Гиперинтуиция агента Харкера, или Кровавое безумие в стиле Мэнсона

«Собиратель душ»-2024, Канада, США

Жанр: ужасы, триллер, детектив
Слоганы: «Кто-то или что-то заставляет мужчин убивать свои семьи, что общего у этих семей?». «Сомневаюсь, что у ФБР есть отдел “Хороших дел”».
Режиссёр: Осгуд Перкинс
Сценарий: Осгуд Перкинс
Продюсеры: Николас Кейдж, Дэйв Каплан, Крис Фергюсон
Оператор: Андрес Арочи
Композитор: Элвис Перкинс
В главных ролях: Майка Монро, Николас Кейдж, Блэр Андервуд, Алисия Уитт, Мишель Чхве-Ли, Дакота Долби, Lauren Acala

Сразу скажу, за счёт визуальных и аудио эффектов зрителю (мне) страшно (аж жуть! — как пел Высоцкий) — практически весь фильм. Плюс нехилый экшн: да, движухи в кадре предостаточно. Правда, Ника Кейджа, кто не в курсе, — не распознать в фигуре самого главного зла. Но — это не суть. Кейдж тут не играет особой роли. Здесь работают, повторюсь, андеграундные, точнее даже, бэкграундные закулисные звуки, трюки, впечатления, ожидания… Хичкоковская недоговорённость. 
«Ужастик» начинается вроде бы с отвлечённых, не привязанных к месту мелодий, музыкальных тем, аккордов, диссонансов… Этим и берёт за душу. Точнее, за горло: внезапностью. Неожиданностью.
Вообще — в плане диссонансов — есть философская теория, когда мысли, если они слишком навязчивые, притом как бы «долговременные» — воплощаются въяве. Это проповедовал нам и Юнг, и Ницше, и Соловьёв (тот, великий философ Соловьёв). Всё мировое богословие в ранге науки говорит о том, что Бог — есть он или нет на самом деле, по мнению различных конфессий: — слышит нас по-любому. Впрочем, так же как и Дьявол. Сатана. 
Отсюда (в фильме): отцы убивают свои семьи, будто облучённые какими-то страшными волнами смерти. Я об этом уже писал: Роман Богословский хорошо раскрыл тему непреднамеренных акций, шагов и даже убийств — под воздействием никому не известного влияния извне: гангсталкинга. 
В свою очередь, первое убийство в фильме произошло 14 июля 1966 г. То есть речь идёт о каком-то вневременном зле: без начала и конца. Речь не о человеке, — а о каком-то сумеречном дьявольском духе. О зле — вне нашего мира, как говорил философ Витгенштейн. Оно — между жизнью и смертью. Меж этим миром — и тем, чёрным. Который приходит только в снах. Которые кажутся… явью.

Вообще, отвлекшись, можно ли сказать, что наш кинематограф заполонили ужастики, психологические триллеры и тому подобное? — Ответ: да, непременно да, почему нет… Это и российские «Сёстры», «Бывшая», «Невеста», «Фото на память». Казахские «5:32», «1286». В переломные «лихие» времена народ тянет на небывальщинку.
Эх, хорроры я люблю, как и многие из вас, уважаемые господа. Тем более что это — реальный триллер, с самого начала завораживающий своею жуткой аурой: музыкой, ритмом съёмки, раскадровкой…

Для любителей старого рокешника сразу дам один трек из фильма:

T. Rex - Jewel (1971)

Лента разделена на три условных части. Что, в принципе, можно было и не делать: разделение по главкам не имеет решающего значения. Там и работа полиции. И личные отношения-невзгоды-перипетии главных героев — в основном офицеров и детективов. Сразу начинается с поимки то ли убийцы, то ли маньяка — зрителю даже не говорится, кого ловим, так сказать. От этого напряжённость момента экспоненциально возрастает. 


Записка маньяка

Агент Харкер (Майка Монро) обладает чудовищной интуицией. Она как бы чувствует, — где находится в данный момент зло. Она чувствует, как будто кто-то или что-то хлопает её по плечу, — подсказывая, куда смотреть. Куда идти и где искать добычу. Её напарника, которого она навела на предполагаемую «добычу» таким интуитивным способом — тут же убивают… 
Постепенно режиссёр подкидывает зрителю смысловые маркеры фильма: мы, зрители, как бы прозреваем вместе с опытными розыскниками. В активе полиции за последние 30 лет уже десять домов с убитыми семьями — с одной только росписью на бумаге: «Собиратель душ». Семьи убиты… собственными отцами. Никогда ранее не замеченными в чём-то криминальном. Общее, что (возможно) соединяет убийства, — это четырнадцатое число: день рождения какой-либо жертвы. Это ни о чём не говорит, но тем не менее — хоть какая-то зацепка…
Главный вопрос вопросов картины: как собиратель душ убивает семьи — если там даже нет никаких отпечатков пальцев? Остаются только письма. Самое странное то, что если бы не письма, — то никто бы не понял, что убийства совершает маньяк. Никто б не понял, что кто-то удалённо(!) заставляет глав семейств жестоко расстаться с любимыми. Это, кстати, тема ещё начала XX в. Фантасты, мистики прошлого обильно прошлись по фантасмагориям удалённого управления людьми, социумом, миром… [Тот же беляевский Штирнер.]

В итоге агент Харкер вылавливает того, кто, кажется, является Злом (Кейдж). Но нет… Поймать-то его поймали, да… Никакого толку! Зло, Дьявола — нельзя одеть в наручники и на том успокоиться, как бы не так! Если даже собственная мать агента Харкер — является частью этой нескончаемой ленты Мёбиуса — круговорота мирового зла. 
Впечатление, что фильм немного съехал в «рассужденчество» после бо́льшей его половины, обманчиво. Небольшая та «расслабуха» вполне компенсируется невероятной концовкой, у которой… конца — нет. И не предвидится вовсе.

Трейлер:


Официальный постер (с очертаниями Кейджа)

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 6