Золотой запас страны и «Горизонт событий»
Золотой запас страны и «Горизонт событий»

График роста/убыли золотого запаса Российской империи—СССР—РФ долгое время походил на диаграмму состояния лихорадочного пациента, что вывешивается на спинке его койки. До начала Первой мировой войны Золотой запас Российской Империи был самым большим в мире — 1 400 тонн. Рубль по реформе Витте привязан к золоту: 1 рубль = 0,774235 грамм золота. Эстафета войн и революций его сократила, очень сильно сократила, а насколько именно… — подсчетам и посвящен этот сюжет.
В 1918 отряд полковника Каппеля захватил (для той, белой, стороны: «отбил») более 500 тонн золота, передав его в распоряжении адмирала Колчака, при котором запас сократился на 182 тонны. Словно соревнуясь с расстрелянным адмиралом, большевики только в начале 1920 г. потратили более 200 тонн золота «на закупку паровозов у Англии». Это один из наиболее темных, запутанных периодов в истории золотого запаса страны. Вскоре Заказ на паровозы был якобы переориентирован на Швецию (не имевшей и доли необходимого производства!). В 1923 году по поводу заказа шли длительные дискуссии в ВСНХ, НКПС, Госплане, Наркомфине, Совете Труда и Обороны. Мне, еще и доценту Академии базовой подготовки Российского Университета Транспорта (МИИТ), эта тема особенно интересна. Итак…
Известно: Нарком Путей Сообщения и ЦУЖЕЛ (Центральное управление железных дорог) перенесли все усилия и остающиеся ресурсы на ремонт скопившихся в РСФСР 6 000 паровозов. Т.е. затею со шведскими паровозами постарались забыть.
Неизвестно (и абсолютно неизвестно!): судьба выделенного на «шведские паровозы» более 200 тонн российского золота.
Несколько раз акцентированные мною «шведские паровозы» можно, например, связать с… маршрутом возвращения Ленина и его соратников из Швейцарии в Россию в апреле 1917 года, — а то по сей день твердят лишь о германской части дороги, «пломбированном вагоне». Можете представить контакты с традиционно сильными скандинавскими социал-демократами, предположить завязывание контактов, сетей взаимных услуг и каких-то обязательств («по получении власти в России), выдвинуть соответствующую версию и… получить обвинение в конспирологии.
Впрочем, интуитивно понятно: золото через цепочки партий и банков ушло на финансирование «мировой революции», постепенно перешедшей в «мировой революционный процесс». (Если первое звучало страшновато, напоминая о «Коммунистическом Манифесте» Маркса-Энгельса, «Перманентной революции» Троцкого, то второе — вполне цивильная, обтекаемая фраза, абстракция из документов КПСС брежневского периода.)
Но кроме этого интуитивного понимания, куда все же ушло золото, — есть лишь нескончаемые потоки публикаций (различной степени официальности), бездны взаимоисключающих версий… Порой кажется, их (версий) число — это лес, специально высаживаемый, согласно древней восточной стратегии: «Где лучше всего спрятать дерево?» — «В лесу».
Этот абсурд/«непонятка» со знаменитыми «шведскими паровозами» — весьма подходящая увертюра/подводка к нескольким дальнейшим страницам, представляющим некие цифры, возможно как-то описывающие движение «Золотого запаса России—СССР—РФ». Здесь полностью избежать цифр — как-то неудобно, но и увлечь/обмануть читателя какой-то особой «точностью», эксклюзивно где-то полученной/слитой информацией было бы и вовсе «не комильфо»...
А знаете историю подозреваемых бедных фермеров США? Это чтобы не прицеплять тему «неисповедимости путей» Золотых запасов к одной лишь России, где, дескать, все может пропасть, кануть в тартарары… я напомню еще одно никак не решаемое «уравнение с одним неизвестным», нестыковочку. Было подсчитано, что от момента открытия золотых месторождений в США (1848 год) и до 1890 года добыто золота на 9,5 миллиарда долларов. Известно, что подавляющая его часть пошла на чеканку монет. В наличии же ока¬залось золота в монетах на 3,5 миллиарда долларов. По всем отслеживаемым контрактам за границы США было вывезено золота на 2,3 миллиарда долларов. 9,5 – 3,5 – 2,3 = 3,7. Где еще 3,7 миллиарда долларов? Напомню и актуальность этого вопроса в дни Великого Кризиса, начавшегося в 1929 году, когда американская экономика остановилась из-за нехватки золота как средства платежа. О тогдашней связке бумажного доллара и золота была речь в Главе 1.
Спасительный «Новый курс» новоизбранного президента Франклина Рузвельта как раз и включал конфискацию у всех американских граждан и фирм, или, точнее, принудительное изъятие золота с возмещением 20,66 бумажных доллара за унцию. Оставить тайком у себя золота более чем на 100 долларов — грозило тюремным сроком до 10 лет. В той же Главе 1-й я сравнил это с обличаемой всеми публицистами нашей Продразверсткой 1918—1921 гг. А отряды американских комиссий из полиции и налоговиков, вскрывавших банковские ячейки, сравнил с нашими же «Продотрядами».
Эта «Золоторазверстка» 1930-х годов и напомнила некоторым въедливым экономистам об имевшей место десятилетиями ранее пропаже золота. Где «презренный металл» на 3,7 (тех!) миллиарда?! Отряды, вскрывавшие по всей стране ячейки банков, следов их не нашли. Спрашивать об этом правительство? Но, видно, это — нарушение какого-то неписанного Закона № 1. Или сродни заглядыванию «за горизонт событий» (о котором скажу буквально через пару абзацев). В общем, никто правительства и не спрашивал, и отвечали не высшие госчиновники, не топ-менеджеры банков. входящих в ФРС (Федеральную Резервную систему США), а экономисты, эксперты. Они и указали на виновников пропажи: фермеры!
Эти крупные держатели золотых монет не доверяли часто прогоравшим банкам и предпочитали зарывать в землю. Самое восхитительное — у этой версии есть свои резоны. Что, фермеры не доверяли банкам сильнее, чем горожане, рабочие, офисные клерки? — Недоказуемо. Но банковские ячейки горожан в 1930-х те «продотрядовцы» прочесали внимательно, а именно фермеры имели техническую, физическую возможность закапывания золотых монет на своих безбрежных акрах… Тут вспомнить можно бы и капитана Флинта и небезызвестных «экспертов по инвестированию золота»: лису Алису, кота Базилио и их клиента Буратино, — но настоящий юмор в том, что других версий пропажи золота на 3,7 миллиарда (тех!) долларов США — как бы и нет…
Примерно с начала 2010-х годов в «Независимой газете» и «Московском комсомольце», чередуя с вольной эссеистикой, я опубликовал несколько десятков статей — условного жанра: «объяснение на пальцах» некоторых серьезных проблем, точнее моего взгляда на них1. Например, когда резервы России были заморожены в Брюсселе и некоторых еще местах, поднялись разговоры в духе 1917 года, крики «Предательство!» Да еще вслед прогремели репортажи, что возвращая хранимые у себя золотые запасы других стран, США пытались выдать за золото покрашенный свинец(?). Так что на одной встрече с читателями, каковую я надеялся направить в русло литературное, я из-за недавнего своего очерка был приперт к стене вопросами: «Не тайные ли агенты ЦРУ хранили наш золотовалютные резервы не в Москве, а там-то и там?» — Что было мне, прикладному математику — по давно забытому диплому: — ответить? Были товарообороты с теми и теми странами? Всегда требуются резервы на его обеспечение, сопровождение долговременных контактов? Нужны были резервы на содержание посольств и т.д., на внезапные государственные расходы? Почему не только Россия, еще десятки стран держат свои золотые запасы не у себя, а чаще в США? — Вариант ответа: «Тот же дисконт». Объяви: «В уплату у меня тонна золота, лежит в подвалах Кремля»? Ответят: «Зачтем как полтонны, с учетом рисков: проверка, попытки вывоза…»
Горизонт событий
Второй вариант: «Есть тонна золота, лежит на Манхэттене, где и все Центробанки "порядочных стран" хранят». — О! это другое дело! Зачет! Подписываем! Так в идеале. Было. Когда-то. Но в 2024 году на вопросы этой серии я в ответ мог лишь промолчать/помычать. И в нынешней (в скором будущем) книге постараюсь протянуть линию «золото в истории, культуре», как и было объявлено в заглавии, а со всеми «точными, реальными цифрами», касающимися движения золотых запасов — разделаться в этой Главе. Их, эти цифры, и все сопутствующие пояснения можно бы сопроводить термином «горизонт событий». Это про то, что перемножив известную скорость света 300 км в секунду на максимальный оценочный срок существования Вселенной — 15 миллиардов лет, астрофизики вычислили некий «круг, горизонт», за пределами которого любые события, время, материя — предмет разговора писателей, фантастов или юмористов…
В жанре последних я бы и сформулировал ответ всем взыскующим «точных цифр, Справок о наличии золота, до килограмма». Хотите это точно знать? Или, допустим, написать самую лучшую монографию, диссертацию по теме Золотого запаса любой страны? Сначала постарайтесь стать главой Центробанка или главой спецслужб этой страны, а лучше — её Президентом. Запаситесь десятком компетентных сотрудников и терпением на пару лет, и тогда, наверно, можно приниматься за диссертацию...
К 1928 году в СССР от золотого запаса оставалось порядка 150 тонн. С 1929 г. золотой запас стал расти, ежегодно увеличивался на 320 тонн. О настоящем коллективном Подвиге всех работавших вольно и подневольно в «Дальстрое», обеспечивших этот уникальный в мировой истории «рывок» будет рассказано в соответствующих Главах книги…
Подводя итоги Первой пятилетки (1929—1932 гг.) в докладе на Объединённом Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в январе 1933 г., Сталин подчеркнул, что устойчивость советской валюты обеспечивается прежде всего достаточным количеством товарных масс в руках государства, поступающих в товарооборот по планируемым устойчивым ценам. Плановый характер экономики, государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия обеспечили существование советского рубля — как бы в двух различных стихиях. Словно некая «двоякодышащая рыба» — рубль внутри СССР (в том числе «безналичный рубль» для расчета между советскими предприятиями) — подчинялся Госплану и стоящему над ним партийному руководству. Это позволяло поддерживать его устойчивый курс внутри страны. Последовательное его укрепление позволяло провести те знаменитые снижения цен на внутренние потребительские товары в 1930-е годы и после Великой Отечественной войны. Установленный 19 июля 1937 года курс 1 долл. США = 5,3 руб. был практически неизменен до 1950 года.
Вторая стихия, в которой существовал рубль — торговые отношения с капиталистическими странами. Здесь он был обеспечен, конечно, не внутренними потребительскими товарами, а теми, что принимал (стихийный) рынок этих стран: котируемое на биржах сырье и драгоценные металлы, то есть золото (и в меньших долях платина и серебро). Государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия позволяли сосредоточить все золото-валютные резервы в руках государства и жестко (и в основном очень успешно) использовать их в торговле с капиталистическими странами.
С 1 января 1925 г. по 1 июля 1933 г. золотовалютные резервы Госбанка увеличились более чем в 2 раза, и большая часть этого роста обеспечили уникальные успехи золотодобывающей промышленности. Известно, что доля драгоценных металлов в общем объёме золотовалютных резервов Госбанка увеличилась с 52,5 до 94,7 %. Но… Это почти всё, что известно в точных цифровых измерениях. Оцените тонкость и «диалектику» этого механизма.
- нужно заявить об СССР как надежном, платежеспособном партнере, то есть в главном «золотом» измерении, грубо говоря, сообщить: «В СССР много золота!» — Но с другой стороны:
- сказать, сколько именно «много золота», — значит обвалить на него цены! Госплан за границами СССР — не командует, увы, — не директивный орган.
Вот почему в упоминавшемся интервью в «Нью-Йорк Таймс» 25 декабря 1933 года И.В. Сталин говорит одновременно и многообещающе, и уклончиво: «Наша продукция уже вдвое превысила продукцию царского времени и дает сейчас более 100 миллионов рублей в год. Особенно за последние два года мы улучшили методы геологоразведочной работы, и нашли большие запасы золота». В известных беседах с Феликсом Чуевым бывший нарком, глава правительства Вячеслав Молотов признавался: «У нас был огромный золотой запас скоплен, и платины было столько, что не показывали на мировом рынке, боясь обесценить!» — Точные цифры запасов, движения золота — важнейшая и государственная, и коммерческая тайна. Периодические вбросы цифр — хоть высшими правительственными, хоть Госбанковскими чиновниками, хоть экономистами, экспертами… надо понимать — не как публикации «Актов» какой-то ревизорской проверки, прогулки с калькуляторами по подвалам хранилищ, да еще в составе каких-нибудь «международных комиссий», а именно как политический или коммерческий ход, прием.
С пониманием этой доли условности нужно и воспринимать цифры: Золотой запас на 1 июля 1933 г. составил 678,5 т, к началу Великой Отечественной войны — 2 600 т золота. По советско-американскому соглашению о ленд-лизе в возмещение поставок из США — из СССР шли некоторые сырьевые товары, золото, платина. Точных цифр — НЕТ. В 1953 г. золотой резерв — 2 049,8 т, вроде бы максимум в истории СССР. На тот же 1953 год золота было:
- США — 19 631 т,
- Великобритания — 2 011 т,
- Швейцария — 1 296 т,
- Канада — 876 т,
- Бельгия — 689 т,
- Нидерланды — 658 т,
- Франция — 548 тонн.
Хотя, возможно, часть этих «тонн золота» включала пересчитанные по каким-то коэффициентам и тонны платины, и, возможно, других металлов этой группы. Впрочем, и без этих «замеров» всем известно и понятно, что до середины 1950-х масса золота в СССР прирастала, а потом… сначала на него покупали зерно, потом его продажами затыкали все дыры тонущего корабля. Цифры убыли? Достаточно было бы сказать: «Золото уходило в государственных масштабах». В 1991 году сообщалось, запас сократился до 484,6 т. В тот год цифры, предоставленные другими странами, были:
- США — 8 146 т,
- Германия — 2 960 т,
- Швейцария — 2 590 т,
- Франция — 2 546 т,
- Италия — 2 074 т,
- Нидерланды — 1 376 т,
- Великобритания — 588 т,
- Португалия — 494 т,
- Испания — 486 т.
Добыча за эти годы в СССР если и отставала от эпохи «Дальстроевского (Колымского) рывка», то несильно, примерно 250 т. То есть за период 1953—1991 гг. добыли около 7 000 т, но уровень запасов сократился на 1 500 тонн. Падение продолжилось и в 1990-е, что также легко представимо. А публикуемая цифра на 1995 г. — 261,8 т. Известный экономист, а так же автор журнала «Камертон» профессор Валентин Катасонов пишет: «Столь интенсивного исхода золота за национальные границы не знала ни одна страна мира за всю историю человечества». Чуть иначе интерпретируя, можно сказать: Золотой запас создавался, чтобы поддержать экономику страны на период от Хрущева до Ельцина включительно.
На момент начала первого президентства В.В. Путина запас — 384 тонны. На 1 января 2017 года запасы монетарного золота в составе международных резервов России (МРР) составляли 1 614,27 тонн (51,9 млн унций).
Примечание:
Авторские ссылки на предыдущие публикации по этой теме в др. изданиях:
https://www.mk.ru/social/2025/01/29/nazvany-prichiny-pochemu-sssr-proigral-gonku-potrebleniya.html
https://www.mk.ru/politics/2019/08/13/paradoksy-politicheskoy-zhizni-rossii-predlagaesh-vykhod-iz-krizisa-sday-zagranpasport.html
https://www.mk.ru/social/2025/07/09/surovyy-otvet-nayden-prostoy-sposob-zashhitit-rossiyan-ot-telefonnykh-moshennikov.html