. 
Кто брыкается, качает по первости да по незнанию права — того Хозяин может прилюдно убить. Его — или кого другого — без разницы. Всё очень жёстко, очевидно до бессознания. 
Так что тот, кто поначалу ершится — затыкается мгновенно, постигнув реальность. Втайне мечтая о побеге. Хотя и эта мысль (о побеге) — в корне неверна. Правильная, актуальная мысль состоит в том, как в этом адовом мареве крови-страданий — выжить, а не сдёрнуть. Просто выжить… [Вокруг — стокилометровая пустыня.]
Постепенно вскрывается ужас бытия в дантовом Аду. Многие рабы тут «живут» в кавычках по нескольку лет. Кто-то — больше десятка лет. 

Их содержат в (относительной) чистоте — бреют раз в два дня. Вшей в бараке не должно быть ни в коем случае! Кстати, барак — это грязная кирпичная коробка с подстилкой в виде тонкого слоя сена. 
После каменоломен позволено помыться в Каспии. Пленники тоскливо смотрят вдаль… Но желание уплыть — утопично. 

По имени, как уже касались, обращаться друг к другу нельзя — наказание ремнём по пяткам.
Шуметь после отбоя нельзя — наказание.
Снимать без спроса мешок с головы нельзя (во время движения на трудовую вахту в горы) — наказание. 
Побег оттуда неосуществим. Во-первых, огромные расстояния. Во-вторых, Хозяин знает местность досконально: «до камешка», — как он говорит. 
В-третьих, по округе разбросаны подобные же рабовладения: можно элементарно попасть к соседнему Барину. С точно такими же безвольными рабами. Владельцы коих порой пересекаются в товарищеских попойках, — развлекаясь петушиными боями с немалыми денежными ставками. 

Где берут деньги? Хороший вопрос. Ответ тривиален.

Каждый день младший брат, одномоментно помощник Чудища намывает в реке ситом золото. В то время как рабы ишачат с кайлом на каменоломне — строительный материал идёт у перекупов на ура. 
У горбатого Зверя с немым братом и «Нотр-Дам» свой есть: внушительное домоводство со свинарником для «людей» в кавычках — и клетками для боевых петухов. Собственно, дворец — огромный маяк, где хозяева поддерживают свет для проходящих вдали судов. Это — первая мнемоническая линия. 
Вторая — поиски пропавшего семьёй в Алма-Ате: в «той прошлой» жизни. 
С тем, чессговоря, дело швах. Милиция не особо шевелится, думая, что происшествие из разряда обычных мужских адюльтеров: сплошь и рядом! 
Супруга Дана (А.Орынтай), родня — мать-отец — развешивают листовки, дают информацию в СМИ. По крупицам с трудом выясняя, дескать, из страны Аман не выезжал; по «чёрной» (блатной, воровской) линии не замечен; по белой (ментовской беспредел) — тоже нет известий.
Третья сюжетная линия. Небритые неприятные штемпы, собирающие «материал» для рабовладельца. Подбирая по кустам пьянчужек, бомжей-бездомных. Старых-молодых — без разницы. Иногда в сети попадаются такие, как Аман — семейные, многодетные. В рабстве все они становятся «ското́м».
Четвёртая линия. Немой брат Чудовища. В глубине души оставшийся человеком, и который втихаря сочувствует поселенцам, — но то нельзя въяве показывать старшему «Горбуну»: может избить-замучить до полусмерти! 
Пятая линия. Детские психологические травмы и Монстра, и его мало́го. Их мать — повесилась от притязаний самодура отца. Который тоже погиб (по вине мало́го). Что стало причиной частых ссор: младший любил мать, старший — почитал отца и во всём ему подражал и подражает. 
Слёзы его, упомянутые вначале текста, скорее, детская неутолённость, недоговорённость. Некий фундамент той невероятной жестокости, посеянной в детстве, взращённой в теле взрослого палача. 
Шестая линия. В ленте представлены несколько видов преступного рабства. Это и детские тюрьмы. И женские лагеря — чисто для размножения и разведения маленьких «рабов».

Через две недели плена — Аман сбегает. С повреждённой ногой уходит отнюдь и отнюдь не далеко... Вообще, конечно, ужасное зрелище — голимый трэш: еле идущий, хромающий измождённый беглец. За ним — тоже хромающий Монстр-Горбун, изрыгающий проклятья. У которого в подкорке одно: ослушался — умрёшь как собака. Тем более что у Амана кличка и была — «Собака»…

Плюсы

•    Великолепная музыка сериала, полностью отражающая беспросвет, безысходность, горе. 
•    Операторское мастерство — на высоте. Панорамные съёмки пустыни, скал, моря — великолепны. 
•    Сценарий — выше всяких похвал. Сюжет захватывает, не выпуская зрителя из своих объятий ни на секунду. 

Повторюсь, что если б (по выходе) была такая возможность, проглотил бы все серии разом. Любителям жанра криминал-экшн — самое то.

Ну, а мы приближаемся к концу обзора…

К третьей серии Аман передвигается уже… точнее, ползает лишь на коленках. Пятки ему отшиб советской армейской бляхой Хозяин-Горбун — в наказание за побег.
Степной ветер безнадёги — зашкаливает. Атмосфера людского горя — льётся через край. И даже когда в руке у Амана оказывается нож, он не смог убить Монстра — силы не те. Сил нет совсем. Не то что ножом — он и на́ ноги-то встать не может…
Горбатый звонарь Квазимодо не даёт никому спуску ни днём, ни ночью. И его «звонница» — высокий одинокий маяк, ещё сыграет в фильме немаловажную роль: всё только начинается. 

P.S. Название ленты «1286» — это количество дней, проведённых в неволе. Картина сделана на основе реальных событий. Выхода из которых — нет. 

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 25