По горячим следам
По горячим следам
Порадовало сообщение об итогах конкурса, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В день 9 мая – особенно.
В списке победителей четыре фамилии: Александр Щербаков, Владимир Спектор, Георгий Киселёв и Константин Фролов. Особенно я рада, конечно, за Георгия Ивановича Киселёва – русского поэта, живущего в Беларуси. Мы давно знакомы, встречаемся, живем недалеко друг от друга, Волковыск от Гродно в каких-то 70 километрах.
С удовольствием прочитала все стихи поэтов. Заслуженные награды и достойные опытные авторы. Тема у конкурса была одна, и как важно в таком ответственном деле не повториться, не сбиться с высокой планки. Писатели-фронтовики советской литературы оставили нам золотой фонд лучших отечественных имен и произведений ХХ века. Есть на кого равняться.
Четыре заявленных поэта своими конкурсными стихами доказали: традиция прошлого не утрачена, успешно продолжается, представленные поэтические образцы тому яркое доказательство. Коротко о своих впечатлениях
Сюжет стихотворения Александра Щербакова «Кинокартина про войну» трогательно прост и этим подкупает читательские сердца. Зима, в деревенский клуб привезли фильм, и не просто фильм, а про войну. Как здесь удержаться пареньку, все можно бросить и бежать в клуб, потом будь, что будет! Воспоминания о войне могут быть разными, здесь же повествование идет от мальчика, который давно вырос, но детская память глубока и чиста, когда-то пережитое невозможно забыть.
Поэт пользуется узнаваемой лексикой мальчишки из того далекого времени «Какие книжки, если кинщик / Кино военное дает!».
В трудное военное время и фильмы были настоящие, на них живо откликались зрители, переполненные не просто ответными чувствами «Весь зал сжимается обоймой, / Прошитый яростью и болью», а верой в скорую победу.
В зал пришел непростой зритель, а сопереживающий, и кино в клубе в тот вечер не развлечение. Все жители дружно собрались вместе, – «Сидит шалястый и тулупный, / Мозольный, шрамистый народ» – чтобы сплотиться, почувствовать поддержку, силу общности и народного духа. В темноте зала можно и плакать навзрыд, не стесняясь горьких слез, в клубе все свои, близкие люди. Такие минуты объединяют народ, окрыляют, дают надежду, что вернется с фронта чей-то отец, муж, брат, любимый, а кто-то вновь оплачет убитого близкого.
Стихотворение напоминает сжатую пружину, концентрированное, как сгусток мощной энергии, вызывает волнение сердца, искренний отклик, у меня, например. По темпу больше похоже на стремительные кадры киноленты. Вместе с героем, от имени которого Александр Щербаков делится детским воспоминанием и старой болью, страдают читатели, которые прикоснулись к этим замечательным строчкам «Но как страдал я за Победу! / Я и товарищи мои…».
Подборка стихотворений «В ритме победного вальса…» Владимира Спектора пронизана горечью осмысления нынешнего дня, противоречивым конфликтом непонимания поколений: у одних невозможность забыть прошлое, у других – забвение. Вечные вопросы – что с нами происходит, почему не ценятся прошлые достижения и победы.
«Из пепла возродилось зло, / А пепел – человечий...
«Иль память, что вечно нас гложет»
«Нет ни зависти, ни злости, ни злорадства, ни вражды… / Вперемешку на погосте – москали, хохлы, жиды…»
«Пахнут кровью чужие пророчества».
Предупреждения-предостережения старших поколений, хранителей исторической памяти часто не находят отклика, как и мучительные сомнения «Возможно правду от неправды ещё спасти, ещё сберечь…».
Недаром жюри выделило из подборки поэта именно эти торжествующие и ликующие строки «В ритме победного вальса», в них вся острота и соль переживаний, а главное! Как бы кому-то не хотелось принизить, оболгать Великую Победу, у современных циничных предателей ничего не выйдет. Великая Победа не застыла в граните и металле знаменитых памятников-мемориалов, у безымянных братских могил и скромных сельских погостов, но в нашей благодарной памяти, в вечности, в ее поднебесных недосягаемых вершинах – «Ничто не забыто, никто не забыт».
Собранные стихи Владимира Спектора тоже небольшие по объему, но в который раз убеждаешься, как важен насыщенный пульс содержания, он-то и отливает законченность краткой формы.
При всех авторских опасениях и сомнениях – главный, непреходящий итог жизни и поэзии заключен в последних строчках «Вся жизнь представляется цепью надежд, / Которой нельзя разорваться».
Стихотворение «Ветеран» Георгия Киселёва написано в 1988 году, еще было живо поколение фронтовиков. Они неохотно делились воспоминаниями, слишком болело внутри, их рассказы о войне не назовешь героическими, скорее будничными и скромными, без прикрас.
Поэт Г.Киселёв мальчишкой ждал отца с фронта, хорошо помнит усталую, молчаливую мать, голод, «два главных продукта – картошка и хлеб». Сердце поэта отзывчиво на чужие страдания. Герой его стихотворения не обобщенный персонаж, но очень узнаваемый, одноногий старик, ветеран войны. Как же он бесприютен и одинок, старый солдат, нам всем упрек и стыд. Как же ему неуютно в нашем радостном мире.
Он растерян, подавлен, смят
Не войной, не виной – тоской:
Изувеченный старый солдат,
Ну кому он нужен такой?
Автор этих строк много встречал в своей молодости таких изувеченных войной людей, потому что все войны уродливы по своей сути, они оставляют в душах участников незаживающие раны. Фронтовиков можно было распознать по старым гимнастеркам с колодками для боевых орденов, по мрачному взгляду, когда они собирались у пивного ларька, в парке, на стадионе. Среди праздничной толпы – «обтекает людская рать» – на тебя смотрели потухшие глаза.
Но в этой безнадежности и чужой отчаянности автор готов поддержать старика «Под рукой его костылём / Я считаю счастьем стоять». Вот оно, настоящее счастье и преемственность послевоенного поколения! Таким жизнеутверждающим аккордом заканчиваются стихи, одновременно наполненные трагизмом и светом.
Можно написать тысячи исторических книг, но часто одно-единственное стихотворение перевернет душу, зацепит, и человек вдруг опомнится, остановится в суетной гонке будничных дней, и спросит себя – «ради чего и зачем я бегу, зачем пришел на этот свет, куда направлены мои устремления?» Жизнь так страшна и несправедлива, может надо остановиться, наконец, заметить одного несчастного, помочь ему, и может быть, твоя личная судьба станет чуть богаче… В глубине души каждого живет его вечный сторож – стыд, всегда теплится надежда.
Неудивительно, что специальная премия жюри была учреждена специально для стихотворения «Мужик» Константина Фролова. Опять почти кинематографический сценарий, схвачено ярко, колоритно, захватывает с первых строк, перед глазами встает картина отступления, сразу задан достоверный ритм и ударная динамика «Донские степи. Лето. Пыль. Жара. / Мы отступали с самого утра».
Вот он, поверженный враг, каратель, тебя никто не звал, он сам пришел. Поэт не щадит художественных красок, и в поэзии бывают такие убийственные картины. «Они лежали молча, как дрова. / Закатаны по локоть рукава».
Еще недавно мы видели образ солдата, запыленного, смертельно усталого, но яростного и злого в бою – «И лишь в глазах – застывшая броня!», и живого.
Такие бойцы не сдаются, идут до конца. Они из того редкого поколения непобежденных, обладателей высокого духа, стойкости характера, готовых к самопожертвованию. Он – мужик, наверное, землепашец, отец семейства, надежный человек, воин, солдат. Может тот мужик и слов-то красивых не знал, но ему достаточно чувствовать к врагу всю ненависть, всю свою праведную ответную силу, и мужик принимает на себя бой, один. На том и стоит, и стоять будет русский человек, победитель Великой Отечественной войны!
Весь – от морщин до стоптанных сапог –
Он отдал всё, он сделал всё, что мог.
На этом рубеже он насмерть встал.
Он так решил. Он отступать устал.
Спасибо за работу жюри, наверное, было трудно определиться, отбор – дело всегда субъективное, как и мои свежие заметки. Конкурс журнала привлек много талантливых поэтов из разных стран мира, надеюсь, он поможет другим авторам сравнить и оценить свои работы на примерах поэзии лауреатов-победителей.
Художник И. Разживиин.